Дневник эмоций, стоп-слово и ролевые игры: как научить ребенка с легкостью справляться с гневом и завистью - «Материнство»
Spencer 28-янв, 08:20 522Отобрали игрушку - ребенок бьется в истерике, всеми силами привлекает внимание. У малыша что-то не получилось - и предметы летят в разные стороны, визг слышен на соседней улице. Критику и наказания он воспринимает, насупившись, с видом несправедливо обвиненной жертвы. Или кричит. Но уж точно не собирается слушать. Ему не до вас - он, как может, пытается справиться с обрушившимися на него эмоциями.
Винить за отсутствие самоконтроля малыша, только-только вступившего на жизненный путь, сложно. Даже взрослые не всегда способны адекватно реагировать на то, что задевает. Но это не повод спускать все на тормозах. Нужно вместе учиться работать над эмоциями, правильно их использовать и выражать (все это и есть эмоциональный интеллект). Именно вместе, ведь чаще всего навыков недостает всем членам семьи. Если у ребенка проблема, она, как говорят специалисты, есть и у родителей: маленький человек интуитивно перенимает вашу стратегию поведения.
Начинать придется с коротких, неочевидных шагов. О том, как это лучше делать, мы попросили рассказать эксперта.
Не отмахивайтесь от эмоций
Эвелина Леви
коуч по эмоциональному интеллекту
Злость, обида, раздражение, зависть и печаль - такие же наши спутники, как и радость, удовольствие, восторг, интерес или сострадание. Но вы заблуждаетесь, когда пытаетесь делить эмоции на положительные и отрицательные. Каждая может принести пользу или вред. Все зависит только от способности понимать их роль и значение. К примеру, гнев может говорить о нарушении границ. Учит выстраивать взаимоотношения, показывает, что важно, где провести черту. А зависть может стать толчком к саморазвитию и показать, что мы используем не весь свой потенциал.Любая эмоция важна. Признать это - приблизиться к более глубокому пониманию себя, желаний и ценностей. Сделать это никогда не поздно.
Учитесь узнавать эмоции и называть их
Чтобы управлять эмоциями, нужно научиться их распознавать. Ведь их больше 70, и каждая проявляется по-своему: ощущениями, продолжительностью, количеством энергии, которая выбрасывается, когда вы себя не сдерживаете.
Заведите привычку ежедневно заполнять дневник эмоций. Можно купить его в бумажной версии или скачать бесплатный шаблон в Интернете.
Взрослый вариант - тетрадь, в которой вы фиксируете свои эмоциональные состояния, причину их возникновения (что произошло перед сменой настроения), понимание, в какой точке тела вы это ощутили.
Детская версия проще: ребенок ежедневно выбирает одну из рожиц (смайлов), которая наиболее ему близка. Дополнительно можно рассказать об интересных событиях дня - тех, что вызвали яркие эмоции.
Постепенно осваивайте все новые и новые оттенки, составляя эмоциональную парадигму. В этом поможет азбука эмоций. Есть простые форматы в виде таблиц. И более сложные, где дана классификация с учетом близости (родства) и силы выраженности. К примеру, возмущение и гнев похожи по характеру, но возмущение мощнее, ярче, интенсивнее. Тогда как презрение и отвращение - совершенно разные эмоции.
Повышайте осознанность
Речь не о дзен-буддизме, а об умении видеть связь между причиной и следствием. Эмоции не возникают на пустом месте - это всегда реакция на происходящее. И знать, что вам что-то нравится или не нравится, недостаточно.
Когда ребенок злится, обратите его внимание на это: «Я вижу, что ты злишься», то же самое делайте с любой эмоциональной вспышкой
Чтобы не обмануться, можно уточнить: «Я правильно тебя понял (-а)?». Можно вместе придумать историю, персонаж которой - пусть это будет Вася - испытывает те же чувства и переживания. Обсудите, что с ним произошло, почему он так реагирует и что, по мнению малыша, произойдет дальше.
Или сыграть в игру «Я радуюсь, когда…». Вы предлагаете продолжить предложение, описав ситуацию, когда ваше чадо испытывает радость. А затем - злость («Я злюсь, когда…»), удивление («Я удивляюсь, если…»), обиду («Я обижаюсь, когда…») и другие состояния.
Со временем вопросы «Что я чувствую?» и «Почему (в ответ на что) я это чувствую?» приведут к более глубокому пониманию мотивов.
Выражайте, а не выплескивайте
Каждый имеет право испытывать эмоции и выражать их. Но делать это следует так, чтобы не нанести вреда себе и окружающим. Это сложный урок, который нужен каждому: и родителям, и ребенку.
Чаще всего обозначить эмоцию, сконцентрироваться на причинах - уже победить. Так вы смещаете акцент в сторону рационального и снижаете накал. Но не всегда этого достаточно.
Если «переключиться» не получается, можно направить энергию на физическую активность: побегать, попрыгать, заняться уборкой, устроить шуточный бой на подушках, вместе громко покричать и потопать
Главное - не переусердствовать, иначе попросту останетесь без сил.
Или придумайте стоп-слово и договоритесь, что это сигнал: когда кто-то его произносит, все должны остановиться, чем бы ни занимались. Остановка даст время на принятие решения и спустит часть «пара».
