Похвала. Как правильно хвалить ребенка. - «Воспитание детей»
Феодосья 30-ноя, 20:00 1 294В повседневной жизни и в общении с ребенком, мы, как правило, обращаем своё внимание на то, что ребенок сделал неправильно, чем на то, что он выполнил хорошо. Так уж у нас заведено.
Все что ребенок делает хорошо, мы воспринимаем как должное, а если так должно, то за что же тогда хвалить. А между тем, в воспитательных целях, похвала намного эффективнее, чем наказание.
Простой пример: мама пришла с роботы, устала, но не смотря на это, приготовила ужин, накормила всю семью и после ужина навела порядок на кухне. Представьте себя на месте этой мамы. Разве вам не хотелось бы, что бы члены вашей семьи это оценили, сказали какая Вы молодец, поблагодарили бы за заботу и т.п. Как раз после того как наше обычное поведение замечают и благодарят за это у нас появляется желание делать это снова и снова. Скорее всего, мама, услышавшая подобный отзыв на свою работу, в следующий раз будет готовить ужин с гораздо большим удовольствием.
Точно так же на похвалу реагируют и дети. Они видят, что это нравиться окружающим и начинают делать это с большим усердием.
Похвала воспитывает в ребенке уверенность в себе и собственных силах. Ребенок, которого хвалили, вырастает уверенным и целеустремленным взрослым.
Но хвалить тоже нужно правильно. Тут важна золотая середина. Очень важно ребенка не перехвалить.
Итак, рассмотрим 4 принципа правильной похвалы:
1.
Хвалите ребенка за конкретный поступок
«Ты нарисовал красивый рисунок, нам всем очень понравилось!» – это звучит лучше, чем - «Ты самый лучший художник в мире».
Поощрение за конкретное достижение снимает с ребенка груз лишней ответственности и придает ощущение собственной значимости. На самом деле малыш слышит за вашей похвалой следующее: «Моя семья меня ценит. Я могу учиться новому. Я стал совсем взрослым».
2.
Хвалите пропорционально поступку.
Не нужно перехваливать ребенка за обычные в его возрасте поступки. Избыток поощрений так же нежелателен, как и их недостаток. Ваш малыш убирал за собой со стола? Это его обязанность, за хорошее выполнение которой он заслуживает простого признания и констатации факта, а не пения дифирамбов. Излишняя похвала вызывает у ребенка тревогу или же заставляет их любой ценой добиваться вашего поощрения, невзирая на качество выполненной работы.
3.
Говорите через похвалу о его характере
Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты помог дедушке посадить деревья в саду», это звучит гораздо точнее, чем «Ты лучший помощник в мире». Таким образом, вы подчеркиваете определенное поведение вашего ребенка, и, высказываете ему свое уважение. Правильная похвала позволяет детям получить представление о положительных качествах – например, помощи старшим. Будьте уверены, что после ваших слов он и дальше будет помогать дедушке, ведь его за это уважают.
4.
Хвалите удачную попытку и ее выполнение
Мы привыкли хвалить детей за результат, например за хорошую оценку в школе. Но если вы хотите, что бы у ребенка сформировалась более устойчивая мотивация к обучению, то правильнее будет хвалить за те усердия, которые были приложены в процессе изучения материала.
«Замечательно, что ты получил 4 по математике. Тебе попались очень не простые задачи, но ты много и усердно занимался и твой труд не прошёл даром!» – подобной фразой вы говорите малышу, что его усилия и настойчивость порой намного важнее, чем положительная оценка.
Хвалите детей правильно и в нужные моменты! И вскоре Вы увидите результат!
В повседневной жизни и в общении с ребенком, мы, как правило, обращаем своё внимание на то, что ребенок сделал неправильно, чем на то, что он выполнил хорошо. Так уж у нас заведено. Все что ребенок делает хорошо, мы воспринимаем как должное, а если так должно, то за что же тогда хвалить. А между тем, в воспитательных целях, похвала намного эффективнее, чем наказание. Простой пример: мама пришла с роботы, устала, но не смотря на это, приготовила ужин, накормила всю семью и после ужина навела порядок на кухне. Представьте себя на месте этой мамы. Разве вам не хотелось бы, что бы члены вашей семьи это оценили, сказали какая Вы молодец, поблагодарили бы за заботу и т.п. Как раз после того как наше обычное поведение замечают и благодарят за это у нас появляется желание делать это снова и снова. Скорее всего, мама, услышавшая подобный отзыв на свою работу, в следующий раз будет готовить ужин с гораздо большим удовольствием. Точно так же на похвалу реагируют и дети. Они видят, что это нравиться окружающим и начинают делать это с большим усердием. Похвала воспитывает в ребенке уверенность в себе и собственных силах. Ребенок, которого хвалили, вырастает уверенным и целеустремленным взрослым. Но хвалить тоже нужно правильно. Тут важна золотая середина. Очень важно ребенка не перехвалить. Итак, рассмотрим 4 принципа правильной похвалы: 1. Хвалите ребенка за конкретный поступок «Ты нарисовал красивый рисунок, нам всем очень понравилось!» – это звучит лучше, чем - «Ты самый лучший художник в мире». Поощрение за конкретное достижение снимает с ребенка груз лишней ответственности и придает ощущение собственной значимости. На самом деле малыш слышит за вашей похвалой следующее: «Моя семья меня ценит. Я могу учиться новому. Я стал совсем взрослым». 2. Хвалите пропорционально поступку. Не нужно перехваливать ребенка за обычные в его возрасте поступки. Избыток поощрений так же нежелателен, как и их недостаток. Ваш малыш убирал за собой со стола? Это его обязанность, за хорошее выполнение которой он заслуживает простого признания и констатации факта, а не пения дифирамбов. Излишняя похвала вызывает у ребенка тревогу или же заставляет их любой ценой добиваться вашего поощрения, невзирая на качество выполненной работы. 3. Говорите через похвалу о его характере Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты помог дедушке посадить деревья в саду», это звучит гораздо точнее, чем «Ты лучший помощник в мире». Таким образом, вы подчеркиваете определенное поведение вашего ребенка, и, высказываете ему свое уважение. Правильная похвала позволяет детям получить представление о положительных качествах – например, помощи старшим. Будьте уверены, что после ваших слов он и дальше будет помогать дедушке, ведь его за это уважают. 4. Хвалите удачную попытку и ее выполнение Мы привыкли хвалить детей за результат, например за хорошую оценку в школе. Но если вы хотите, что бы у ребенка сформировалась более устойчивая мотивация к обучению, то правильнее будет хвалить за те усердия, которые были приложены в процессе изучения материала. «Замечательно, что ты получил 4 по математике. Тебе попались очень не простые задачи, но ты много и усердно занимался и твой труд не прошёл даром!» – подобной фразой вы говорите малышу, что его усилия и настойчивость порой намного важнее, чем положительная оценка. Хвалите детей правильно и в нужные моменты! И вскоре Вы увидите результат!