Как режиссер Юлия Сапонова создала фильм про людей с синдромом Дауна - «Про жизнь»
Захар 17-мар, 22:55 609О творческом пути и предназначении
Я профессиональный кинорежиссер. В прошлом — коммерческий фотограф. Училась в мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова и окончила Московскую школу кино.
Юлия СапоноваЕще во время учебы я снимала короткометражные фильмы и работала над рекламными роликами. Однажды руководитель театра «ВзаимоДействие», Маргарита Ребецкая, попросила меня и продюсера Олесю Овчинникову снять ролик для своего инклюзивного проекта. Это было первое знакомство с ребятами и первый совместный творческий проект.
Опыт был настолько интересным и захватывающим, что мы стали вместе придумывать другие ролики и сразу поняли, что наше сотрудничество открывает большие перспективы для зарождающегося проекта. Рита предложила нам с Олесей быть частью «ВзаимоДействия». Олеся стала продюсером проекта, а я взяла на себя творческую часть, связанную с видео- и фотоконтентом.
После первого удачного ролика мы сняли еще один к Новому году. И следующий наш ролик «Быть вместе» стал вирусным, набрав 600 тысяч просмотров за первую же неделю.
Для меня участие во «ВзаимоДействии» не работа и не благотворительность. Это часть моей профессиональной жизни, которую хочется потратить на то, чтобы изменить мир к лучшему.Как режиссер я принимаю участие не только в проекте «ВзаимоДействие»: я иногда снимаю ролики и фильмы для других некоммерческих организаций, а также создаю рекламу, документальные и художественные фильмы.
О создании фильма «Съесть слона»
Когда я приходила на занятия ребят, мне всегда хотелось снимать. Я начала это делать с целью иметь материал для промо проекта. Очень быстро я поняла, что это может быть интересно не только мне. Я знала, что существует много фильмов про театры с актерами с синдромом Дауна. И даже посмотрела некоторые из них. Но все они были сняты с идеей: «Вот мы, нормальные люди, а вот — они». Даже фильмы с самыми добрыми и светлыми посылами оставляли меня с чувством сочувствия и сопереживания.
То, что ощущала лично я от общения с ребятами, было совсем другим. В каждом из них я видела яркую индивидуальность. Мне очень хотелось передать в фильме то, что я ощущала. Это были чувства радости, удивления, любви, но никак не сочувствие.
Проект «ВзаимоДействие»Вскоре я увидела объявление о конкурсе на участие в лаборатории социального кино «Платформа», который организовывал продюсер Никита Тихонов-Рау, и восприняла это как знак. За два дня написала заявку и предложила Олесе Овчинниковой стать продюсером фильма. Олеся, которая имела свою историю, приведшую ее в проект, чувствовала то же самое к ребятам и, не раздумывая, вписалась в эту авантюру. Она посчитала смету, оформила заявку и еще через день мы подались на конкурс, вскочив в последний вагон. Все получилось. Наша идея и подход к истории получили очень высокую оценку присутствующих на питчинге английских продюсеров.
Фильм снимался параллельно с развитием театра и постановкой спектакля. Мы все мечтали, что спектакль поедет на гастроли и это будет кульминацией фильма. Рита получила грант фонда «Навстречу переменам» и ставила спектакль, Олеся искала средства на фильм и организовывала съемки, а я вместе с операторами и звукорежиссерами день за днем снимала происходящее. Все участники фильма так привыкли к съемкам, что перестали замечать присутствие операторов и камеры.
О трудностях и итогах
Надо сказать, что очень трудно найти финансирование на фильм, который ты не можешь описать, не попав автоматически в существующие шаблоны. Все упоминания театра с актерами с синдромом Дауна приводили людей к уже известным форматам фильмов, их взгляд становился блуждающим, интерес терялся. Объяснить заранее, как может фильм с особенными людьми вызывать чувства радости, удивления и счастья — не представлялось возможным.
Трейлер фильма «Съесть слона»Так мы и работали, взяв на себя все риски, вкладывая свои средства и ресурсы, вовлекая друзей, с которыми учились в Московской школе кино и которые нам доверяли. Операторы Алексей Петрушкевич, Дима Шебунин, звукорежиссер Аня Симакина — все они вложили свое время, профессионализм и частичку своей души.
Благодаря нашим стараниям, постоянной работе Олеси как продюсера над поиском партнеров, на премьере спектакль увидела Марина Вашукова, исполнительный директор Сети Глобального договора ООН в РФ, которая предложила включить спектакль в предложение культурной программы от России на Форуме ООН по предпринимательской деятельности и правам человека в Женеве.
