Если ребёнок хочет стать «свободным художником» - «Отцы и дети»
Kirk 06-ноя, 00:00 1 123
В ранней юности я очень хотел стать так называемым «свободным художником», в моём случае — музыкантом и поэтом. То есть в своём воображении я им уже стал, хотя и чувствовал, даже иногда понимал, что мои литературно-музыкальные опусы ещё слабы. Позже я не раз сталкивался с людьми похожего самоощущения и заметил, что вот эта уверенность в том, что ты уже, а не ещё, вообще для нас характерна.
Сила это или слабость — вопрос дискуссионный. С одной стороны, это очень круто мотивирует на то, чтобы заниматься выбранным делом и не бросать, с другой стороны, часто ведёт к излишнему самомнению.
Пока ты рисуешь в своё удовольствие или даже учишься рисованию как профессии, ты ощущаешь некий процесс становления и менее склонен к переоценке самого себя. Как только ты увидел и даже полюбил «себя в искусстве», ты начинаешь с лёгкостью принимать мечты за реальность, порой жертвуя при этом учёбой, мыслями о нормальной работе.
Понятно, что тебя воодушевляют примеры таких же мечтателей, у которых получилось «прорваться». Хуже другое — истории «непрорвавшихся» тебя, как правило, не пугают, а тоже воодушевляют: образ непонятного толпой гения весьма романтичен.
Что касается меня, то встреча мечтаний и реальности оказалась довольно быстрой и весьма болезненной: только выйдя из подросткового возраста, я оказался в чужом городе в ситуации, когда деньги нужны были постоянно, но у меня не было профессии, а мои коммуникативные навыки, требующиеся для любого трудоустройства, были минимальны. Учиться чему-то было уже некогда — нужно было зарабатывать «здесь и сейчас».
Потом жизнь складывалась по-разному. Так или иначе, в ней нашлось место и музыке, и поэзии, правда, как правило, не в качестве способов заработка. Но и доход мой уже более 15 лет связан с так называемой творческой работой — журналистикой.
Как уже упомянуто выше, я встречал и других подобных мне мечтателей. И думаю, среди сегодняшних подростков тоже есть такие.
Да-да, этим мечтателем, «творческой натурой», «уже художником» может оказаться ваш ребёнок. Слышите, он в своей комнате гитару мучает? У него сейчас баррэ не получается взять, но две песни он уже написал. Он уже сказал вам, что это серьёзно? Нет? Ждите сих деклараций в любой момент.
Когда это случится, вы, скорее всего, придёте в ужас. В ужасе этом вы станете рассказывать чаду о трудностях, связанных с подобным образом жизни, приговаривать: «Как ты семью будешь кормить?», настаивать: «Только закончи институт!»
Но знайте: если юное прекрасное дитя уже внутренне трансформировалось в «свободного художника», для него ваши стенания и даже разумные доводы — лишь досадный фон, диссонирующий с тем пиром звуков или красок, на котором оно, дитя, уже чувствует себя не только гурманом, но и поваром.
Что бы вы ни думали про обнаружившиеся намерения вашего чада, вам придётся смириться с тем, что вот оно уже делает выбор и делает его самостоятельно. Да, ему не хватает жизненного опыта, и потому его выбор представляется вам не вполне осознанным. Но выбор сделан. И это уже не детская мечта стать космонавтом, это настоящее занятие. Слышите, он там бренчит и гундосит что-то мимо нот? Не слышите? Ну, может, он рисует…
И нет ничего хуже, чем обесценить его творческие порывы, например, сказать «Занялся бы ты настоящим делом!» Бывают примеры и покруче: ребёнок возвращается домой из театральной студии, а его встречают дома словами: «Ну, что, артист погорелого театра…»
Штука в том, что ребёнок уже и так занят делом, и это серьёзно — даже если это окажется кратковременным увлечением или останется в жизни человека до старости, но не превратится в карьеру, не будет востребовано широкими народными массами. Возможно, вам будет трудно принять эту точку зрения, но иного выбора у вас нет, если вы не хотите потерять с ребёнком контакт.
Но и махнуть рукой тоже нельзя. Вы-то ведь тоже серьёзно, вы тревожитесь при мыслях, что отпрыск ваш всю жизнь будет мыкаться в нужде, не желаете вы ему дополнительных бытовых неурядиц. И справедливо ваше желание донести до него некую здравую идею, как-то скорректировать его жизненный план. Но как? Что же это за идея?
