Опытные дети - «Отцы и дети»
Stevenson 04-май, 12:01 1 497«Опытные дети сделают уроки, уберут игрушки. Служба “Сын на час”».
Не видели такого объявления? Это, конечно, анекдот. Но иногда он кажется вполне реалистичным. Нам нужны опытные дети, опытные супруги, опытные друзья и, конечно, опытные родители.
Мы порой так увлечены требованиями к окружающим нас людям, что забываем о требованиях к самим себе. Себе-то мы позволяем быть неопытными – как же, ведь живём первый и единственный раз, не подготовились. Но и те, кто оказался рядом с нами, точно так же не подготовились. Не правда ли, удивительная мысль?
Опыт – дело нужное, но абсолютизировать его глупо. Учился ты жизни, учился, пробовал, ошибался, снова пробовал, что-то получалось, ты делал выводы… Вот теперь, кажется, ты такой умелый да мудрый, тебя на мякине не проведёшь, и вдруг – опа! – и ты опять неготовый, опять что-то впервые. Так ведь вообще ничего в точности не повторяется. И вот ты замешкался, не сориентировался, а на тебя уже с укоризной глядят.
И всегда что-то происходит совсем уж впервые – это когда у человека вообще нет никакого опыта. Высыпал игрушки, затеял игру – и думать не думал, что надо будет убирать… Или так: позавчера убрал – сказали же, вот и убрал. Вчера тоже убрал – помнил, что надо. А сегодня – забыл. Задумался, отвлёкся на что-то – и не убрал игрушки. И уже пеняют: «Какой же ты неаккуратный!» Пока убирал, никто вообще на это внимания не обращал, воспринимали, как должное.
Так вообще принято у нас. Если б мы благодарили друг друга так же неукоснительно, как упрекаем, какая бы жизнь была! И упрёки-то, вероятно, уже не так бы жизнь отравляли. А то и вовсе на нет сошли бы. Советы остались бы добрые, может быть, даже какая-то твёрдость, настойчивость – где надо. Но вот это: «Ах ты неряха! Ах ты лентяй!» – глядишь, как-то и испарилось бы, если бы благодарить друг друга навыкли.
Может быть. Не утверждаю. Ну а вдруг?
А то ведь потом читаешь: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7:1). Но попробуй-ка не суди, когда только так и привык – чуть что, на личности переходить. Говорят: «Люби грешника и ненавидь грех». И хорошо бы, но опыта такого нет. Во многом опыт есть – ты ещё в школу не ходил, а уже многое умел: договариваться, подстраиваться, манипулировать, подражать старшим в упрёках. А вот отделять человека от его поступков – ну, разве что как-то интуитивно и тогда, когда кого-то боишься потерять. Вот когда потерять боишься, как-то будто само собой получается быть бережным.
Такая беда: часто делаем лишь из страха то, что должны бы делать по доброй воле, по любви.
Но у тебя есть круг людей, потерять которых ты не боишься. То есть ты, конечно, боишься, что они умрут, но не боишься, что уйдут. Вообще-то хорошо, когда уверен в людях, в прочности ваших связей. В страхе жить плохо. Только порой такая спокойная уверенность, верность замещается самодовольным «куда они от меня денутся?» Это тоже на уровне инстинкта уже. И дети в этой ситуации самые беззащитные.
Это потом ребёнок прочитает или услышит: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15) Может, ему эта фраза даже понравится, да вот опыт у него уже другой, в котором уклонение от зла или даже не от зла, а просто от ошибки, практически затмевает делание добра. Чтобы делать добро ради самого добра, а не ради похвалы, надо добро полюбить. А как его полюбишь, когда избеганием упрёков занят большую часть времени?
И упрёки, конечно, можно принимать со смирением – у кого-то сразу получается, кто-то постепенно научается. Но научается он и сам упрекать, и внутренне сосредотачиваться именно на поведении безупречном. Этак через 20-30 лет можно стать одновременно и «строгим предком», и тем самым «опытным ребёнком», который с полным основанием может дать уже упомянутое анекдотичное объявление.
В привычном нам мире вот этот опыт приобрести несложно. А без проявляемого внешне душевного тепла и искреннего участия наши упрёки для ребёнка – как неожиданные нападения мастера фехтования на своего ученика, работающего в саду. Да, в конце концов, ученик сумеет отражать все выпады мастера и сам станет хорошим бойцом. Только жизнь состоит не только из фехтования.
Нынче так много говорят о повальном инфантилизме. Но мне кажется, это не какая-то особая примета именно нашего времени. О далёком прошлом мы можем составить представления по дошедшей до нас литературе, и, похоже, что «опытных детей» во все века было больше, чем взрослых, живущих сознательной жизнью, людей, оставляющих в сердце своём место для настоящего детства – когда, возможно, и не мыслишь уклонение от зла без делания добра.
Как тут быть? Проснись. И пой. В смысле благодари почаще ближних своих, особенно детей, и не жди от них безупречного опытного поведения. Ты и сам на него неспособен, да и не будешь способен – в этой жизни уж точно. С себя спроси лучше. А ближний твой, маленький, опять не справился с чем-то? Ну, помоги, если такой опытный.
