Нужно ли «кошмарить» педагога? - «Отцы и дети»
Kendal 10-дек, 08:00 1 357Где они их находят — плохих учителей и бездарных педагогов? Не видел. Ни разу. Строгие — да, требовательные — сколько угодно. Думаю, плохой или ленивый человек в школу не пойдёт работать в принципе. А если даже и пойдёт, то надолго там не задержится. Дети — лакмус, который не обманешь. Выведут на чистую воду любого проходимца или временщика. Доведут до белого каления, как говорится, съедят и не поперхнутся, вынудят уйти и сменить профессию.
В школе, как в авиации, «рождённый ползать летать не сможет». Если не дано, то лучше не пытаться. И мне кажется, не пытаются. Во всяком случае, мне плохие учителя не попадались. Не та профессия, где можно отсиживаться и получать зарплату только за выход на работу.
Педагогов своих детей невольно сравниваешь с теми, кто учил тебя самого. Их уже нет в живых, но планка задана в подсознании прочно и нерушимо, шаблон заложен. Рано или поздно приходишь к жизнеутверждающему выводу: учителя приходят и уходят, но при этом — не меняются. Все, что мы можем, — оставаться благодарными и принимать самое деятельное участие в огранке тех бриллиантов, которые им доверяем, — наших детей.
Жесткость намерений
Учебный год давно начался, но разговоры о компетентности представителей современной системы образования не утихают. Иногда складывается такое впечатление, что в нашей стране каждый человек знает, как играть в футбол и как учить детей в школе.
Претензии сыплются как из рога изобилия: «учитель придирается», «обзавёлся любимчиками», «ставит незаслуженные двойки» и все в таком духе.
— Ребёнка пытаются выжить из класса. Двойка за двойкой, дневник красный от замечаний. В управление образования ходила, но там ничего не хотят предпринимать. Говорят, опытный педагог и заслуженный учитель, — жалуется знакомая. — Почему мы должны уходить из класса? Пусть снимают учителя и дают другого!..
Где его взять — другого, женщину интересует мало. Тот факт, что компетентные педагоги в принципе товар штучный, во внимание не берётся. Есть государство, пусть оно и решает кадровые вопросы образования.
Дальше следуют обещания не останавливаться ни перед чем, дойти до президента и потратить кучу драгоценного времени на выяснение отношений. Жесткость намерений подкрепляется опытом — пару раз этой маме уже удавалось осуществить обещанное. Ещё до школы добилась увольнения воспитательницы, а потом – и заведующей детского сада.
В школе вышла осечка. Во всяком случае, пока учитель на месте, продолжает работать с детьми и старается не обращать внимания на неутихающее давление — привыкла. Привыкла к отпискам и объяснительным, к проверкам надзорных органов и собственным оправданиям. Бизнес «кошмарить» нельзя, педагогов «кошмарить» можно. В России масса омбудсменов — правозащитники отстаивают права детей, родителей и предпринимателей. Права учителей — только в рамках сухих регламентных документов.
Перспективная двойка
Наш ребенок таки принёс домой двойку, причём перспективную, далеко идущую. При детальном разборе выяснилось, что многие моменты из раздела математики для второго класса дочка понимает разве что на уровне заучивания, без попытки вникнуть в суть, разобраться и проанализировать. Однако любое зазубренное правило рано или поздно выветривается из головы и тогда наступает ступор: растерянность и незнание, что делать дальше.
Неприятные прогнозы начали сбываться в ближайшие дни. Двойки и тройки пошли чередой, следом — замечания и жалобы от учителя на плохое поведение ребёнка. Если ученик не понимает предмета, он теряет внимание, начинает ёрзать на уроке, отвлекаться, заниматься чем угодно, только не учебой. Знания пролетают мимо ушей. Абсолютно закономерное развитие событий. С учётом того, что семья у нас большая, проходили подобное не раз и не два.
