Зачем читать ребенку 'Репку' и 'Теремок'? Для развития математических способностей - «Дети» » Дети и Я

Зачем читать ребенку 'Репку' и 'Теремок'? Для развития математических способностей - «Дети»

Как сочинить математическую сказкуКак разыгрывать сказкиПервые математические игры — по сказкамКак научиться придумывать сказки

Народные сказки с простым сюжетом, которые принято читать и рассказывать детям в 1-2 года, порой вызывают у молодых родителей недоумение. Действительно, сказки "Теремок", "Колобок", "Репка" объединяет наличие повторяющейся речевой формулы. Зачем нужно было в одной сказке пять раз сказать "бабка за дедку"? Для развития мышления и речи. Как использовать развивающий потенциал сказок, рассказывает Анна Быкова, психолог, автор книги "Развивающие занятия ленивой мамы".



С каждым повтором в сказках для самых маленьких происходит усложнение, добавление нового элемента, но по прежней формуле. Чем не развитие алгебраической логики? В формулу "кто-то за кого-то" помещаются новые значения переменной, получается в итоге "мышка за кошку" или "Жучка за внучку".


Аналогично в "Колобке": есть формула "я от кого-то ушел". "Кого-то" — это переменная, в которую последовательно помещаем всех, кого Колобок встречал на пути: "Я от зайца ушел", "Я от волка ушел".


Нет, я не питаю иллюзий, что сочинители этих сказок были преподавателями математики и умышленно вставляли в сюжет именно такую форму повествования, но я вижу в этих произведениях четкую математическую структуру, строго определенный порядок. Потребность в структуре у человека появилась раньше, чем возникла такая наука, как математика. Собственно, из этой потребности математика и родилась. Математика — изначально это стремление как-то упорядочить окружающую действительность.


Последовательность введения в сюжет сказки каждого персонажа тоже подчинена определенному правилу. В "Репке" это правило звучит как от большего к меньшему, а в "Теремке" — от меньшего к большему.


Сказка "Три медведя" — еще один пример сказки с математической структурой. Сюжет разворачивается периодами. В каждом периоде девочка встречается с набором предметов. В каждом наборе три предмета: большой, средний и маленький. Знакомство с предметами она всегда начинает с большого, потом переходит к среднему и только потом — к маленькому. В каждом периоде первые два предмета из каждого набора для нее оказываются неподходящими, а третий — "в самый раз".


После того как этот сценарий проигрывается с чашками, ложками, стульями, ребенок уже может понять структуру сказки и предположить, что в спальне будут именно три кровати, и они тоже будут подчиняться правилу "большой, средний, маленький", и свое предпочтение девочка окажет именно маленькой кровати.


А потом в дом возвращаются хозяева-медведи. Они не сразу в спальню идут. Строгая логика сказки проводит их теми же периодами, что и девочку. Снова чашки, ложки, стулья. Снова знакомство начинается от большого предмета, через средний, к маленькому. И голоса у героев вписываются в эту систему.


Большой хозяин большой чашки обладает "большим голосом" — ревет басом. А маленький хозяин маленькой чашки — пищит. Такое правило соответствия. Размер медведя соотносится с размером чашки, стула, кровати и с силой голоса. Очень математическая сказка получилась. Здесь есть соотношения, порядок, закономерность, периодичность.



Как научиться придумывать сказки


Потенциал фланелеграфа не ограничивается только "оживлением" сказок и играми-сопоставлениями. В более позднем возрасте его можно использовать для развития фантазии.


Наугад, не глядя, вытаскиваем из коробочки, где хранятся все вырезанные фигурки, трех-четырех персонажей. Задача: придумать сказку с их участием. Что связывает внучку, лягушку и Бабу-Ягу? Кем они друг другу приходятся? Что с ними произошло? Может быть, Баба-Яга превратила внучку в лягушку? А за что? А кто ее обратно расколдует?


Вытащили персонажей из коробки, запомнили, про кого будет новая сказка, — и пошли на прогулку. По дороге, пока идем до парка, можно придумать сюжет. А вечером дети сами или с маминой помощью перед папой эту сказку с удовольствием разыграют. Проект "сказка дня" может длиться несколько месяцев, пока не надоест.



Авторская статья




Как сочинить математическую сказкуКак разыгрывать сказкиПервые математические игры — по сказкамКак научиться придумывать сказки Народные сказки с простым сюжетом, которые принято читать и рассказывать детям в 1-2 года, порой вызывают у молодых родителей недоумение. Действительно, сказки
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Гороскоп дня.