«Опытные дети сделают уроки, уберут игрушки. Служба “Сын на час”». Не видели такого объявления? Это, конечно, анекдот. Но иногда он кажется вполне реалистичным. Нам нужны опытные дети, опытные супруги, опытные друзья и, конечно, опытные родители. Мы порой так увлечены требованиями к окружающим нас людям, что забываем о требованиях к самим себе. Себе-то мы позволяем быть неопытными – как же, ведь живём первый и единственный раз, не подготовились. Но и те, кто оказался рядом с нами, точно так же не подготовились. Не правда ли, удивительная мысль? Опыт – дело нужное, но абсолютизировать его глупо. Учился ты жизни, учился, пробовал, ошибался, снова пробовал, что-то получалось, ты делал выводы… Вот теперь, кажется, ты такой умелый да мудрый, тебя на мякине не проведёшь, и вдруг – опа! – и ты опять неготовый, опять что-то впервые. Так ведь вообще ничего в точности не повторяется. И вот ты замешкался, не сориентировался, а на тебя уже с укоризной глядят. Иллюстрация: newvitruvian.com И всегда что-то происходит совсем уж впервые – это когда у человека вообще нет никакого опыта. Высыпал игрушки, затеял игру – и думать не думал, что надо будет убирать… Или так: позавчера убрал – сказали же, вот и убрал. Вчера тоже убрал – помнил, что надо. А сегодня – забыл. Задумался, отвлёкся на что-то – и не убрал игрушки. И уже пеняют: «Какой же ты неаккуратный!» Пока убирал, никто вообще на это внимания не обращал, воспринимали, как должное. Так вообще принято у нас. Если б мы благодарили друг друга так же неукоснительно, как упрекаем, какая бы жизнь была! И упрёки-то, вероятно, уже не так бы жизнь отравляли. А то и вовсе на нет сошли бы. Советы остались бы добрые, может быть, даже какая-то твёрдость, настойчивость – где надо. Но вот это: «Ах ты неряха! Ах ты лентяй!» – глядишь, как-то и испарилось бы, если бы благодарить друг друга навыкли. Может быть. Не утверждаю. Ну а вдруг? А то ведь потом читаешь: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7:1). Но попробуй-ка не суди, когда только так и привык – чуть что, на личности переходить. Говорят: «Люби грешника и ненавидь грех». И хорошо бы, но опыта такого нет. Во многом опыт есть – ты ещё в школу не ходил, а уже многое умел: договариваться, подстраиваться, манипулировать, подражать старшим в упрёках. А вот отделять человека от его поступков – ну, разве что как-то интуитивно и тогда, когда кого-то боишься потерять. Вот когда потерять боишься, как-то будто само собой получается быть бережным. Такая беда: часто делаем лишь из страха то, что должны бы делать по доброй воле, по любви. Но у тебя есть круг людей, потерять которых ты не боишься. То есть ты, конечно, боишься, что они умрут, но не боишься, что уйдут. Вообще-то хорошо, когда уверен в людях, в прочности ваших связей. В страхе жить плохо. Только порой такая спокойная уверенность, верность замещается самодовольным «куда они от меня денутся?» Это тоже на уровне инстинкта уже. И дети в этой ситуации самые беззащитные. Это потом ребёнок прочитает или услышит: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15) Может, ему эта фраза даже понравится, да вот опыт у него уже другой, в котором уклонение от зла или даже не от зла, а просто от ошибки, практически затмевает делание добра. Чтобы делать добро ради самого добра, а не ради похвалы, надо добро полюбить. А как его полюбишь, когда избеганием упрёков занят большую часть времени? И упрёки, конечно, можно принимать со смирением – у кого-то сразу получается, кто-то постепенно научается. Но научается он и сам упрекать, и внутренне сосредотачиваться именно на поведении безупречном. Этак через 20-30 лет можно стать одновременно и «строгим предком», и тем самым «опытным ребёнком», который с полным основанием может дать уже упомянутое анекдотичное объявление. В привычном нам мире вот этот опыт приобрести несложно. А без проявляемого внешне душевного тепла и искреннего участия наши упрёки для ребёнка – как неожиданные нападения мастера фехтования на своего ученика, работающего в саду. Да, в конце концов, ученик сумеет отражать все выпады мастера и сам станет хорошим бойцом. Только жизнь состоит не только из фехтования. Нынче так много говорят о повальном инфантилизме. Но мне кажется, это не какая-то особая примета именно нашего времени. О далёком прошлом мы можем составить представления по дошедшей до нас литературе, и, похоже, что «опытных детей» во все века было больше, чем взрослых, живущих сознательной жизнью, людей, оставляющих в сердце своём место для настоящего детства – когда, возможно, и не мыслишь уклонение от зла без делания добра. Как тут быть? Проснись. И пой. В смысле благодари почаще ближних своих, особенно детей, и не жди от них безупречного опытного поведения. Ты и сам на него неспособен, да и не будешь способен – в этой жизни уж точно. С себя спроси лучше. А ближний твой, маленький, опять не справился с чем-то? Ну, помоги, если такой опытный.