В общении с учителем пропали нотки доверительности, доброжелательности. Диалог получился сугубо официальный, сухой. И все это на фоне сравнительно неплохой успеваемости других детей. Многие из которых и одеты побогаче, и телефоны у них получше, и возможностей для найма отдельных репетиторов по каждому предмету у родителей побольше.
В общем, самое время посетовать на предвзятость педагога. Можно поддержать других недовольных, влиться в ряды возмущённых родителей и добиться безоговорочной отставки педагога. При этом никто не гарантирует, что на его место придёт человек, совершенно иного склада характера и взглядов на обучение, полностью соответствующий потребностям и способностям каждого конкретного ученика. Увы, может случиться как раз наоборот. Тут, как говорится, бойся своих желаний.
И только трезвый взгляд и холодное мышление, но главное, собственное желание разобраться, вникнуть и проанализировать сложившуюся ситуацию заставляет воздержаться от радикальных шагов. Из глубины подсознания извлекается тот самый шаблон — воспоминания о собственных учителях. Они ведь, в сущности, ничем не отличались от современных коллег, но при этом мы как-то умудрились стать достойными людьми.
Как на подводной лодке
Не было в наши школьные годы никаких школьных самоуправлений (разве что в День учителя, да и то несерьезно, ради шутки). Требования учителя не оспаривались, а молодых специалистов для школ поставляла система государственного послевузовского распределения. Если в отдаленное село приезжал новый учитель, то все понимали — другого уже не будет. Оставалось радоваться и находить общий язык. Но для этого не обойтись без обоюдной заинтересованности сторон. Родители не могли оставаться в роли сторонних наблюдателей, чья задача лишь оценивать компетентность педагога. Как на подводной лодке — плечом к плечу в одной команде. Успеваемость ученика — дело общее.
Собственно, в сельской местности с тех пор почти ничего не изменилось. Там до сих пор искренне радуются приезду каждого молодого специалиста. Радуются все, включая родителей и председателя сельсовета. И делают все, чтобы учитель остался. Любые попытки добиться увольнения учителя пресекаются на корню, причём со стороны общественности. Потому что с учителем лучше, чем без.
Может, поэтому в сельских школах дети сегодня не забывают уважительно здороваться с учителями. Дети здороваются первыми не только в классе, но и в школьном коридоре, да и просто на улице. Даже если учитель никогда не вёл у них уроков, он все равно не останется без слов приветствия. Авторитет учителя там до сих пор непререкаем. Понаблюдайте за детьми в любой школе крупного города. Картина будет совершенно иная.
Хороший сигнал
Проблему внезапной дочкиной неуспеваемости решаем давно проверенным методом. Пока на двойки в классе можно закрыть глаза. Все что мы можем на данный момент — это поднять успеваемость домашнюю. Здесь нет звонков и школьных расписаний, мы никуда не торопимся. Спокойно и вдумчиво разбираем вместе каждое домашнее задание. Все очень просто — садимся и делаем.
Здесь мы сами себе учителя и сами себе педагоги. Повод доказать, как хорошо мы разбираемся не только в футболе, но и в системе отечественного образования. Сам на себя жалобу в гороно не напишешь, а потому и смысла ставить под сомнение свою компетентность нет никакого. Вот он, твой собственный «любимчик» — родной ребёнок. Теперь его успеваемость в твоих руках.
Спустя пару недель в рабочей тетради вновь замелькали четверки и пятёрки. Пока только за домашние задания, но и плотность красной пасты от учительских замечания в дневнике заметно снижается. Ребёнок перестал отвлекаться — это значит, что вновь понимает суть предмета. Не расслабляемся, работаем дальше, рано или поздно оценки за классную работу обязательно пойдут в гору.
Хороший сигнал уже есть — в общении с учителем исчезает сухой официоз, появляется доверительность и доброжелательность. Мы вновь союзники, в одной команде, в одной подводной лодке.
…Мне ни разу не попадались плохие учителя. Любопытно — попадались ли учителям плохие родители? А ведь жалобу на них не напишешь, не уволишь и новыми не заменишь.
