«А какое она место заняла?» - «Отцы и дети»
Arnold 06-авг, 04:00 1 249
Раньше я рассказывал эту историю ради забавы и сам смеялся над ней снова и снова. А теперь вот думаю, что это не очень-то смешно…
В конце 90-х я жил в Москве и одно время работал продавцом в ларьке (или, как ещё говорят, в коммерческой палатке), ассортимент у нас был – аудионосители, то есть в те времена это были компакт-диски и аудиокассеты. И вот однажды в окошке появилось лицо очередной потенциальной покупательницы – было очень похоже, что женщина приехала в Москву ненадолго из провинции, прошлась по магазинам, напоследок решила приобрести и что-то для эстетического наслаждения.
Выбор этой дамы был в целом стандартен: на кассетах она приобрела записи Аллы Пугачёвой, Татьяны Булановой и… сейчас уже не помню, кого, кажется, тогда ещё Лариса Черникова была популярна. А после этого она решила приобщиться и к культуре Запада, которую знала, судя по всему, не очень хорошо.
— И ещё иностранную какую-нибудь певицу давай мне, — говорит.
Тогда как раз прогремел фильм «Титаник», в котором звучит песня «My Heart Will Go On» в исполнении Селин Дион. Вот кассету с песнями Дион я и предложил моей собеседнице.
— А она точно популярная? – стала спрашивать покупательница с видом человека, которому не надо предлагать что попало, только качественный товар.
— Популярная, конечно! Вот недавно как раз фильм шёл…
И тут дама, хитро так взглянув (дескать, «нас на мякине-то не проведёшь, не лаптем щи-то хлебаем») уточняет:
— Какое она место заняла?
Ни про какие места, занятые Селин Дион, я знать не знал и теперь не знаю — не интересно это мне. И уж не помню, что пролепетал в ответ взыскательной покупательнице. Кассету Селин Дион она всё же купила. Но вопрос этой женщины про место в хит-параде как-то засел в моей памяти. Потому, что он очень уж характерен.
Как часто люди интересуются не содержанием того, что им предлагают, и даже не формой как таковой, а рейтингами. При этом всяк мнит себя мыслящим независимо и всяк знает, что сплошь и рядом «народ дурят». А уж если говорить об искусстве, то достаточно лишь немного углубиться в его историю, чтобы увидеть, как мало порой связана известность того или иного произведения с его реальным качеством. Но всё-таки место в хит-параде, победа в конкурсе для нас то и дело становятся важнейшими показателями.
Взрослые играют в эти нездоровые игры и детей вовлекают. Сам я телевизор смотрю, как правило, очень избирательно. Но не раз уже сталкивался с тем, как кто-то умиляется детскими телевизионными конкурсами – «Голос. Дети», «Синяя птица» и так далее. «Какие молодцы! Какие талантливые ребята!» И почему-то не возникает вопроса, как участие в таких вот мероприятиях может повлиять на неокрепшую детскую психику. И от побед, и от поражений в таких делах и взрослые-то порой ломаются, что уж говорить о детях?
Вот дети в таком нежном возрасте окунаются в шоу-бизнес. Спрашивают ли их родители сами себя и друг друга, зачем это нужно их детям? И детям ли это нужно вообще? Или всё-таки больше родителям – в силу их нездоровых амбиций?
Если заходит речь об участии ребёнка в таком аттракционе, то хорошо бы вспомнить, как он до этого воспринимал те или иные победы и проигрыши, как это отражалось на его формирующемся характере.
Лично мне кажется, что соревнования хороши, когда они не вписаны в какую-то систему, когда это просто игра, когда выигравшие и проигравшие продолжают дальше жить вместе, а выигрыши и проигрыши минимально влияют на их отношения и положение в сообществе. А лучше ребёнку и вовсе не участвовать в гонках за кубками и прочими грамотами, просто заниматься любимыми делами, по мере сил в этом совершенствуясь. Здоровее будет.
Взрослому тоже так лучше, но мы подразумеваем, что психика взрослого всё же покрепче – если её ещё в детстве не расшатали, в том числе и погоней за внешними атрибутами успехов.
