Школьная успеваемость: ручки грызть, черновики выбросить - «Отцы и дети» » Дети и Я

Школьная успеваемость: ручки грызть, черновики выбросить - «Отцы и дети»


«Хотите хорошую успеваемость? Не мешайте ребенку грызть ручку и выбросьте черновики!» — считает многодетный отец Андрей Анохин.



Его точку зрения комментирует детский нейропсихолог Ольга Родионцева.



Разрешить грызть ручки



Раньше я нещадно боролся с уничтожением шариковых ручек, карандашей, акварельных кисточек. Дети сгрызали письменные принадлежности не поштучно, а целыми партиями. Содержимое пеналов требовало регулярного обновления, а деньги оседали в магазинах канцелярских товаров.



Я честно стоял до последнего — пытался искоренить столь вредную привычку. Потому что грызть ручки это не гигиенично, не эстетично, и, в конце концов, накладно. Однако, взяв ситуацию под жесткий контроль, едва не испортил все дело. Ребенок, которому не дают грызть ручку, хуже умеет сосредотачиваться, работает медленнее. У него словно замедляются все мыслительные процессы. Он впадает в некий анабиоз и страдает апатией.



Стоило отпустить проблему в свободное плавание, как картина кардинально изменилась — примеры и задачи решаются легко и непринужденно. Пока ребенок грызет ручку, он думает! Не верите? Понаблюдайте со стороны.



Сейчас, приходя домой, я первым делом иду к детскому письменному столу и незаметно протираю пишущие принадлежности антибактериальными влажными салфетками. Самое главное, чтобы они были ароматизированы по минимуму, а если хорошенько поискать, то есть и вовсе без запаха.



Вот он – ключик к хорошей успеваемости и гармонии и покою в доме.



Школьная успеваемость: ручки грызть, черновики выбросить - «Отцы и дети»
Ольга Родионцева, детский нейропсихолог, член Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов: Наши реакции и привычки не возникают сами по себе – любое поведение имеет под собой соответствующую мозговую основу. Наличие описанных вредных привычек чаще всего является одним из признаков энергетического дисбаланса, либо существующего с рождения ребёнка, либо возникшего вследствие стресса.


Помимо манипуляций с ручками и карандашами, дети часто грызут ногти, высовывают язык при письме или чтении. Некоторые школьники работают над учебной задачей буквально всем телом. Всё это – лёгкие формы сочетанных движений, или синкинезий, которые возникают непроизвольно, а потому бороться с ними путём замечаний и одёргиваний – как минимум, неэффективно. Как верно заметил этот папа, если родители активно воюют с теми или иными нежелательными действиями ребенка, у него нарушается работа основных психических функций: внимания, памяти, мышления и др. Но и оставлять всё как есть – значит, игнорировать сигнал организма о перегрузке.



Что же делать? Всё зависит от причин возникновения синкинезии. Если это реакция на стресс, нужно работать с его причинами, обеспечить ребенку возможности для отдыха, давать адекватную возрасту физическую нагрузку. Если же дело во врождённой или приобретённой в первые годы жизни дисфункции нервной системы, оптимальным решением будет обращение к специалистам (неврологу и/или нейропсихологу).



Ритуалы



Позади самые трудные месяцы очередного учебного года. Самое время немного расслабиться, ведь учеба фактически поставлена на поток. Сложнее всего — настроить семью на определенный ритм. В начале осени с работы сразу спешил домой – дорога каждая минута. Чуть затянешь – и уроки можно делать до двенадцати ночи. За лето дети расслабились, выбились из рабочего режима.



Осенью приготовление домашних заданий — целая проблема. Заново учимся сосредотачиваться и экономить время, привыкаем к усидчивости, отвыкаем считать ворон и так далее. В первые недели учебы над детьми приходится буквально стоять. Изо дня в день, настойчиво превращая домашние задания в систему последовательностей, скрупулезно оттачивая каждое действие, вплоть до выкладывания из портфеля рабочих тетрадей и учебников. Формируем привычку, возведенную в ранг неотъемлемого будничного ритуала.



— Берем портфель, все выкладываем на стол… Берем дневник, открываем на нужной странице… Открываем учебник, читаем задание…



И так каждый день. Спокойно, настойчиво, монотонно. Если набраться терпения и следовать вновь заведенному порядку неотступно, то первые результаты заметны спустя пару недель. К концу первого месяца учебы уже напоминать ничего не приходится. Дети свыкаются с мыслью, что домашние задания неизбежны и покорно принимают уготованную участь. Капризов практически нет.



Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: Тысячу раз «да»! Система ритуалов действительно облегчает жизнь, как детям, так и родителям. Многократно повторяясь, эти действия автоматизируются и требуют всё меньше энергии. А уж избыток энергии школьникам точно не повредит.



Вместе и быстро



Со временем превращаешься в стороннего наблюдателя, ребенок сам трудится по отработанному алгоритму. Нужно лишь следить за темпом написания текстов, правильностью вычислений. И обязательно помогать с заучиванием стихотворений наизусть. Мы учим их хором. Так легче, но самое главное — много быстрей. Четверостишье запоминается чуть ли не со второго раза, а стихотворение в три-четыре абзаца начинает отскакивать от зубов минут за двадцать. После этого свободны все — и дети, и родители.



Раньше я был сторонником насаждения детской самостоятельности. Полагал, что если оставить ребенка один на один с ненавистным черновиком, привычно приказать: «Думай!», то будет масса времени для личных дел. В результате все затягивалось, а ближе к полуночи превращалось в тяжкую ношу и наказание для всех. Сейчас понимаю, лучше быстро потрудиться вместе, но потом потратить вечер на отдых или хобби.



Кстати, дети такой подход тоже начинают ценить очень скоро. После парочки относительно свободных вечеров сами стремятся сделать все пошустрее, еще и нас, родителей, подгоняют. То есть все с точностью до наоборот: чем больше времени проводишь с ребенком за домашними заданиями, тем быстрее он обретает самостоятельность.



Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: Скажу банальность: все дети (и родители) разные.



У одних лучше развита слуховая память, у других – зрительная, а третьим обязательно нужно двигаться, чтобы что-то запомнить. Характеристики внимания, восприятия, скорости мыслительных процессов тоже у всех разные. Поэтому единого решения не существует. Наиболее гармоничным, на мой взгляд, будет тот подход, который опирается на особенности ребёнка, специфику школьной программы, а также учитывает интересы и возможности родителя.



Радостно, что этим родителям удалось найти решение, которое подходит всем членам семьи! Всё же психологический комфорт в семье не менее важен, чем самостоятельность детей или их успехи в школе.



Работа над ошибками



В начале года учительница нашего второго класса поставила задачу — все домашние задания начинать с работы над ошибками, сделанными в классной работе. То есть открываем рабочую тетрадь, выявляем все огрехи прошедшего дня и заново их переписываем. Даже если ошибки исправлены, еще раз прогоняем каждое неверно записанное слово.



Подобный подход поначалу всех возмутил. Какой смысл в работе над ошибками, если зачастую оценка уже поставлена? Опять же, лишняя трата времени.



На первом этапе все, действительно, усложнялось. Однако позже выяснилось: дома ребенок смотрит на классную работу посвежевшим взглядом, а повторение позволяет закрепить в памяти правильный вариант. За первые пару месяцев нового учебного года плотность помарок и ошибок в классных работах заметно снизилась. Бывает, что не всегда и разыщешь на странице хотя бы две-три мелких неприятности. В итоге и сама каждодневная работа над ошибками занимает считанные минуты.



Учитель говорит, что таким образом зрительная память подкрепляется моторной. Как правильно писать то или иное слово запоминает не только мозг, но руки.



Побочный эффект — чистописание ускоряет чтение. У нас в семье сложилась парадоксальная ситуация. Младшая дочка пишет быстрее, чем читает. Во всяком случае, так было до недавнего времени. Однако регулярное проговаривание букв во время письма делает свое дело. Прочитанные слова тоже начинают отскакивать от зубов.



Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: И снова радуюсь за этого папу и учителя, пропагандирующего такой подход к работе над ошибками.



Действительно, ребенок не только должен узнать, что совершил ошибку (увидеть исправленное учителем слово), но и самостоятельно переписать это слово без ошибок. Лучше даже несколько раз. Таким образом, он прорабатывает и укрепляет связь «мозг-глаз-рука», автоматизируя её. Если параллельно произносить записываемое слово, в эту цепочку добавляется ещё и «ухо», с соответствующими ему центрами в головном мозге, что способствует совместной работе органов чувств и потому более эффективному пониманию текста и его запоминанию.



