Он стал алкоголиком, потому что в детстве… События, ведущие к зависимости - «Семья»
Инга 23-июн, 17:00 1 370Родители молодых людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, компьютерной зависимостью, часто задают себе вопрос: что мы сделали не так? Почему именно наш сын стал алкоголиком? Далеко не все травмирующие психику ситуации создаются родителями, многое от нас не зависит. Однако психологам известны способы воспитания детей, которые подталкивают их к зависимости.
Кроме физиологических причин, существуют еще некоторые особенности психики человека, которые создают условия для того, чтобы первые эпизоды употребления произвели на него неизгладимое впечатление. Ведь именно сильное впечатление от первых проб, разительный контраст между мучительностью обычной жизни и свободой, расслаблением, воодушевлением опьяненного состояния провоцирует развитие зависимости.
Самые разные психологические школы рассматривают зависимость как состояние, вызванное травмой, то есть как болезненную реакцию психики на тяжелые обстоятельства. Одно и то же событие может оказаться полезной закалкой характера для одного человека и психотравмирующим для другого. Вероятность "разрыва" психологической ткани повышается, если тяжелые события сопровождаются одиночеством и невозможностью разделить с кем-то свои переживания.
Событиями, которые могут стать причиной травмы, принято считать стихийные бедствия, смерть близких, тяжелые телесные увечья, изнасилование, госпитализацию в самом раннем детстве и разлуку с мамой. К этому перечню можно добавить жестокое обращение со стороны значимых близких людей и не соответствующие возрасту и возможностям человека требования родных.
Травмирующее событие может постичь человека любом возрасте, но в раннем детстве он будет особенно уязвим.
Рассмотрим несколько типов ситуаций, последствия которых создают хорошую почву для развития зависимости как реакции на травму.
Третий тип травмирующих событий: "В чем я виноват? За что я могу отвечать? Имею ли право на какие-то действия?"
Ребенок рождается в этот мир абсолютно беспомощным. Все за него делают взрослые: одевают, кормят, объясняют, что происходит вокруг, знакомят с правилами поведения в мире людей.
Но постепенно человеческий детеныш становится все более и более самостоятельным: у него возникают собственные желания, отличные от желаний родителей, он учится что-то делать сам. В своем естественном стремлении к познанию ребенок очень инициативен: ему все интересно, все хочется попробовать, все достать и разломать, понюхать, попробовать на вкус.
Родителю важно дать понять ребенку, что иметь это возбуждение, стремиться его проявлять — это хорошо. Кроме того, родители и педагоги должны помочь ему "оформить" эту инициативу по-взрослому: научиться, во-первых, ответственности и, во-вторых, чувствовать за собой здоровую вину. Если в обучении этим понятиям происходит сбой, ребенок может столкнуться с труднопереносимыми переживаниями и неосознанно запретить себе проявлять инициативу.
Мы живем в мире людей, интересы которых часто не совпадают. Если малыш хочет поиграть с чужим самосвалом, а хозяин игрушки против, путь к объекту желаний лежит только через насилие. И в такие моменты ребенку важно научиться останавливаться, видя боль другого человека и соотнося ее со степенью собственной нужды.
Если это обучение проходит успешно, он может корректировать свое общение с окружающими, опираясь на здоровую вину, но без полного отказа от инициативы и активности. Ребенок, освоивший это чувство, не станет ни жестоким (здесь помогает здоровая вина), ни пассивным (здесь помогают интерес, любопытство, уважение к своим мечтам).
Если же в человеке вместо здоровой вины развилась токсическая, он усваивает: что бы он ни сделал, его нельзя будет простить за проявленную жестокость. И тогда он либо попытается угождать окружающим, либо вовсе "отключит" вину и станет жестоким тираном.
Сбой в обучении здоровой ответственности и здоровой вине приводит к тому, что человек либо решает никогда ничего не делать самостоятельно (зависимая стратегия), либо, наоборот, все всегда делать только в одиночку, не обращаясь ни к кому за поддержкой и помощью.
Для примера приведем перечень воспитательных стратегий и семейных традиций, которые мешают развитию у детей здоровой ответственности и здоровой вины:
- Привычка придавать большее значение вопросу "По чьей вине это произошло?", чем вопросу "Как нам вместе это исправить?".
- Упреки или даже наказания за то, что невозможно контролировать, то есть за мысли и чувства. "Я точно знаю, о чем ты думаешь, и прекрати так думать немедленно!" Ребенка не обучают отличать мысли от поступков, мысли от чувств.
- Чрезмерные, жесткие наказания.
- Отсутствие правил, отсутствие наказаний за проступки.
- Обвинение без объяснений: "Ты не знаешь, что ты такого сделал, но и я не буду тебе это объяснять".
- Отказ простить или забыть проступок, блокирование попыток искупить вину и возместить ущерб.
- Предъявление требований, которые не соответствуют возрасту или возможностям ребенка. Например, приказ успокоиться, когда слезы вызваны высокой температурой, или призыв соблюсти договоренность, которую малыш не в состоянии выполнить, даже если согласился.
- Убеждение ребенка в том, что родитель — очень хрупкий. "Ты разбил окно в школе — теперь у меня болит сердце!" Так у человека рождается ощущение, что своими действиями он может причинить разрушительный вред другому.
Человек, оказавшийся в ловушке токсической вины, становится легкой добычей для зависимости. Он чувствует свою отделенность от этого мира, боится проявлять инициативу, теряет свои собственные мечты, способности, подавляет креативность. И тогда психоактивное вещество или зависимое действие могут дать ему невероятный опыт свободы самовыражения, легкости и творчества.
Авторская статья
Первый тип травмирующих событий: