Как простая модель стала звездой советского кино, связалась с аферистом и чудом избежала смерти - «Я как Звезда»
Pearcy 08-авг, 18:46 774Прежде чем читать материал про Елену Метелкину, посмотри нашу галерею с самыми высокооплачиваемыми моделями мира.
Елена Метелкина родилась в 1953 году. Классический послевоенный ребенок: отец, Владимир Дмитриевич, участник Великой Отечественной, военный инженер, гвардии майор, участник Сталинградской битвы, выпускник, а затем преподаватель Академии имени Фрунзе. Мать, Нинель Петровна, тоже была связана с армией — работала в Министерстве обороны.
Фото: legion-media.ruСемья жила по советским меркам неплохо. Родителям Лены дали квартиру, а потом на деньги, полученные Владимиром Дмитриевичем за изобретения, семья построила домик в дачном кооперативе неподалеку от Красноармейска, где проводила лето. Метелкина вспоминает, что дача выглядела так респектабельно, что даже вызвала интерес у работников ОБХСС, однако владелец убедил их в легальности своих доходов.
Маленькая Лена походила на гадкого утенка: худенькая девочка со стянутыми в косички волосами, пухлыми губами, большеглазая, немного неуклюжая. Но с возрастом она выправилась и стала привлекательной девушкой. Худоба, которая огорчала ровесниц ее матери (в СССР в 1950-е красавицами считались пухлощекие красотки со здоровым румянцем), у девушек конца 1960-х — начала 1970-х считалась достоинством. Несмотря на железный занавес, в Союзе уже видели фотографии стройных западных манекенщиц Твигги и Верушки.
Впрочем, юная Лена Метелкина не думала о карьере модели. Ее, как и многих ее ровесниц, манили театральная сцена и киноэкран. После школы она пробовала поступить в Щукинское училище, но не прошла по конкурсу. Однако нет худа без добра: на прослушивании ее заметила ассистентка режиссера Екатерины Сташевской (Народицкой), которая искала непрофессиональных актеров для съемки эпизодов в фильме «Берега». Она пригласила Метелкину сниматься. Неудачливая абитуриентка отправилась на Волгу, приобрела первый киноопыт и познакомилась с режиссером. Сташевская похвалила внешность девушки, сравнив Лену с Эдитой Пьехой. Фильм вышел в 1973-м.
А Лена тем временем устроилась работать в библиотеку. Через год после первой неудачи с поступлением она снова попытала счастья, однако и вступительные экзамены во ВГИК, который она предпочла на сей раз «Щуке», Метелкина тоже провалила. Нужно было решать, чем зарабатывать на жизнь.
Метелкина очень расстраивалась, что с актерским ремеслом у нее не складывается. Опыт киносъемок сделал недоступную карьеру еще привлекательнее. Мать девушки, женщина практичная, дала дочери совет, как использовать ее незаурядные внешние данные вне кино и театральной сцены: устроиться манекенщицей.
Отец, человек солидный и респектабельный, возражал — он находил профессию модели «неприличной» и хотел, чтобы дочь получила серьезное образование. Однако у Елены были другие планы. Она последовала материнскому совету и решила устроиться в Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту.
Метелкину не взяли на постоянную работу. Продолжая трудиться в библиотеке, она время от времени снималась для издаваемого ОДМО журнала «Модели сезона». Позже в интервью одному глянцевому журналу Лена вспоминала свою первую встречу с модельером Вячеславом Зайцевым: «Однажды оделась, приняла позу перед фотографом, вдруг в студию ворвался кудрявый юноша в голубом комбинезоне, окинул меня взглядом и решительно заявил: «Нет, так не пойдет, ручку в бок, пяточку подкрути. Вот, то что надо, замри!».
По словам Метелкиной, Зайцев ее не оценил, среди манекенщиц у него были свои фаворитки. В итоге и с карьерой в ОДМО не сложилось: для Елены так и не нашлось штатной единицы, пришлось перейти на работу в Демонстрационный зал главного универмага страны — ГУМа. Там был свой небольшой «дом моды» — ателье, которое шило платья и костюмы из продаваемых в магазине тканей: четыре сезонные коллекции в год. Их, собственно, и рекламировали манекенщицы.
Одежду из гумовского ателье, где работали несколько талантливых, но зачастую остававшихся безвестными модельеров, могли себе позволить только крупные чиновницы, жены партийных деятелей и знаменитые актрисы. Например, звезда оперетты Татьяна Шмыга заказывала в ГУМе вечерние и концертные платья.