Никаких черновиков



В нынешнем году мы полностью отказались от черновиков. Какой в них смысл, если все равно находишься рядом с ребенком и контролируешь написание каждой буквы или цифры? Повторное переписывание с черновика на чистовик – лишняя трата времени и дополнительная усталость. Черновик – это обуза, которая со временем убивает всю тягу к учебе.



Самое главное, когда уроки делаются сразу в чистовике, приучить ребенка проговаривать четко и внятно каждое слово буквально по буковке (извините за тавтологию), прежде чем эту буковку написать.



Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: А вот здесь – есть нюансы. Без черновиков могут обойтись дети, которым с первого раза удаётся выполнить домашнее задание и записать его без ошибок и исправлений. Если же в тетрадях встречаются помарки, описки по невнимательности – такое с некоторыми детьми случается и при тщательном проговаривании слов в процессе письма, — то использование черновиков вполне целесообразно.



Безусловно, это требует определённых затрат времени и сил, да и немалой мотивации, но это того стоит. Потратив дополнительное время на переписывание текста с черновика на чистовик, школьник «отшлифует» новую, нужную, связь между соответствующими нейронами, чтобы старая, ненужная, со временем исчезла.



Практика показывает: при регулярном использовании черновиков необходимость в них в большинстве случаев постепенно отпадает. Дети становятся более собранными и внимательными, реже допускают ошибки. Если же этого не происходит, нужно «копать глубже» и работать с причинами подобных явлений.



Обязательно хвалить!



Самое, пожалуй, ключевое правило — чаще хвалить ребенка. Но только делать это за реальные заслуги. Со временем такой малыш начинает сворачивать свои первые горы.



И, наконец, для родителей…



— Давай встретимся после работы где-нибудь на полдороги к дому, хочется пешком пройтись, — позвонила мне сегодня жена. — Тяжело в офисе целый день, хочется воздухом подышать. Хоть поговорим немного спокойно…



Как я ее понимаю. Сам к концу рабочего дня испытываю острую потребность в движении. Получаса-часа спокойной прогулки вполне достаточно, чтобы остыть от работы, освежить мысли, переключиться в режим позитивного настроения «жизнь продолжается!».



Домочадцы встречают не взвинченного от рабочих неурядиц главу семейства, а вполне спокойного и уравновешенного заботливого отца и любящего мужа. Всем хорошо. Чтобы снизить количество разводов, да и в целом преумножить число счастливых семей, нужно обязать всех женатых мужчин ходить по вечерам пешком. Женщины позволительны эмоции. Мужчина же точно не должен приходить домой в дурном расположении духа. Именно он ключевое звено в атмосфере семейного взаимопонимания.



Переступил порог квартиры, всех поцеловал, улыбнулся, раздал всем по вкусной конфете. Спустя пять минут вся семья в таком же настроении и любые проблемы решаемы. Будь то несделанные уроки или что-то другое. Проверено годами.