Так спектакль представил в 2017 году на Форуме ООН в Женеве достижения России в области развития толерантности.
Оставалось создать историю из 350 часов отснятого материала.
Я пригласила на помощь профессиональных сценаристов. Лера Задереева стала моим соавтором, Лиля Ким помогала нам как редактор. Но самая трудоемкая работа выпала на долю режиссером монтажа Веры Михальченко. Она проанализировала и расписала в таблицы все 350 часов и очень много сделала для создания истории и стиля повествования.
В тот момент, когда была собрана абсолютно сырая, но уже более менее связанная история, появилась и первая возможность представить ее потенциальным партнерам. Олеся выступила с 2-х минутной презентацией на питчинге «Баттл киношкол», организованном Высшая Школа Кино «Арка» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Среди присутствующих был известный продюсер Игорь Мишин. И, удивительным образом, среди потенциально коммерческих проектов, он обратил внимание на наш фильм.
Мы встретились, поговорили подробнее. Игорь оказался первым продюсером, который не только не отвел глаза, а проявил живой интерес и полноценно вовлекся в проект.
Игорь привлек своего соратника Дмитрия Сергеева, председателя попечительского совета Благотворительного Фонда поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви».
Для нас с Олесей было огромной честью и вдохновением, что такие профессионалы не только поверили в нас, наши силы, наше упорство и верность поставленной цели, но и вложили свои силы и ресурсы в то, чтобы фильм состоялся и его увидела широкая аудитория.
Создатели фильма: Олеся Овчинникова, Юлия Сапонова, Маргарита РебецкаяРабота по созданию истории всегда непростая. Вариантов рассказать ее миллион, но нужно найти один, который позволит передать именно то, что ты задумал. Мы писали и переписывали сценарий, монтировали драфт за драфтом. И в итоге все получилось.
Мы все очень счастливы, что нам удалось создать удивительную историю, которая трогает сердца всех, кто его смотрит и дарит зрителям радость принятия не только других, но и самих себя!
Вы можете увидеть наш фильм на Первом канале 21 марта во Всемирный день человека с синдромом Дауна, начало в 00.15.
Еще читай:
Редакция Леди Mail.ruВ нашем материале история режиссера Юлии Сапоновой, которая является одним из создателей фильма «Съесть слона» — картине о людях с синдромом Дауна.О творческом пути и предназначении Я профессиональный кинорежиссер. В прошлом — коммерческий фотограф. Училась в мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова и окончила Московскую школу кино. Юлия Сапонова Еще во время учебы я снимала короткометражные фильмы и работала над рекламными роликами. Однажды руководитель театра «ВзаимоДействие», Маргарита Ребецкая, попросила меня и продюсера Олесю Овчинникову снять ролик для своего инклюзивного проекта. Это было первое знакомство с ребятами и первый совместный творческий проект. Опыт был настолько интересным и захватывающим, что мы стали вместе придумывать другие ролики и сразу поняли, что наше сотрудничество открывает большие перспективы для зарождающегося проекта. Рита предложила нам с Олесей быть частью «ВзаимоДействия». Олеся стала продюсером проекта, а я взяла на себя творческую часть, связанную с видео- и фотоконтентом. После первого удачного ролика мы сняли еще один к Новому году. И следующий наш ролик «Быть вместе» стал вирусным, набрав 600 тысяч просмотров за первую же неделю.Для меня участие во «ВзаимоДействии» не работа и не благотворительность. Это часть моей профессиональной жизни, которую хочется потратить на то, чтобы изменить мир к лучшему.Как режиссер я принимаю участие не только в проекте «ВзаимоДействие»: я иногда снимаю ролики и фильмы для других некоммерческих организаций, а также создаю рекламу, документальные и художественные фильмы. О создании фильма «Съесть слона» Когда я приходила на занятия ребят, мне всегда хотелось снимать. Я начала это делать с целью иметь материал для промо проекта. Очень быстро я поняла, что это может быть интересно не только мне. Я знала, что существует много фильмов про театры с актерами с синдромом Дауна. И даже посмотрела некоторые из них. Но все они были сняты с идеей: «Вот мы, нормальные люди, а вот — они». Даже фильмы с самыми добрыми и светлыми посылами оставляли меня с чувством сочувствия и сопереживания. То, что ощущала лично я от общения с ребятами, было совсем другим. В каждом из них я видела яркую индивидуальность. Мне очень хотелось передать в фильме то, что я ощущала. Это были чувства