Метелкина вспоминает, что ее зарплата в ГУМе составляла 140 рублей: на 30 рублей больше, чем зарплата молодого специалиста, только что окончившего вуз. Одно платье в ателье стоило почти столько же. Поэтому девушки не могли себе позволить одеваться «по месту работы», но могли взять наряд напрокат по особым случаям, вроде театральной или кинопремьеры, и выбрать к нему аксессуары — ремень, шляпку, сумочку.
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»За кулисами показов, по словам Елены, царила конкуренция, порой не совсем здоровая. Некоторые манекенщицы перед выходом на подиум могли толкнуть соперницу или внести беспорядок в ее костюм.
Если не считать этих мелких неприятностей, с которыми, вероятно, сталкивалась любая модель в любой стране мира, карьера Елены в ГУМе была довольно успешной. Она была «выездной», то есть регулярно отправлялась в зарубежные командировки. Они, правда, ограничивались социалистическими странами: Болгарией, Чехословакией, Венгрией, армейскими гарнизонами Западной группы войск в ГДР. Показы проходили в крупных универмагах соцстран и в армейских домах культуры: жены советских офицеров тоже стремились красиво одеваться.
Метелкина хотя и принадлежала к советской богеме, не увлекалась развлечениями вроде вечеринок с выпивкой на дачах или романами с кинозвездами. По ее словам, она проводила свободное время за чтением, прогулками и занятиями йогой, тогда еще мало кому известной. Асаны манекенщица выучила по книгам.
Модельная карьера дала Елене второй шанс попасть на киноэкран. На сей раз попытка оказалась куда более успешной. Снова помог случай. В конце 1970-х режиссер Ричард Викторов, автор подросткового кинохита 1974 года «Москва — Кассиопея», начал работу над фильмом «Через тернии к звездам» по сценарию популярного писателя-фантаста Кира Булычева. Картина, выход которой приурочили к 20-летию полета Юрия Гагарина в космос, рассказывала о спасении землянами инопланетной девушки-клона и ее дальнейших приключениях на Земле и на родной планете, терпящей экологическую катастрофу.
Понятно, что успех фильма, съемки которого начались в 1979-м, напрямую зависел от исполнительницы роли главной героини, инопланетянки Нийи. Съемочная группа провела немало времени в безуспешных поисках, пока Викторову и Булычеву не показали фото Елены в одном из модных журналов. Создатели фильма поняли, что тоненькая девушка с лебединой шеей, огромными глазами и совершенно неотмирным взглядом — именно то, что им нужно.
Елену пригласили на кинопробы. Для проб ей пришлось надеть облегающее трико и резиновую шапочку (по сюжету, у Нийи очень короткие волосы). Фото сразу одобрили, но появилось неожиданное осложнение. При всей своей стройности и фигуре балерины Метелкина была, по ее словам, совершенно неспортивным человеком, а ее героиня должна была совершать в кадре гимнастические упражнения.
Режиссер еще какое-то время поискал кандидатку на главную роль, но понял, что проще научить Елену делать сальто, чем найти спортсменку с такой же неземной внешностью. «Мне наняли тренера по гимнастике, который научил крутить колесо, делать кульбиты, — вспоминала Метелкина. — С волосами я рассталась без всякого сожаления: надо так надо. Поскольку из ГУМа пришлось уволиться, это не имело значения».
Если не считать временного отказа от волос и ухода с любимой работы, съемки у Викторова оставили у Лены самые приятные воспоминания. Режиссер был педагогом по образованию и много снимал подростков, поэтому умел работать с непрофессиональными актерами. Он был внимателен и заботлив с Метелкиной.
«Психологической нагрузки во время перевоплощения не требовалось. Надо было просто жить жизнью хорошего сценария», — рассказывала Елена позже в интервью на радио.Фильм вышел, как и предполагалось, в 1981 году и пользовался большим успехом. В первый год проката в кинотеатрах его посмотрели больше 20 миллионов человек, позже его множество раз показывали по телевидению и привозили на кинопоказы в пионерские лагеря по всей стране. Исполнительницу роли Нийи стали узнавать на улицах, по опросам киножурналов она входила в пятерку самых популярных актрис года. На Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте в 1982 году Елена Метелкина получила спецприз «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.
Кир Булычев тоже по достоинству оценил актрису-модель. По его инициативе в 1983 году она снялась в короткометражке «Золотые рыбки» (сценарий Кира Булычева, режиссер Александр Майоров). К сожалению, сцены с участием Елены в финальную версию картины не вошли. Но этим сотрудничество модели и фантаста не закончилось: годом позже она обрела настоящую славу среди советских школьников младших и средних классов.