Вот вы видите, что молодой человек решил пойти по пути «свободного художника», и даже возможная невостребованность его не пугает, так как он хочет заниматься этим ради искусства, а не ради так называемой «раскрутки». Прежде всего, попытайтесь понять, что при всей наивности представлений о жизни вообще и о мире искусства в частности, само это стремление достойно уважения.
Другое дело, что оно чревато катастрофической бытовой нестабильностью, которая многих сломала.
Вывод: нужно, чтобы у человека кроме его творчества было какое-то занятие, не особо его от творчества отвлекающее и не особо для него ценное, то есть такое, которое можно без сожалений оставить, если творчество всё-таки начнёт приносить ощутимый доход.
Не особо отвлекающее занятие — это не только про время. Как рассказывал один мой друг: «Я всегда старался устроиться на такую работу, чтобы она минимально занимала голову». Минимум душевного и интеллектуального вовлечения в процесс.
То есть идея такая: живи, как хочешь, но подумай о том, чтобы обеспечить себе пусть небольшой, но стабильный заработок.
Мы с вами привыкли, что такими должностями, как дворник или сторож, детей пугают. А нечего тут пугаться, особенно если для человека это не единственное и даже не главное занятие. Конечно, лучше, если человек овладеет каким-то всегда востребованным ремеслом. И , понятно, что самым предпочтительным остаётся вариант успешного развития в двух сферах, то есть когда человек и осваивает профессию, которая в будущем обеспечит ему материальный достаток, и не оставляет занятия творчеством, которое при этом не превращается в сугубо коммерческий проект.
Среди моих знакомых людей, пошедших по такому пути, немало. Они пишут замечательные стихи, музицируют, рисуют, занимаются художественной фотографией, снимают и монтируют видеоклипы. Да, если бы каждый из них занимался только творчеством, и более ничем, вероятно, продуктивность на этом поприще была бы выше. Но их нынешние произведения обогащены опытом, который они приобрели, реализуя себя в других сферах жизни.
Примеры таких людей могут оказаться для ребёнка очень воодушевляющими. Только найдите эти примеры, даже если для этого придётся сделать усилие и выйти за пределы привычного круга знакомств.
Примеры — это, как известно, вообще великое дело, не только для детей, но и для взрослых. Если ваши увещевания будут носить исключительно общий характер или если вы подберёте неудачные примеры, то для детей всё это будет не более чем скучными родительскими нотациями.
И попробуйте честно ответить себе на вопрос, а вы-то сами точно можете послужить для этих юных и дерзких вдохновляющим примером?..
В ранней юности я очень хотел стать так называемым «свободным художником», в моём случае — музыкантом и поэтом. То есть в своём воображении я им уже стал, хотя и чувствовал, даже иногда понимал, что мои литературно-музыкальные опусы ещё слабы. Позже я не раз сталкивался с людьми похожего самоощущения и заметил, что вот эта уверенность в том, что ты уже, а не ещё, вообще для нас характерна. Сила это или слабость — вопрос дискуссионный. С одной стороны, это очень круто мотивирует на то, чтобы заниматься выбранным делом и не бросать, с другой стороны, часто ведёт к излишнему самомнению. Пока ты рисуешь в своё удовольствие или даже учишься рисованию как профессии, ты ощущаешь некий процесс становления и менее склонен к переоценке самого себя. Как только ты увидел и даже полюбил «себя в искусстве», ты начинаешь с лёгкостью принимать мечты за реальность, порой жертвуя при этом учёбой, мыслями о нормальной работе. Понятно, что тебя воодушевляют примеры таких же мечтателей, у которых получилось «прорваться». Хуже другое — истории «непрорвавшихся» тебя, как правило, не пугают, а тоже воодушевляют: образ непонятного толпой гения весьма романтичен. Что касается меня, то встреча мечтаний и реальности оказалась довольно быстрой и весьма болезненной: только выйдя из подросткового возраста, я оказался в чужом городе в ситуации, когда деньги нужны были постоянно, но у меня не было профессии, а мои коммуникативные навыки, требующиеся для любого трудоустройства, были минимальны. Учиться чему-то было уже некогда — нужно было зарабатывать «здесь и сейчас». Потом жизнь складывалась по-разному. Так или иначе, в ней нашлось место и музыке, и поэзии, правда, как правило, не в качестве способов заработка. Но и доход мой уже более 15 лет связан с так называемой творческой работой — журналистикой. Как уже упомянуто выше, я встречал и других подобных мне мечтателей. И думаю, среди сегодняшних подростков тоже есть такие. Да-да, этим мечтателем, «творческой натурой», «уже художником» может оказаться ваш ребёнок. Слышите, он в своей комнате гитару