радости, удивления, любви, но никак не сочувствие. Проект «ВзаимоДействие» Вскоре я увидела объявление о конкурсе на участие в лаборатории социального кино «Платформа», который организовывал продюсер Никита Тихонов-Рау, и восприняла это как знак. За два дня написала заявку и предложила Олесе Овчинниковой стать продюсером фильма. Олеся, которая имела свою историю, приведшую ее в проект, чувствовала то же самое к ребятам и, не раздумывая, вписалась в эту авантюру. Она посчитала смету, оформила заявку и еще через день мы подались на конкурс, вскочив в последний вагон. Все получилось. Наша идея и подход к истории получили очень высокую оценку присутствующих на питчинге английских продюсеров. Фильм снимался параллельно с развитием театра и постановкой спектакля. Мы все мечтали, что спектакль поедет на гастроли и это будет кульминацией фильма. Рита получила грант фонда «Навстречу переменам» и ставила спектакль, Олеся искала средства на фильм и организовывала съемки, а я вместе с операторами и звукорежиссерами день за днем снимала происходящее. Все участники фильма так привыкли к съемкам, что перестали замечать присутствие операторов и камеры. О трудностях и итогах Надо сказать, что очень трудно найти финансирование на фильм, который ты не можешь описать, не попав автоматически в существующие шаблоны. Все упоминания театра с актерами с синдромом Дауна приводили людей к уже известным форматам фильмов, их взгляд становился блуждающим, интерес терялся. Объяснить заранее, как может фильм с особенными людьми вызывать чувства радости, удивления и счастья — не представлялось возможным. Трейлер фильма «Съесть слона» Так мы и работали, взяв на себя все риски, вкладывая свои средства и ресурсы, вовлекая друзей, с которыми учились в Московской школе кино и которые нам доверяли. Операторы Алексей Петрушкевич, Дима Шебунин, звукорежиссер Аня Симакина — все они вложили свое время, профессионализм и частичку своей души. Благодаря нашим стараниям, постоянной работе Олеси как продюсера над поиском партнеров, на премьере спектакль увидела Марина Вашукова, исполнительный директор Сети Глобального договора ООН в РФ, которая предложила включить спектакль в предложение культурной программы от России на Форуме ООН по предпринимательской деятельности и правам человека в Женеве. Так спектакль представил в 2017 году на Форуме ООН в Женеве достижения России в области развития толерантности. Оставалось создать историю из 350 часов отснятого материала. Я пригласила на помощь профессиональных сценаристов. Лера Задереева стала моим соавтором, Лиля Ким помогала нам как редактор. Но самая трудоемкая работа выпала на долю режиссером монтажа Веры Михальченко. Она проанализировала и расписала в таблицы все 350 часов и очень много сделала для создания истории и стиля повествования. В тот момент, когда была собрана абсолютно сырая, но уже более менее связанная история, появилась и первая возможность представить ее потенциальным партнерам. Олеся выступила с 2-х минутной презентацией на питчинге «Баттл киношкол», организованном Высшая Школа Кино «Арка» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Среди присутствующих был известный продюсер Игорь Мишин. И, удивительным образом, среди потенциально коммерческих проектов, он обратил внимание на наш фильм. Мы встретились, поговорили подробнее. Игорь оказался первым продюсером, который не только не отвел глаза, а проявил живой интерес и полноценно вовлекся в проект. Игорь привлек своего соратника Дмитрия Сергеева, председателя попечительского совета Благотворительного Фонда поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви». Для нас с Олесей было огромной честью и вдохновением, что такие профессионалы не только поверили в нас, наши силы, наше упорство и верность поставленной цели, но и вложили свои силы и ресурсы в то, чтобы фильм состоялся и его увидела широкая аудитория. Создатели фильма: Олеся Овчинникова, Юлия Сапонова, Маргарита Ребецкая Работа по созданию истории всегда непростая. Вариантов рассказать ее миллион, но нужно найти один, который позволит передать именно то, что ты задумал. Мы писали и переписывали сценарий, монтировали драфт за драфтом. И в итоге все получилось. Мы все очень счастливы, что нам удалось создать удивительную историю, которая трогает сердца всех, кто его смотрит и дарит зрителям радость принятия не только других, но и самих себя! Вы можете увидеть наш фильм на Первом канале 21 марта во Всемирный день человека с синдромом Дауна, начало в 00.15. Еще читай: Редакция Леди Mail.ru