Как обстановка в семье связана с адаптацией ребенка к школе: объясняют психологи, а также дают рекомендации для мам и пап - «Материнство»
Денис 18-сен, 09:20 904Первые месяцы в школе тревожные не только для детей, но и для родителей. Нам сложно понять, что действительно происходит с ребенком, когда он попадает в новый коллектив и незнакомую среду. Попросили психологов онлайн-сервиса YouTalk объяснить, как проходит адаптация к школе и как родитель может помочь – ребенку и себе.
Анна Погребняк
психолог, консультант онлайн-сервиса YouTalk и автор книги «Тирания тревоги»
Что происходит с ребенком, когда он идет в школу?
На адаптацию ребенка к школе влияет множество факторов: личностные качества школьника, его врожденный темперамент и психологические особенности, эмоциональное состояние, умственная работоспособность и физическое здоровье.
Имеет значение уровень готовности ребенка к школе, его интеллект, мотивация и социальные навыки. Также очень важно, какая обстановка в семье, отношения между родителями и ребенком. Если климат в семье нездоровый, это обязательно отразится на школьной адаптации. Ребенок и так испытывает страх и тревогу из-за того, что ему приходится выходить из знакомого, понятного и безопасного дома в большой и новый мир, со своими правилами и требованиями. Представьте, если еще и дом кажется ему небезопасным местом, тогда скорее всего возникнут проблемы. Получает ли ребенок поддержку, внимание и заботу? Чувствует ли себя комфортно в стенах собственного дома? Может ли возвращаться туда из «большого и страшного мира» и восстанавливать свои силы?
Если ребенок сильно устает?
Школа – это стресс в любом случае. Утомляемость в первое время это нормально и естественно, но в этот период ребенок нуждается в поддержке близких. У некоторых детей могут возникать психосоматические проявления, связанные с тревожностью: боли в животе и голове, частые болезни. Следите, чтобы ребенок расслаблялся и не перенапрягался сверх меры. Младший школьник может развиваться и хорошо обучаться, если чувствует комфорт. И здесь мы опять возвращаемся к атмосфере в семье.
Другая ситуация, когда сын или дочь выглядит утомленным делительное время, не хочет ходить в школу, пропускает занятия, часто болеет. Это может говорить о школьной дезодаптации. Нужно искать причины в семье и слушать ребенка.
В семье мы ищем безопасность, принятие, стабильность, предсказуемость. Дом – это место, где ребенок хочет найти покой и утешение, поддержку. Если в семье есть проблемы, если родители постоянно ссорятся, выясняют отношения, если между взрослыми постоянное недопонимание, или, например, кто-то страдает алкоголизмом, тяжелым психическим расстройством или имеет аддикции, дом перестает быть для ребенка островком безопасности и восполнения психо-эмоционального ресурса.
Некоторое время я работала в реабилитационном центре для несовершеннолетних и выявила одну закономерность: чем хуже климат в семье, тем хуже ребенок чувствует себя, тем сложнее ему учиться и адаптироваться в школе. А если семья неблагополучная или деструктивная, у детей обязательно возникнут эмоциональные и психологические проблемы, которые приведут к сложностям в адаптации и обучении. Все это повышает уровень тревожности и отражается на успеваемости и отношениях с одноклассниками и учителями.
Что мы можете сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе?
Рекомендации детских и семейных психологов YouTalk:
Проговорите ожидания
Обязательно перед школой обсудите с ребенком, какое у него/нее будет расписание, как будет строиться распорядок дня. Но не переоценивайте школу и не обещайте того, что вы не можете контролировать (например, в первую же неделю завести новых друзей). Если первоначальный опыт вашего ребенка не соответствует его ожиданиям, школа уже может показаться пугающей, а не захватывающей.
Познакомьтесь с классным руководителем
В каждой школе могут быть свои правила. Часто знакомство с учителем происходит на родительском собрании без учеников. Но если у вас есть возможность поговорить с учителям в пределах слышимости ребенка, воспользуйтесь ей. Даже если это короткий разговор на пару минут. Так вы покажете, что учитель – это тот, к кому вы расположены и доверяете. Ребенку будет легче сформировать привязанность.
Не перегружайте себя и ребенка
Несомненно, факультативные занятия, кружки и секции могут быть полезны и интересны ребенку, однако в первые месяцы школы можно с ними повременить и не добавлять нагрузку.
Планируйте отдых ребенка
Постарайтесь каждый день выделить время, когда ребенок будет заниматься любимыми делами: играть, гулять или просто валяться на диване. Старайтесь не уменьшать это время, даже если домашнее задание выполнено недостаточно хорошо.
Отдыхайте сами
Первые месяцы или годы вы вероятно будете делать с ребенком домашние задания, и иногда это будет сложно, он может не понимать заданий и сидеть долго над простыми примерами. Очень важно, чтобы вы могли поддержать его в этом темпе, не нервничая, не ругая и не торопя. Чтобы это было возможно, отдыхайте сами и правильно расставляйте приоритеты.
Не нагнетайте и мыслите позитивно
Ребенок понимает ваш невербальный язык, угадывает эмоции. Не стоит спрашивать его, слишком ли он напуган – это может сделать его еще более напуганным. Но если он кажется встревоженным в дни перед школой или на выходных, заверьте его, что с ним все будет в порядке, что вы всегда рядом, если понадобитесь.
