Научить ребенка правильно врать - «Отцы и дети» » Дети и Я

Научить ребенка правильно врать - «Отцы и дети»


Как и зачем учить ребенка правильно врать и есть ли место идеалам в современном мире, размышляет Александр Гатилин.



— Один взрослый, один детский, — говорю подошедшему в электричке контроллеру.



— Детский не надо, ему же нет шести лет, — отвечает заботливый сотрудник РЖД.



— Есть, мне уже шесть с половиной, — встревает в разговор мой сын.



— Нету тебе шести, нету, — убеждает контроллер пробивая один взрослый билет.



Сын в недоумении.



Скажут ли нам «спасибо» наши подросшие дети за правильную систему нравственных координат, которую мы декларируем?



Советский педагогический плакат



«Надо говорить правду, нельзя обманывать…» А в жизни: шестилетний племянник едет на заднем сиденье машины пристегнутый ремнем, а не в детском кресле.



— Если остановит полиция, скажи, что тебе 7 лет, — наставляет мама.



— Но это же неправда? — удивляется племянник.



Однажды наши дети осознают, что родители говорят им неправду: для того, чтобы лучше кушали, чтобы одевались по погоде, а не так, как хочется, чтобы поощрить творческие достижения. Не говоря уже про Деда Мороза. Чаще всего эти открытия не обсуждаются с родителями, а пополняют список заветных знаний – очень личных и сокровенных. Но чем больше вопросов, которые ребенок не решается обсуждать с родителями, тем больше дистанция, тем меньше доверия.



Должны ли мы оговаривать в разговоре с детьми 6-8 лет: «в некоторых случаях можно говорить неправду, если…»? А вот что именно «если»?



Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, в «Вестнике практической психологии образования» пишет: «Родители должны научить ребенка откровенно лгать, если он встречается с опасным человеком… ребенок должен знать о многообразии ситуаций и о том, что иногда ложь более полезна, чем правда».



Очевидно, мы должны предложить ребенку ограниченный список ситуаций, в которых обман допустим. В каждой семье, в каждой национальной и религиозной традиции этот вопрос должен решаться индивидуально. Можно, например, предложить такое разделение: если неправда помогает другому человеку (не чувствовать себя несчастным, стремиться к развитию и т.д.), то такой обман допустим. А если мы врём ради собственной выгоды, то подобное поведение недопустимо. Вопросы безопасности, о которых шла речь выше, выносим за скобки – если есть опасность, нужно любыми способами ее избежать.



Одним словом, с любовью говорить неправду можно. А ради корыстных интересов нет.



Получается, что в приведенном выше случае с контролером я должен был проявить принципиальность и настоять на покупке детского билета? Можете представить лицо контролера и пассажиров?



Чтобы попасть в школу нам с сыном нужно делать крюк, чтобы перейти небольшую дорогу на светофор. Можно сократить путь, нарушив правила. Несколько раз мы так и поступали, когда сильно опаздывали. Каждый раз я убеждал сына, что это исключительный случай, что нельзя нарушать правила, что московские власти должны были давно сделать зебру в том месте, где многие нарушают правила, сокращают дорогу. Я обещал написать предложение на сайт мэра. Ребенок радостно соглашался и каждый следующий раз, подходя к месту нарушения, спрашивал: «может, уже нарисовали «зебру»»? В какой-то момент я сказал себе и сыну: «Стоп. Мы не можем делать исключения из правил, подвергать себя опасности, даже если мы сильно опаздываем». С тех пор мы всегда ходим через светофор.



Вот только на обратном пути к метро я все равно срезаю дорогу, пока сын не видит.



Фото: fotokto.ru, Sergey Samoylov

А как вы решаете вопрос с ложью?



Как и зачем учить ребенка правильно врать и есть ли место идеалам в современном мире, размышляет Александр Гатилин. — Один взрослый, один детский, — говорю подошедшему в электричке контроллеру. — Детский не надо, ему же нет шести лет, — отвечает заботливый сотрудник РЖД. — Есть, мне уже шесть с половиной, — встревает в разговор мой сын. — Нету тебе шести, нету, — убеждает контроллер пробивая один взрослый билет. Сын в недоумении. Скажут ли нам «спасибо» наши подросшие дети за правильную систему нравственных координат, которую мы декларируем? Советский педагогический плакат «Надо говорить правду, нельзя обманывать…» А в жизни: шестилетний племянник едет на заднем сиденье машины пристегнутый ремнем, а не в детском кресле. — Если остановит полиция, скажи, что тебе 7 лет, — наставляет мама. — Но это же неправда? — удивляется племянник. Однажды наши дети осознают, что родители говорят им неправду: для того, чтобы лучше кушали, чтобы одевались по погоде, а не так, как хочется, чтобы поощрить творческие достижения. Не говоря уже про Деда Мороза. Чаще всего эти открытия не обсуждаются с родителями, а пополняют список заветных знаний – очень личных и сокровенных. Но чем больше вопросов, которые ребенок не решается обсуждать с родителями, тем больше дистанция, тем меньше доверия. Должны ли мы оговаривать в разговоре с детьми 6-8 лет: «в некоторых случаях можно говорить неправду, если…»? А вот что именно «если»? Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, в «Вестнике практической психологии образования» пишет: «Родители должны научить ребенка откровенно лгать, если он встречается с опасным человеком… ребенок должен знать о многообразии ситуаций и о том, что иногда ложь более полезна, чем правда». Очевидно, мы должны предложить ребенку ограниченный список ситуаций, в которых обман допустим. В каждой семье, в каждой национальной и религиозной традиции этот вопрос должен решаться индивидуально. Можно, например, предложить такое разделение: если неправда помогает другому человеку (не чувствовать себя несчастным, стремиться к развитию и т.д.), то такой обман допустим. А если мы врём ради собственной выгоды, то подобное поведение недопустимо. Вопросы безопасности, о которых шла речь выше, выносим за скобки – если есть опасность, нужно любыми способами ее избежать. Одним словом, с любовью говорить неправду можно. А ради корыстных интересов нет. Получается, что в приведенном выше случае с контролером я должен был проявить принципиальность и настоять на покупке детского билета? Можете представить лицо контролера и пассажиров? Чтобы попасть в школу нам с сыном нужно делать крюк, чтобы перейти небольшую дорогу на светофор. Можно сократить путь, нарушив правила. Несколько раз мы так и поступали, когда сильно опаздывали. Каждый раз я убеждал сына, что это исключительный случай, что нельзя нарушать правила, что московские власти должны были давно сделать зебру в том месте, где многие нарушают правила, сокращают дорогу. Я обещал написать предложение на сайт мэра. Ребенок радостно соглашался и каждый следующий раз, подходя к месту нарушения, спрашивал: «может, уже нарисовали «зебру»»? В какой-то момент я сказал себе и сыну: «Стоп. Мы не можем делать исключения из правил, подвергать себя опасности, даже если мы сильно опаздываем». С тех пор мы всегда ходим через светофор. Вот только на обратном пути к метро я все равно срезаю дорогу, пока сын не видит. Фото: fotokto.ru, Sergey Samoylov А как вы решаете вопрос с ложью?
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Гороскоп дня.