Режиссер Павел Арсенов снимал по сценарию Кира Булычева (и по мотивам его повести «Сто лет тому вперед») многосерийный телевизионный фильм «Гостья из будущего». Этот мини-сериал стал без преувеличения самым популярным детским фильмом 1980-х годов на русском языке. Роли космических злодеев сыграли знаменитые актеры Вячеслав Невинный и Михаил Кононов, а Елене Метелкиной предложили роль положительной героини — Полины, сотрудницы московского Института времени. Пока дети завороженно наблюдали за приключениями школьников и борьбой с космическими пиратами, их матери внимательно рассматривали футуристические наряды Метелкиной, придуманные костюмерами киностудии.
В том же году Евгений Герасимов снял Елену в фильме «Очень важная персона», но на озвучку пригласил другую актрису. По словам Метелкиной, это случилось потому, что она отказала режиссеру в его романтических притязаниях. Правда это или нет — неизвестно, но актрисе действительно тогда было не до случайных интрижек. Кино изменило не только ее профессиональную жизнь, но и личную.
Во время съемок «Через тернии к звездам» в Крыму Елена встретила мужчину, который стал ее мужем и отцом ее ребенка. Сергей был жителем провинциального украинского города, приехал в Ялту отдыхать. Метелкина, как все члены съемочной группы, жила в гостинице и в свободное время ходила на пляж, где и познакомилась с Сергеем. Он был милым и ненавязчивым, и Елена постепенно прониклась к нему доверием, принимала приглашения в ресторан и на прогулки.
По словам модели, режиссер фильма сразу заметил, что в личной жизни его героини что-то изменилось. «Викторов строго-настрого запретил кому бы то ни было приближаться ко мне с амурами. Нийя — существо бесполое, она не должна была выдавать никаких женских эмоций», — вспоминала Елена. Режиссер сразу отметил «неуместную женственность» в поведении актрисы на площадке, и когда Сергей пришел на съемки, выразил недовольство.
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»Не вызывал ухажер Метелкиной симпатии и у ее партнерши по съемкам Елены Фадеевой. Она говорила: «Леночка, это человек не вашего круга». «А у меня поклонник вызывал доверие. Мне хотелось с ним дружить, в постель он не тянул, и это подкупало», — рассказывала актриса много лет спустя в интервью. В итоге после возвращения в Москву пара оформила отношения в загсе. Украинец переехал жить в московскую квартиру Метелкиных.
Очень скоро оказалось, что весь романтизм Сергея был насквозь лживым. Он не хотел устраиваться на работу, перебиваясь случайными заработками и ссылаясь на плохое здоровье. Семью содержала Елена. В ГУМ она не вернулась, там уже не было вакансий. Метелкина поступила в Московский дом моделей. Заместитель директора лично предложил ей работу: мол, после съемок в кино манекенщицу ждет популярность и новые возможности.
Однако вскоре в работе пришлось сделать перерыв: модель забеременела. Муж, по воспоминаниям Лены, был категорически против ребенка и уговаривал ее сделать аборт. У него на родине уже был ребенок от первого брака. Метелкина категорически отказалась от аборта, и Сергей стал подчеркнуто пренебрежительным и агрессивным. А после рождения сына отношения развалились окончательно.
Если бы дело ограничилось разводом, это было бы еще полбеды. Сергей пожелал отсудить часть квартиры Метелкиных, в которой он был прописан, и стал интриговать против родителей бывшей жены. «Написал донос на мою мать, работавшую в Министерстве обороны, обвиняя ее чуть ли не в шпионаже, — вспоминала манекенщица годы спустя. — Я не подозревала, что бывший успел обшарить родительскую квартиру и обнаружил отцовский пистолет, хранившийся в память о войне. Новый донос полетел в военную прокуратуру: «Бывший тесть грозится меня застрелить». Отца вызвали, долго допрашивали». Владимиру Дмитриевичу пришлось сдать памятное оружие. Позже он не выдержал семейных неприятностей и покончил с собой.
Судебные процессы длились более четырех лет и стоили немалых денег и нервов. Елена рассказывала, что в этот нелегкий момент на нее вышли люди из КГБ, предложив сотрудничество в обмен на помощь с разводом. Однако Метелкина предпочла с «конторой» не связываться и, по ее словам, «прикинулась дурочкой». В кругах манекенщиц на слуху была драматическая судьба модели Регины Збарской, в которой видели «руку КГБ».