«Хотите хорошую успеваемость? Не мешайте ребенку грызть ручку и выбросьте черновики!» — считает многодетный отец Андрей Анохин. Его точку зрения комментирует детский нейропсихолог Ольга Родионцева. Разрешить грызть ручки Раньше я нещадно боролся с уничтожением шариковых ручек, карандашей, акварельных кисточек. Дети сгрызали письменные принадлежности не поштучно, а целыми партиями. Содержимое пеналов требовало регулярного обновления, а деньги оседали в магазинах канцелярских товаров. Я честно стоял до последнего — пытался искоренить столь вредную привычку. Потому что грызть ручки это не гигиенично, не эстетично, и, в конце концов, накладно. Однако, взяв ситуацию под жесткий контроль, едва не испортил все дело. Ребенок, которому не дают грызть ручку, хуже умеет сосредотачиваться, работает медленнее. У него словно замедляются все мыслительные процессы. Он впадает в некий анабиоз и страдает апатией. Стоило отпустить проблему в свободное плавание, как картина кардинально изменилась — примеры и задачи решаются легко и непринужденно. Пока ребенок грызет ручку, он думает! Не верите? Понаблюдайте со стороны. Сейчас, приходя домой, я первым делом иду к детскому письменному столу и незаметно протираю пишущие принадлежности антибактериальными влажными салфетками. Самое главное, чтобы они были ароматизированы по минимуму, а если хорошенько поискать, то есть и вовсе без запаха. Вот он – ключик к хорошей успеваемости и гармонии и покою в доме. Ольга Родионцева, детский нейропсихолог, член Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов: Наши реакции и привычки не возникают сами по себе – любое поведение имеет под собой соответствующую мозговую основу. Наличие описанных вредных привычек чаще всего является одним из признаков энергетического дисбаланса, либо существующего с рождения ребёнка, либо возникшего вследствие стресса. Помимо манипуляций с ручками и карандашами, дети часто грызут ногти, высовывают язык при письме или чтении. Некоторые школьники работают над учебной задачей буквально всем телом. Всё это – лёгкие формы сочетанных движений, или синкинезий, которые возникают непроизвольно, а потому бороться с ними путём замечаний и одёргиваний – как минимум, неэффективно. Как верно заметил этот папа, если родители активно воюют с теми или иными нежелательными действиями ребенка, у него нарушается работа основных психических функций: внимания, памяти, мышления и др. Но и оставлять всё как есть – значит, игнорировать сигнал организма о перегрузке. Что же делать? Всё зависит от причин возникновения синкинезии. Если это реакция на стресс, нужно работать с его причинами, обеспечить ребенку возможности для отдыха, давать адекватную возрасту физическую нагрузку. Если же дело во врождённой или приобретённой в первые годы жизни дисфункции нервной системы, оптимальным решением будет обращение к специалистам (неврологу и/или нейропсихологу). Ритуалы Позади самые трудные месяцы очередного учебного года. Самое время немного расслабиться, ведь учеба фактически поставлена на поток. Сложнее всего — настроить семью на определенный ритм. В начале осени с работы сразу спешил домой – дорога каждая минута. Чуть затянешь – и уроки можно делать до двенадцати ночи. За лето дети расслабились, выбились из рабочего режима. Осенью приготовление домашних заданий — целая проблема. Заново учимся сосредотачиваться и экономить время, привыкаем к усидчивости, отвыкаем считать ворон и так далее. В первые недели учебы над детьми приходится буквально стоять. Изо дня в день, настойчиво превращая домашние задания в систему последовательностей, скрупулезно оттачивая каждое действие, вплоть до выкладывания из портфеля рабочих тетрадей и учебников. Формируем привычку, возведенную в ранг неотъемлемого будничного ритуала. — Берем портфель, все выкладываем на стол… Берем дневник, открываем на нужной странице… Открываем учебник, читаем задание… И так каждый день. Спокойно, настойчиво, монотонно. Если набраться терпения и следовать вновь заведенному порядку неотступно, то первые результаты заметны спустя пару недель. К концу первого месяца учебы уже напоминать ничего не приходится. Дети свыкаются с мыслью, что домашние задания неизбежны и покорно принимают уготованную участь. Капризов практически нет. Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: Тысячу раз «да»! Система ритуалов действительно облегчает жизнь, как детям, так и родителям. Многократно повторяясь, эти действия автоматизируются и требуют всё меньше энергии. А уж избыток энергии школьникам точно не повредит. Вместе и быстро Со временем превращаешься в стороннего наблюдателя, ребенок сам трудится по отработанному алгоритму. Нужно лишь следить за темпом написания текстов, правильностью вычислений. И обязательно помогать с заучиванием стихотворений наизусть. Мы учим их хором. Так легче, но самое главное — много быстрей. Четверостишье запоминается чуть ли не со второго раза, а стихотворение в три-четыре абзаца начинает отскакивать от зубов минут за двадцать. После этого свободны все — и дети, и родители. Раньше я был сторонником насаждения детской самостоятельности. Полагал, что если оставить ребенка один на один с ненавистным черновиком, привычно приказать: «Думай!», то будет масса времени для личных дел. В результате все затягивалось, а ближе к полуночи превращалось в тяжкую ношу и наказание для всех. Сейчас понимаю, лучше быстро потрудиться вместе, но потом потратить вечер на отдых или хобби. Кстати, дети такой подход тоже начинают ценить очень скоро. После парочки относительно свободных вечеров сами стремятся сделать все пошустрее, еще и нас, родителей, подгоняют. То есть все с точностью до наоборот: чем больше времени проводишь с ребенком за домашними заданиями, тем быстрее он обретает самостоятельность. Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: Скажу банальность: все дети (и родители) разные. У одних лучше развита слуховая память, у других – зрительная, а третьим обязательно нужно двигаться, чтобы что-то запомнить. Характеристики внимания, восприятия, скорости мыслительных процессов тоже у всех разные. Поэтому единого решения не существует. Наиболее гармоничным, на мой взгляд, будет тот подход, который опирается на особенности ребёнка, специфику школьной программы, а также учитывает интересы и возможности родителя. Радостно, что этим родителям удалось найти решение, которое подходит всем членам семьи! Всё же психологический комфорт в семье не менее важен, чем самостоятельность детей или их успехи в школе. Работа над ошибками В начале года учительница нашего второго класса поставила задачу — все домашние задания начинать с работы над ошибками, сделанными в классной работе. То есть открываем рабочую тетрадь, выявляем все огрехи прошедшего дня и заново их переписываем. Даже если ошибки исправлены, еще раз прогоняем каждое неверно записанное слово. Подобный подход поначалу всех возмутил. Какой смысл в работе над ошибками, если зачастую оценка уже поставлена? Опять же, лишняя трата времени. На первом этапе все, действительно, усложнялось. Однако позже выяснилось: дома ребенок смотрит на классную работу посвежевшим взглядом, а повторение позволяет закрепить в памяти правильный вариант. За первые пару месяцев нового учебного года плотность помарок и ошибок в классных работах заметно снизилась. Бывает, что не всегда и разыщешь на странице хотя бы две-три мелких неприятности. В итоге и сама каждодневная работа над ошибками занимает считанные минуты. Учитель говорит, что таким образом зрительная память подкрепляется моторной. Как правильно писать то или иное слово запоминает не только мозг, но руки. Побочный эффект — чистописание ускоряет чтение. У нас в семье сложилась парадоксальная ситуация. Младшая дочка пишет быстрее, чем читает. Во всяком случае, так было до недавнего времени. Однако регулярное проговаривание букв во время письма делает свое дело. Прочитанные слова тоже начинают отскакивать от зубов. Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: И снова радуюсь за этого папу и учителя, пропагандирующего такой подход к работе над ошибками. Действительно, ребенок не только должен узнать, что совершил ошибку (увидеть исправленное учителем слово), но и самостоятельно переписать это слово без ошибок. Лучше даже несколько раз. Таким образом, он прорабатывает и укрепляет связь «мозг-глаз-рука», автоматизируя её. Если параллельно произносить записываемое слово, в эту цепочку добавляется ещё и «ухо», с соответствующими ему центрами в головном мозге, что способствует совместной работе органов чувств и потому более эффективному пониманию текста и его запоминанию. Никаких черновиков В нынешнем году мы полностью отказались от черновиков. Какой в них смысл, если все равно находишься рядом с ребенком и контролируешь написание каждой буквы или цифры? Повторное переписывание с черновика на чистовик – лишняя трата времени и дополнительная усталость. Черновик – это обуза, которая со временем убивает всю тягу к учебе. Самое главное, когда уроки делаются сразу в чистовике, приучить ребенка проговаривать четко и внятно каждое слово буквально по буковке (извините за тавтологию), прежде чем эту буковку написать. Ольга Родионцева, детский нейропсихолог: А вот здесь – есть нюансы. Без черновиков могут обойтись дети, которым с первого раза удаётся выполнить домашнее задание и записать его без ошибок и исправлений. Если же в тетрадях встречаются помарки, описки по невнимательности – такое с некоторыми детьми случается и при тщательном проговаривании слов в процессе письма, — то использование черновиков вполне целесообразно. Безусловно, это требует определённых затрат времени и сил, да и немалой мотивации, но это того стоит. Потратив дополнительное время на переписывание текста с черновика на чистовик, школьник «отшлифует» новую, нужную, связь между соответствующими нейронами, чтобы старая, ненужная, со временем исчезла. Практика показывает: при регулярном использовании черновиков необходимость в них в большинстве случаев постепенно отпадает. Дети становятся более собранными и внимательными, реже допускают ошибки. Если же этого не
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.




Новости по теме.

Новости по сегодя и не только.


Добавить комментарий

добавить комментарий

Гороскоп дня.