Боюсь летать на самолете. Что делать? - «Путешествия»
Wood 21-июн, 23:00 1 347У каждого из нас есть знакомые, которые не летают самолетом — никогда и ни при каких условиях. И в каждом салоне самолета вам могут встретиться другие — которые заставляют себя лететь, несмотря на страх полета. Можно ли перестать бояться летать — и чем поможет психологическая наука?
Страх полетов стар, как сами авиаперелеты. Всего 11 лет спустя после первого полета братьев Райт в 1903 году самолеты стали использоваться в Первой мировой войне для разведки, а с ними появились и сообщения об "аэроневрозах". У значительного числа пилотов и штурманов отмечались симптомы невроза, такие как бессонница, несварение желудка и нежелание летать. Между страхом и полетом образовалась связь.
Похоже, что у летчиков был повод. За 11 лет между 1903 и 1914 годами более 1000 людей погибло при полетах, а за время войны — еще 14 000 военных летчиков Антанты. Авиация только зарождалась, и не существовало никаких инструкций, что означало меньшую стабильность (и надежность) в воздухе.
Самолетами — сделанными из дерева и ткани — было трудно управлять, но пилоты проходили всего два-три часа обучения. Они были совершенно не защищены от воздействия стихий. В 1915 году пилот союзнических войск в среднем летал всего 11 дней — до трагического исхода, в то время как 9 из 10 человек выживали в окопах.
То есть изначально полеты были невероятно рискованными. Получается, что в начале ХХ века восприятие было верным, однако ярлык "опасно" навсегда закрепился за этим видом деятельности. Похоже, это одно из ошибочных суждений о полетах и самолетах.
Как это лечат?
Логика, возможно, лучший инструмент для победы над страхом полетов, или авиафобией. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) дает наиболее надежные результаты. В этом подходе считается, что страх возникает из определенных мыслей. Основатель когнитивной терапии (предшественницы КПТ) Аарон Бек предположил, что наша проблема заключается в когнитивных искажениях, которые запускают каскад реакций.
Например, мы заключаем, что случится что-то страшное ("самолет вот-вот разобьется!"), и из этой мысли возникает страх; мы испытываем тревогу и в результате начинаем переживать ее физиологические симптомы.
Одна из проблем, утверждает Бек, заключается в том, что одни симптомы вызывают другие. Сначала возникает пугающая мысль, мы начинаем тревожиться, замечаем, что дрожим или что сердце бьется чаще, это усиливает тревогу и так далее и тому подобное, пока мы не запускаем полновесную реакцию "бей или беги": туннельное зрение, сниженный слух и затруднение дыхания. Это еще сильнее усугубляет панику, пока мы не начинаем верить, что вот-вот умрем.
Если мы запускаем этот процесс катастрофической мыслью "самолет вот-вот разобьется!" или "я упаду с доски и погибну", за секунды мы взлетаем на верхушку такой лестницы тревоги. С другой стороны, если мы можем изначально не делать подобных заключений, то предотвращаем сразу весь каскад реакций.
КПТ поощряет людей сомневаться в своих мыслях и гипотезах и быть открытыми подлинным фактам. Из всех техник, применяемых для борьбы со страхом полетов, две оказались наиболее полезными: "отвечать негативным мыслям" (иначе известная как "спор с самим собой") и продолжать летать. Последнее помогает привыкнуть к идее полета через снижение чувствительности и постепенно уменьшает нашу бессознательную оценку опасности.
Несколько авиалиний теперь проводят курсы, которые предлагают полный комплект: от подробной точной информации (факты!) до техник релаксации, виртуальных полетов и, наконец, настоящих полетов с постоянными комментариями, объясняющими, что именно происходит в каждый момент. Один из современных пилотов-асов может оказаться как раз тем человеком, который убедит вас, насколько безопаснее сегодня летать, чем это было раньше, — у него будет вся необходимая информация, чтобы достоверно оценить риск.
Авторская статья
Риск реальный или воспринимаемый?От диабета гибнут чащеК чему привел отказ от полетовКак это лечат? У каждого из нас есть знакомые, которые не летают самолетом — никогда и ни при каких условиях. И в каждом салоне самолета вам могут встретиться другие — которые заставляют себя лететь, несмотря на страх полета. Можно ли перестать бояться летать — и чем поможет психологическая наука? Страх полетов стар, как сами авиаперелеты. Всего 11 лет спустя после первого полета братьев Райт в 1903 году самолеты стали использоваться в Первой мировой войне для разведки, а с ними появились и сообщения об