Далеко не радужной была и экономическая ситуация в стране. В 1991 году СССР распался, и людям стало не до отечественной моды. Вещевые рынки торговали дешевой одеждой, а на дорогой индпошив у большинства женщин просто не было денег. Мила Надточий, одна из модельерш, работавших в ателье ГУМа, пригласила Метелкину в свой небольшой салон, который вскоре разорился. В 1992 году модель снялась в эпизодической роли в фильме ужасов «Прикосновение», поставленном Альбертом Мкртчяном, но больших денег ей это не принесло.
Одна из подруг-манекенщиц помогла Елене Дмитриевне устроиться секретаршей в офис бизнесмена Ивана Кивелиди, президента «Круглого стола бизнеса России», главы Лиги кооперативов и предпринимателей России, основателя Мосбизнесбанка. У Кивелиди Метелкина проработала пять лет. Эта работа чуть не стоила ей жизни: преступники, видимо, нанятые конкурентами бизнесмена, нанесли сильнодействующий яд на телефонную трубку в его кабинете. В лихие 1990-е подобные разборки были не редкостью.
К счастью для Метелкиной, она не была «приближенной» секретаршей Кивелиди и не отвечала на его личные звонки. Предприниматель погиб, погибла и коллега Елены, которая работала вместе с ним. В убийстве обвинили заместителя Кивелиди Владимира Хуцишвили.
Какое-то время Метелкина еще работала в основанной покойным бизнесменом компании, затем ее уволили. Манекенщице уже исполнилось 45 лет, в стране были не лучшие времена. Елене Дмитриевне пришлось заниматься самыми разными вещами: она работала воспитательницей в коррекционном интернате для детей с инвалидностью, продавщицей в обувном магазине, администратором в образовательном центре. В 2002-м Алексей Балабанов снял Метелкину в эпизоде своего фильма «Война» о второй чеченской.
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»На склоне лет Елена Дмитриевна воцерковилась и стала активной прихожанкой православного храма, настоятель которого предложил ей работу. Метелкина работала в церковной лавке и пела на клиросе. Христианские убеждения дополнили в ее сознании практику йоги и философские воззрения Махатмы Ганди, которыми она увлекалась в молодости. Ее единственный сын Александр окончил институт, но предпочел работать автослесарем. Как вспоминала Елена Дмитриевна, ей стоило больших трудов уберечь его от дурных компаний.
В 2018 году бывшая манекенщица, которая много раз признавалась в том, что «наигралась в одежду» и «больше не может видеть тряпки», неожиданно вернулась к профессии своей молодости. Анастасия Лаврова, основательница марки одежды для женщин элегантного возраста Garnet Garden Fashion Art, предложила Елене Метелкиной стать бренд-амбассадором компании. Актриса весьма достойно снялась в фотосессии во французском ландшафтном парке Les Jardins d’Etretat.
Личную жизнь актриса и модель так и не устроила. «Не встретился мне нормальный мужчина. Куда они подевались? Горюю, но до самой смерти буду ждать свою судьбу — хорошего христианина, который предложит мне руку и доброе сердце», — поделилась Метелкина в интервью тому же глянцевому журналу.