Где они их находят — плохих учителей и бездарных педагогов? Не видел. Ни разу. Строгие — да, требовательные — сколько угодно. Думаю, плохой или ленивый человек в школу не пойдёт работать в принципе. А если даже и пойдёт, то надолго там не задержится. Дети — лакмус, который не обманешь. Выведут на чистую воду любого проходимца или временщика. Доведут до белого каления, как говорится, съедят и не поперхнутся, вынудят уйти и сменить профессию. В школе, как в авиации, «рождённый ползать летать не сможет». Если не дано, то лучше не пытаться. И мне кажется, не пытаются. Во всяком случае, мне плохие учителя не попадались. Не та профессия, где можно отсиживаться и получать зарплату только за выход на работу. Педагогов своих детей невольно сравниваешь с теми, кто учил тебя самого. Их уже нет в живых, но планка задана в подсознании прочно и нерушимо, шаблон заложен. Рано или поздно приходишь к жизнеутверждающему выводу: учителя приходят и уходят, но при этом — не меняются. Все, что мы можем, — оставаться благодарными и принимать самое деятельное участие в огранке тех бриллиантов, которые им доверяем, — наших детей. Жесткость намерений Учебный год давно начался, но разговоры о компетентности представителей современной системы образования не утихают. Иногда складывается такое впечатление, что в нашей стране каждый человек знает, как играть в футбол и как учить детей в школе. Претензии сыплются как из рога изобилия: «учитель придирается», «обзавёлся любимчиками», «ставит незаслуженные двойки» и все в таком духе. — Ребёнка пытаются выжить из класса. Двойка за двойкой, дневник красный от замечаний. В управление образования ходила, но там ничего не хотят предпринимать. Говорят, опытный педагог и заслуженный учитель, — жалуется знакомая. — Почему мы должны уходить из класса? Пусть снимают учителя и дают другого! Где его взять — другого, женщину интересует мало. Тот факт, что компетентные педагоги в принципе товар штучный, во внимание не берётся. Есть государство, пусть оно и решает кадровые вопросы образования. Дальше следуют обещания не останавливаться ни перед чем, дойти до президента и потратить кучу драгоценного времени на выяснение отношений. Жесткость намерений подкрепляется опытом — пару раз этой маме уже удавалось осуществить обещанное. Ещё до школы добилась увольнения воспитательницы, а потом – и заведующей детского сада. В школе вышла осечка. Во всяком случае, пока учитель на месте, продолжает работать с детьми и старается не обращать внимания на неутихающее давление — привыкла. Привыкла к отпискам и объяснительным, к проверкам надзорных органов и собственным оправданиям. Бизнес «кошмарить» нельзя, педагогов «кошмарить» можно. В России масса омбудсменов — правозащитники отстаивают права детей, родителей и предпринимателей. Права учителей — только в рамках сухих регламентных документов. Перспективная двойка Наш ребенок таки принёс домой двойку, причём перспективную, далеко идущую. При детальном разборе выяснилось, что многие моменты из раздела математики для второго класса дочка понимает разве что на уровне заучивания, без попытки вникнуть в суть, разобраться и проанализировать. Однако любое зазубренное правило рано или поздно выветривается из головы и тогда наступает ступор: растерянность и незнание, что делать дальше. Фото: depositphotos.com Неприятные прогнозы начали сбываться в ближайшие дни. Двойки и тройки пошли чередой, следом — замечания и жалобы от учителя на плохое поведение ребёнка. Если ученик не понимает предмета, он теряет внимание, начинает ёрзать на уроке, отвлекаться, заниматься чем угодно, только не учебой. Знания пролетают мимо ушей. Абсолютно закономерное развитие событий. С учётом того, что семья у нас большая, проходили подобное не раз и не два. В общении с учителем пропали нотки доверительности, доброжелательности. Диалог получился сугубо официальный, сухой. И все это на фоне сравнительно неплохой успеваемости других детей. Многие