Оставайтесь в диалоге, учитесь общаться на языке эмоций. И со временем перестанете от них зависеть и научитесь управлять. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больших результатов достигнете.
Отобрали игрушку - ребенок бьется в истерике, всеми силами привлекает внимание. У малыша что-то не получилось - и предметы летят в разные стороны, визг слышен на соседней улице. Критику и наказания он воспринимает, насупившись, с видом несправедливо обвиненной жертвы. Или кричит. Но уж точно не собирается слушать. Ему не до вас - он, как может, пытается справиться с обрушившимися на него эмоциями. Винить за отсутствие самоконтроля малыша, только-только вступившего на жизненный путь, сложно. Даже взрослые не всегда способны адекватно реагировать на то, что задевает. Но это не повод спускать все на тормозах. Нужно вместе учиться работать над эмоциями, правильно их использовать и выражать (все это и есть эмоциональный интеллект). Именно вместе, ведь чаще всего навыков недостает всем членам семьи. Если у ребенка проблема, она, как говорят специалисты, есть и у родителей: маленький человек интуитивно перенимает вашу стратегию поведения. Начинать придется с коротких, неочевидных шагов. О том, как это лучше делать, мы попросили рассказать эксперта. Не отмахивайтесь от эмоций Эвелина Леви коуч по эмоциональному интеллекту Злость, обида, раздражение, зависть и печаль - такие же наши спутники, как и радость, удовольствие, восторг, интерес или сострадание. Но вы заблуждаетесь, когда пытаетесь делить эмоции на положительные и отрицательные. Каждая может принести пользу или вред. Все зависит только от способности понимать их роль и значение. К примеру, гнев может говорить о нарушении границ. Учит выстраивать взаимоотношения, показывает, что важно, где провести черту. А зависть может стать толчком к саморазвитию и показать, что мы используем не весь свой потенциал.Любая эмоция важна. Признать это - приблизиться к более глубокому пониманию себя, желаний и ценностей. Сделать это никогда не поздно. Учитесь узнавать эмоции и называть их Чтобы управлять эмоциями, нужно научиться их распознавать. Ведь их больше 70, и каждая проявляется по-своему: ощущениями, продолжительностью, количеством энергии, которая выбрасывается, когда вы себя не сдерживаете. Заведите привычку ежедневно заполнять дневник эмоций. Можно купить его в бумажной версии или скачать бесплатный шаблон в Интернете. Взрослый вариант - тетрадь, в которой вы фиксируете свои эмоциональные состояния, причину их возникновения (что произошло перед сменой настроения), понимание, в какой точке тела вы это ощутили. Детская версия проще: ребенок ежедневно выбирает одну из рожиц (смайлов), которая наиболее ему близка. Дополнительно можно рассказать об интересных событиях дня - тех, что вызвали яркие эмоции. Постепенно осваивайте все новые и новые оттенки, составляя эмоциональную парадигму. В этом поможет азбука эмоций. Есть простые форматы в виде таблиц. И более сложные, где дана классификация с учетом близости (родства) и силы выраженности. К примеру, возмущение и гнев похожи по характеру, но возмущение мощнее, ярче, интенсивнее. Тогда как презрение и отвращение - совершенно разные эмоции. Повышайте осознанность Речь не о дзен-буддизме, а об умении видеть связь между причиной и следствием. Эмоции не возникают на пустом месте - это всегда реакция на происходящее. И знать, что вам что-то нравится или не нравится, недостаточно. Когда ребенок злится, обратите его внимание на это: «Я вижу, что ты злишься», то же самое делайте с любой эмоциональной вспышкой Чтобы не обмануться, можно уточнить: «Я правильно тебя понял (-а)?». Можно вместе придумать историю, персонаж которой - пусть это будет Вася - испытывает те же чувства и переживания. Обсудите, что с ним произошло, почему он так реагирует и что, по мнению малыша, произойдет дальше. Или сыграть в игру «Я радуюсь, когда…». Вы предлагаете продолжить предложение, описав ситуацию, когда ваше чадо испытывает радость. А затем - злость («Я злюсь, когда…»), удивление («Я удивляюсь, если…»), обиду («Я обижаюсь, когда…») и другие состояния. Со временем вопросы «Что я чувствую?» и «Почему (в ответ на что) я это чувствую?» приведут к более глубокому пониманию мотивов. Выражайте, а не выплескивайте Каждый имеет право испытывать эмоции и выражать их. Но делать это следует так, чтобы не нанести вреда себе и окружающим. Это сложный урок, который нужен каждому: и родителям, и ребенку. Чаще всего обозначить эмоцию, сконцентрироваться на причинах - уже победить. Так вы смещаете акцент в сторону рационального и снижаете накал. Но не всегда этого достаточно. Если «переключиться» не получается, можно направить энергию на физическую активность: побегать, попрыгать, заняться уборкой, устроить шуточный бой на подушках, вместе громко покричать и потопать Главное - не переусердствовать, иначе попросту останетесь без сил. Или придумайте стоп-слово и договоритесь, что это сигнал: когда кто-то его произносит, все должны остановиться, чем бы ни занимались. Остановка даст время на принятие решения и спустит часть «пара». Оставайтесь в диалоге, учитесь общаться на языке эмоций. И со временем перестанете от них зависеть и научитесь управлять. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больших результатов достигнете.