Еще читай:
Фото: legion-mediaЕлену Метелкину, в отличие от других советских манекенщиц, знали не только те, кто во времена СССР листал журналы мод и ходил на показы. Она была звездой двух фантастических лент: «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего». К сожалению, с крахом СССР карьера Метелкиной надолго прервалась. Прежде чем читать материал про Елену Метелкину, посмотри нашу галерею с самыми высокооплачиваемыми моделями мира. Елена Метелкина родилась в 1953 году. Классический послевоенный ребенок: отец, Владимир Дмитриевич, участник Великой Отечественной, военный инженер, гвардии майор, участник Сталинградской битвы, выпускник, а затем преподаватель Академии имени Фрунзе. Мать, Нинель Петровна, тоже была связана с армией — работала в Министерстве обороны. Фото: legion-media.ru Семья жила по советским меркам неплохо. Родителям Лены дали квартиру, а потом на деньги, полученные Владимиром Дмитриевичем за изобретения, семья построила домик в дачном кооперативе неподалеку от Красноармейска, где проводила лето. Метелкина вспоминает, что дача выглядела так респектабельно, что даже вызвала интерес у работников ОБХСС, однако владелец убедил их в легальности своих доходов. Маленькая Лена походила на гадкого утенка: худенькая девочка со стянутыми в косички волосами, пухлыми губами, большеглазая, немного неуклюжая. Но с возрастом она выправилась и стала привлекательной девушкой. Худоба, которая огорчала ровесниц ее матери (в СССР в 1950-е красавицами считались пухлощекие красотки со здоровым румянцем), у девушек конца 1960-х — начала 1970-х считалась достоинством. Несмотря на железный занавес, в Союзе уже видели фотографии стройных западных манекенщиц Твигги и Верушки. Впрочем, юная Лена Метелкина не думала о карьере модели. Ее, как и многих ее ровесниц, манили театральная сцена и киноэкран. После школы она пробовала поступить в Щукинское училище, но не прошла по конкурсу. Однако нет худа без добра: на прослушивании ее заметила ассистентка режиссера Екатерины Сташевской (Народицкой), которая искала непрофессиональных актеров для съемки эпизодов в фильме «Берега». Она пригласила Метелкину сниматься. Неудачливая абитуриентка отправилась на Волгу, приобрела первый киноопыт и познакомилась с режиссером. Сташевская похвалила внешность девушки, сравнив Лену с Эдитой Пьехой. Фильм вышел в 1973-м. А Лена тем временем устроилась работать в библиотеку. Через год после первой неудачи с поступлением она снова попытала счастья, однако и вступительные экзамены во ВГИК, который она предпочла на сей раз «Щуке», Метелкина тоже провалила. Нужно было решать, чем зарабатывать на жизнь. Метелкина очень расстраивалась, что с актерским ремеслом у нее не складывается. Опыт киносъемок сделал недоступную карьеру еще привлекательнее. Мать девушки, женщина практичная, дала дочери совет, как использовать ее незаурядные внешние данные вне кино и театральной сцены: устроиться манекенщицей. Отец, человек солидный и респектабельный, возражал — он находил профессию модели «неприличной» и хотел, чтобы дочь получила серьезное образование. Однако у Елены были другие планы. Она последовала материнскому совету и решила устроиться в Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту. Метелкину не взяли на постоянную работу. Продолжая трудиться в библиотеке, она время от времени снималась для издаваемого ОДМО журнала «Модели сезона». Позже в интервью одному глянцевому журналу Лена вспоминала свою первую встречу с модельером Вячеславом Зайцевым: «Однажды оделась, приняла позу перед фотографом, вдруг в студию ворвался кудрявый юноша в голубом комбинезоне, окинул меня взглядом и решительно заявил: «Нет, так не пойдет, ручку в бок, пяточку подкрути. Вот, то что надо, замри!». По словам Метелкиной, Зайцев ее не оценил, среди манекенщиц у него были свои фаворитки. В итоге и с карьерой в ОДМО не сложилось: для Елены так и не нашлось штатной единицы, пришлось перейти на работу в Демонстрационный зал главного универмага страны — ГУМа. Там был свой небольшой «дом моды» — ателье, которое шило платья и костюмы из продаваемых в магазине тканей: четыре сезонные коллекции в год. Их, собственно, и рекламировали манекенщицы. Одежду из гумовского ателье, где работали несколько талантливых, но зачастую остававшихся безвестными модельеров, могли себе позволить только крупные чиновницы, жены партийных деятелей и знаменитые актрисы. Например, звезда оперетты Татьяна Шмыга заказывала в ГУМе вечерние и концертные платья. Метелкина вспоминает, что ее зарплата в ГУМе составляла 140 рублей: на 30 рублей больше, чем зарплата молодого специалиста, только что окончившего вуз. Одно платье в ателье стоило почти столько же. Поэтому девушки не могли себе позволить одеваться «по месту работы», но могли взять наряд напрокат по особым случаям, вроде театральной или кинопремьеры, и выбрать к нему аксессуары — ремень, шляпку, сумочку. Кадр из фильма «Через тернии к звездам» За кулисами показов, по словам Елены, царила конкуренция, порой не совсем здоровая. Некоторые манекенщицы перед выходом на