мучает? У него сейчас баррэ не получается взять, но две песни он уже написал. Он уже сказал вам, что это серьёзно? Нет? Ждите сих деклараций в любой момент. Фото: simplycharlottemason.com Когда это случится, вы, скорее всего, придёте в ужас. В ужасе этом вы станете рассказывать чаду о трудностях, связанных с подобным образом жизни, приговаривать: «Как ты семью будешь кормить?», настаивать: «Только закончи институт!» Но знайте: если юное прекрасное дитя уже внутренне трансформировалось в «свободного художника», для него ваши стенания и даже разумные доводы — лишь досадный фон, диссонирующий с тем пиром звуков или красок, на котором оно, дитя, уже чувствует себя не только гурманом, но и поваром. Что бы вы ни думали про обнаружившиеся намерения вашего чада, вам придётся смириться с тем, что вот оно уже делает выбор и делает его самостоятельно. Да, ему не хватает жизненного опыта, и потому его выбор представляется вам не вполне осознанным. Но выбор сделан. И это уже не детская мечта стать космонавтом, это настоящее занятие. Слышите, он там бренчит и гундосит что-то мимо нот? Не слышите? Ну, может, он рисует… И нет ничего хуже, чем обесценить его творческие порывы, например, сказать «Занялся бы ты настоящим делом!» Бывают примеры и покруче: ребёнок возвращается домой из театральной студии, а его встречают дома словами: «Ну, что, артист погорелого театра…» Штука в том, что ребёнок уже и так занят делом, и это серьёзно — даже если это окажется кратковременным увлечением или останется в жизни человека до старости, но не превратится в карьеру, не будет востребовано широкими народными массами. Возможно, вам будет трудно принять эту точку зрения, но иного выбора у вас нет, если вы не хотите потерять с ребёнком контакт. Но и махнуть рукой тоже нельзя. Вы-то ведь тоже серьёзно, вы тревожитесь при мыслях, что отпрыск ваш всю жизнь будет мыкаться в нужде, не желаете вы ему дополнительных бытовых неурядиц. И справедливо ваше желание донести до него некую здравую идею, как-то скорректировать его жизненный план. Но как? Что же это за идея? Вот вы видите, что молодой человек решил пойти по пути «свободного художника», и даже возможная невостребованность его не пугает, так как он хочет заниматься этим ради искусства, а не ради так называемой «раскрутки». Прежде всего, попытайтесь понять, что при всей наивности представлений о жизни вообще и о мире искусства в частности, само это стремление достойно уважения. Другое дело, что оно чревато катастрофической бытовой нестабильностью, которая многих сломала. Вывод: нужно, чтобы у человека кроме его творчества было какое-то занятие, не особо его от творчества отвлекающее и не особо для него ценное, то есть такое, которое можно без сожалений оставить, если творчество всё-таки начнёт приносить ощутимый доход. Не особо отвлекающее занятие — это не только про время. Как рассказывал один мой друг: «Я всегда старался устроиться на такую работу, чтобы она минимально занимала голову». Минимум душевного и интеллектуального вовлечения в процесс. То есть идея такая: живи, как хочешь, но подумай о том, чтобы обеспечить себе пусть небольшой, но стабильный заработок. Мы с вами привыкли, что такими должностями, как дворник или сторож, детей пугают. А нечего тут пугаться, особенно если для человека это не единственное и даже не главное занятие. Конечно, лучше, если человек овладеет каким-то всегда востребованным ремеслом. И понятно, что самым предпочтительным остаётся вариант успешного развития в двух сферах, то есть когда человек и осваивает профессию, которая в будущем обеспечит ему материальный достаток, и не оставляет занятия творчеством, которое при этом не превращается в сугубо коммерческий проект. Среди моих знакомых людей, пошедших по такому пути, немало. Они пишут замечательные стихи, музицируют, рисуют, занимаются художественной фотографией, снимают и монтируют видеоклипы. Да, если бы каждый из них занимался только творчеством, и более ничем, вероятно, продуктивность на этом поприще была бы выше. Но их нынешние произведения обогащены опытом, который они приобрели, реализуя себя в других сферах жизни. Примеры таких людей могут оказаться для ребёнка очень воодушевляющими. Только найдите эти примеры, даже если для этого придётся сделать усилие и выйти за пределы привычного круга знакомств. Примеры — это, как известно, вообще великое дело, не только для детей, но и для взрослых. Если ваши увещевания будут носить исключительно общий характер или если вы подберёте неудачные примеры, то для детей всё это будет не более чем скучными родительскими нотациями. И попробуйте честно ответить себе на вопрос, а вы-то сами точно можете послужить для этих юных и дерзких вдохновляющим примером?