Первые месяцы в школе тревожные не только для детей, но и для родителей. Нам сложно понять, что действительно происходит с ребенком, когда он попадает в новый коллектив и незнакомую среду. Попросили психологов онлайн-сервиса YouTalk объяснить, как проходит адаптация к школе и как родитель может помочь – ребенку и себе. Анна Погребняк психолог, консультант онлайн-сервиса YouTalk и автор книги «Тирания тревоги» Читайте также - В начале XXIII века детектив, привыкший всё доводить до конца при любых обстоятельствах, в рамках расследования дела об исчезновении молодой женщины оказывается на борту звездолёта, капитан которого решает ему помочь, Пространство смотреть онлайн. Что происходит с ребенком, когда он идет в школу? На адаптацию ребенка к школе влияет множество факторов: личностные качества школьника, его врожденный темперамент и психологические особенности, эмоциональное состояние, умственная работоспособность и физическое здоровье. Имеет значение уровень готовности ребенка к школе, его интеллект, мотивация и социальные навыки. Также очень важно, какая обстановка в семье, отношения между родителями и ребенком. Если климат в семье нездоровый, это обязательно отразится на школьной адаптации. Ребенок и так испытывает страх и тревогу из-за того, что ему приходится выходить из знакомого, понятного и безопасного дома в большой и новый мир, со своими правилами и требованиями. Представьте, если еще и дом кажется ему небезопасным местом, тогда скорее всего возникнут проблемы. Получает ли ребенок поддержку, внимание и заботу? Чувствует ли себя комфортно в стенах собственного дома? Может ли возвращаться туда из «большого и страшного мира» и восстанавливать свои силы? Если ребенок сильно устает? Школа – это стресс в любом случае. Утомляемость в первое время это нормально и естественно, но в этот период ребенок нуждается в поддержке близких. У некоторых детей могут возникать психосоматические проявления, связанные с тревожностью: боли в животе и голове, частые болезни. Следите, чтобы ребенок расслаблялся и не перенапрягался сверх меры. Младший школьник может развиваться и хорошо обучаться, если чувствует комфорт. И здесь мы опять возвращаемся к атмосфере в семье. Другая ситуация, когда сын или дочь выглядит утомленным делительное время, не хочет ходить в школу, пропускает занятия, часто болеет. Это может говорить о школьной дезодаптации. Нужно искать причины в семье и слушать ребенка. В семье мы ищем безопасность, принятие, стабильность, предсказуемость. Дом – это место, где ребенок хочет найти покой и утешение, поддержку. Если в семье есть проблемы, если родители постоянно ссорятся, выясняют отношения, если между взрослыми постоянное недопонимание, или, например, кто-то страдает алкоголизмом, тяжелым психическим расстройством или имеет аддикции, дом перестает быть для ребенка островком безопасности и восполнения психо-эмоционального ресурса. Некоторое время я работала в реабилитационном центре для несовершеннолетних и выявила одну закономерность: чем хуже климат в семье, тем хуже ребенок чувствует себя, тем сложнее ему учиться и адаптироваться в школе. А если семья неблагополучная или деструктивная, у детей обязательно возникнут эмоциональные и психологические проблемы, которые приведут к сложностям в адаптации и обучении. Все это повышает уровень тревожности и отражается на успеваемости и отношениях с одноклассниками и учителями. Что мы можете сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе? Рекомендации детских и семейных психологов YouTalk: Проговорите ожидания Обязательно перед школой обсудите с ребенком, какое у него/нее будет расписание, как будет строиться распорядок дня. Но не переоценивайте школу и не обещайте того, что вы не можете контролировать (например, в первую же неделю завести новых друзей). Если первоначальный опыт вашего ребенка не соответствует его ожиданиям, школа уже может показаться пугающей, а не захватывающей. Познакомьтесь с классным руководителем В каждой школе могут быть свои правила. Часто знакомство с учителем происходит на родительском собрании без учеников. Но если у вас есть возможность поговорить с учителям в пределах слышимости ребенка, воспользуйтесь ей. Даже если это короткий разговор на пару минут. Так вы покажете, что учитель – это тот, к кому вы расположены и доверяете. Ребенку будет легче сформировать привязанность. Не перегружайте себя и ребенка Несомненно, факультативные занятия, кружки и секции могут быть полезны и интересны ребенку, однако в первые месяцы школы можно с ними повременить и не добавлять нагрузку. Планируйте отдых ребенка Постарайтесь каждый день выделить время, когда ребенок будет заниматься любимыми делами: играть, гулять или просто валяться на диване. Старайтесь не уменьшать это время, даже если домашнее задание выполнено недостаточно хорошо. Отдыхайте сами Первые месяцы или годы вы вероятно будете делать с ребенком домашние задания, и иногда это будет сложно, он может не понимать заданий и сидеть долго над простыми примерами. Очень важно, чтобы вы могли поддержать его в этом темпе, не нервничая, не ругая и не торопя. Чтобы это было возможно, отдыхайте сами и правильно расставляйте приоритеты. Не нагнетайте и мыслите позитивно Ребенок понимает ваш невербальный язык, угадывает эмоции. Не стоит спрашивать его, слишком ли он напуган – это может сделать его еще более напуганным. Но если он кажется встревоженным в дни перед школой или на выходных, заверьте его, что с ним все будет в порядке, что вы всегда рядом, если понадобитесь.