подиум могли толкнуть соперницу или внести беспорядок в ее костюм. Если не считать этих мелких неприятностей, с которыми, вероятно, сталкивалась любая модель в любой стране мира, карьера Елены в ГУМе была довольно успешной. Она была «выездной», то есть регулярно отправлялась в зарубежные командировки. Они, правда, ограничивались социалистическими странами: Болгарией, Чехословакией, Венгрией, армейскими гарнизонами Западной группы войск в ГДР. Показы проходили в крупных универмагах соцстран и в армейских домах культуры: жены советских офицеров тоже стремились красиво одеваться. Метелкина хотя и принадлежала к советской богеме, не увлекалась развлечениями вроде вечеринок с выпивкой на дачах или романами с кинозвездами. По ее словам, она проводила свободное время за чтением, прогулками и занятиями йогой, тогда еще мало кому известной. Асаны манекенщица выучила по книгам. Модельная карьера дала Елене второй шанс попасть на киноэкран. На сей раз попытка оказалась куда более успешной. Снова помог случай. В конце 1970-х режиссер Ричард Викторов, автор подросткового кинохита 1974 года «Москва — Кассиопея», начал работу над фильмом «Через тернии к звездам» по сценарию популярного писателя-фантаста Кира Булычева. Картина, выход которой приурочили к 20-летию полета Юрия Гагарина в космос, рассказывала о спасении землянами инопланетной девушки-клона и ее дальнейших приключениях на Земле и на родной планете, терпящей экологическую катастрофу. Понятно, что успех фильма, съемки которого начались в 1979-м, напрямую зависел от исполнительницы роли главной героини, инопланетянки Нийи. Съемочная группа провела немало времени в безуспешных поисках, пока Викторову и Булычеву не показали фото Елены в одном из модных журналов. Создатели фильма поняли, что тоненькая девушка с лебединой шеей, огромными глазами и совершенно неотмирным взглядом — именно то, что им нужно. Елену пригласили на кинопробы. Для проб ей пришлось надеть облегающее трико и резиновую шапочку (по сюжету, у Нийи очень короткие волосы). Фото сразу одобрили, но появилось неожиданное осложнение. При всей своей стройности и фигуре балерины Метелкина была, по ее словам, совершенно неспортивным человеком, а ее героиня должна была совершать в кадре гимнастические упражнения. Режиссер еще какое-то время поискал кандидатку на главную роль, но понял, что проще научить Елену делать сальто, чем найти спортсменку с такой же неземной внешностью. «Мне наняли тренера по гимнастике, который научил крутить колесо, делать кульбиты, — вспоминала Метелкина. — С волосами я рассталась без всякого сожаления: надо так надо. Поскольку из ГУМа пришлось уволиться, это не имело значения». Если не считать временного отказа от волос и ухода с любимой работы, съемки у Викторова оставили у Лены самые приятные воспоминания. Режиссер был педагогом по образованию и много снимал подростков, поэтому умел работать с непрофессиональными актерами. Он был внимателен и заботлив с Метелкиной.«Психологической нагрузки во время перевоплощения не требовалось. Надо было просто жить жизнью хорошего сценария», — рассказывала Елена позже в интервью на радио.Фильм вышел, как и предполагалось, в 1981 году и пользовался большим успехом. В первый год проката в кинотеатрах его посмотрели больше 20 миллионов человек, позже его множество раз показывали по телевидению и привозили на кинопоказы в пионерские лагеря по всей стране. Исполнительницу роли Нийи стали узнавать на улицах, по опросам киножурналов она входила в пятерку самых популярных актрис года. На Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте в 1982 году Елена Метелкина получила спецприз «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль. Кир Булычев тоже по достоинству оценил актрису-модель. По его инициативе в 1983 году она снялась в короткометражке «Золотые рыбки» (сценарий Кира Булычева, режиссер Александр Майоров). К сожалению, сцены с участием Елены в финальную версию картины не вошли. Но этим сотрудничество модели и фантаста не закончилось: годом позже она обрела настоящую славу среди советских школьников младших и средних классов. Режиссер Павел Арсенов снимал по сценарию Кира Булычева (и по мотивам его повести «Сто лет тому вперед») многосерийный телевизионный фильм «Гостья из будущего». Этот мини-сериал стал без преувеличения самым популярным детским фильмом 1980-х годов на русском языке. Роли космических злодеев сыграли знаменитые актеры Вячеслав Невинный и Михаил Кононов, а Елене Метелкиной предложили роль положительной героини — Полины, сотрудницы московского Института времени. Пока дети завороженно наблюдали за приключениями школьников и борьбой с космическими пиратами, их матери внимательно рассматривали футуристические наряды Метелкиной, придуманные костюмерами киностудии. В том же году Евгений Герасимов снял Елену в фильме «Очень важная персона», но на озвучку пригласил другую актрису. По словам Метелкиной, это случилось потому, что она отказала режиссеру в его романтических притязаниях. Правда это или нет — неизвестно, но актрисе действительно тогда