из которых и одеты побогаче, и телефоны у них получше, и возможностей для найма отдельных репетиторов по каждому предмету у родителей побольше. В общем, самое время посетовать на предвзятость педагога. Можно поддержать других недовольных, влиться в ряды возмущённых родителей и добиться безоговорочной отставки педагога. При этом никто не гарантирует, что на его место придёт человек, совершенно иного склада характера и взглядов на обучение, полностью соответствующий потребностям и способностям каждого конкретного ученика. Увы, может случиться как раз наоборот. Тут, как говорится, бойся своих желаний. И только трезвый взгляд и холодное мышление, но главное, собственное желание разобраться, вникнуть и проанализировать сложившуюся ситуацию заставляет воздержаться от радикальных шагов. Из глубины подсознания извлекается тот самый шаблон — воспоминания о собственных учителях. Они ведь, в сущности, ничем не отличались от современных коллег, но при этом мы как-то умудрились стать достойными людьми. Как на подводной лодке Не было в наши школьные годы никаких школьных самоуправлений (разве что в День учителя, да и то несерьезно, ради шутки). Требования учителя не оспаривались, а молодых специалистов для школ поставляла система государственного послевузовского распределения. Если в отдаленное село приезжал новый учитель, то все понимали — другого уже не будет. Оставалось радоваться и находить общий язык. Но для этого не обойтись без обоюдной заинтересованности сторон. Родители не могли оставаться в роли сторонних наблюдателей, чья задача лишь оценивать компетентность педагога. Как на подводной лодке — плечом к плечу в одной команде. Успеваемость ученика — дело общее. Собственно, в сельской местности с тех пор почти ничего не изменилось. Там до сих пор искренне радуются приезду каждого молодого специалиста. Радуются все, включая родителей и председателя сельсовета. И делают все, чтобы учитель остался. Любые попытки добиться увольнения учителя пресекаются на корню, причём со стороны общественности. Потому что с учителем лучше, чем без. Может, поэтому в сельских школах дети сегодня не забывают уважительно здороваться с учителями. Дети здороваются первыми не только в классе, но и в школьном коридоре, да и просто на улице. Даже если учитель никогда не вёл у них уроков, он все равно не останется без слов приветствия. Авторитет учителя там до сих пор непререкаем. Понаблюдайте за детьми в любой школе крупного города. Картина будет совершенно иная. Хороший сигнал Проблему внезапной дочкиной неуспеваемости решаем давно проверенным методом. Пока на двойки в классе можно закрыть глаза. Все что мы можем на данный момент — это поднять успеваемость домашнюю. Здесь нет звонков и школьных расписаний, мы никуда не торопимся. Спокойно и вдумчиво разбираем вместе каждое домашнее задание. Все очень просто — садимся и делаем. Здесь мы сами себе учителя и сами себе педагоги. Повод доказать, как хорошо мы разбираемся не только в футболе, но и в системе отечественного образования. Сам на себя жалобу в гороно не напишешь, а потому и смысла ставить под сомнение свою компетентность нет никакого. Вот он, твой собственный «любимчик» — родной ребёнок. Теперь его успеваемость в твоих руках. Спустя пару недель в рабочей тетради вновь замелькали четверки и пятёрки. Пока только за домашние задания, но и плотность красной пасты от учительских замечания в дневнике заметно снижается. Ребёнок перестал отвлекаться — это значит, что вновь понимает суть предмета. Не расслабляемся, работаем дальше, рано или поздно оценки за классную работу обязательно пойдут в гору. Хороший сигнал уже есть — в общении с учителем исчезает сухой официоз, появляется доверительность и доброжелательность. Мы вновь союзники, в одной команде, в одной подводной лодке. …Мне ни разу не попадались плохие учителя. Любопытно — попадались ли учителям плохие родители? А ведь жалобу на них не напишешь, не уволишь и новыми не заменишь.