Успехи, успеваемость… Куда мы так хотим успевать? Как часто, гоняясь вот за такими успехами, мы не успеваем жить, просто жить, не успеваем уделить внимание ближним, узнать и прочувствовать множество интересного. Вот предлагают тебе что-то, а у тебя и времени нет рассмотреть – тебе на тренировку пора, ведь скоро очередное соревнование, очередной смотр-конкурс…
Мне вообще кажется опасной мысль, что радость жизни непременно должна ассоциироваться с какими-то победами, взятыми рубежами и тому подобным. Это грозит психологической, а иногда и физиологической (адреналиновой) зависимостью от побед, потерей самоконтроля, депрессиями из-за рубежей невзятых.
А бывает, в сознании людей происходит страшная подмена, и безрассудная гонка за победами кажется уже не слабостью, а силой духа. И вот уже некоторые видят героизм в смерти на боксёрском ринге, когда спортсмен продолжает бой вопреки медицинским показаниям, или в достижении горной вершины, когда людям ради этой победы приходится отказывать в помощи тем, кто сорвался на определённом этапе восхождения и оставлять сорвавшихся на верную смерть…
…Если ты рисуешь не для выставки в Лувре, а просто потому, что любишь рисовать и хочешь понять этот процесс, ты развиваешься независимо от конъюнктуры. Если ты не ставишь себе высоких планок, то каждую победу воспринимаешь как подарок – а ведь по большому счёту так и есть: сколько б ты ни старался, всё в руках Божьих.
А какое место тебе занять? Главное, чтоб своё, не чужое.
Раньше я рассказывал эту историю ради забавы и сам смеялся над ней снова и снова. А теперь вот думаю, что это не очень-то смешно… В конце 90-х я жил в Москве и одно время работал продавцом в ларьке (или, как ещё говорят, в коммерческой палатке), ассортимент у нас был – аудионосители, то есть в те времена это были компакт-диски и аудиокассеты. И вот однажды в окошке появилось лицо очередной потенциальной покупательницы – было очень похоже, что женщина приехала в Москву ненадолго из провинции, прошлась по магазинам, напоследок решила приобрести и что-то для эстетического наслаждения. Выбор этой дамы был в целом стандартен: на кассетах она приобрела записи Аллы Пугачёвой, Татьяны Булановой и… сейчас уже не помню, кого, кажется, тогда ещё Лариса Черникова была популярна. А после этого она решила приобщиться и к культуре Запада, которую знала, судя по всему, не очень хорошо. — И ещё иностранную какую-нибудь певицу давай мне, — говорит. Тогда как раз прогремел фильм «Титаник», в котором звучит песня «My Heart Will Go On» в исполнении Селин Дион. Вот кассету с песнями Дион я и предложил моей собеседнице. — А она точно популярная? – стала спрашивать покупательница с видом человека, которому не надо предлагать что попало, только качественный товар. — Популярная, конечно! Вот недавно как раз фильм шёл… И тут дама, хитро так взглянув (дескать, «нас на мякине-то не проведёшь, не лаптем щи-то хлебаем») уточняет: — Какое она место заняла? Ни про какие места, занятые Селин Дион, я знать не знал и теперь не знаю — не интересно это мне. И уж не помню, что пролепетал в ответ взыскательной покупательнице. Кассету Селин Дион она всё же купила. Но вопрос этой женщины про место в хит-параде как-то засел в моей памяти. Потому, что он очень уж характерен. Как часто люди интересуются не содержанием того, что им предлагают, и даже не формой как таковой, а рейтингами. При этом всяк мнит себя мыслящим независимо и всяк знает, что сплошь и рядом «народ дурят». А уж если говорить об искусстве, то достаточно лишь немного углубиться в его историю, чтобы увидеть, как мало порой связана известность того или иного произведения с его реальным качеством. Но всё-таки место в хит-параде, победа в конкурсе для нас то и дело становятся важнейшими показателями. Взрослые играют в эти нездоровые игры и детей вовлекают. Сам я телевизор смотрю, как правило, очень избирательно. Но не раз уже сталкивался с тем, как кто-то умиляется детскими телевизионными конкурсами – «Голос. Дети», «Синяя птица» и так далее. «Какие молодцы! Какие талантливые ребята!» И почему-то не возникает вопроса, как участие в таких вот мероприятиях может повлиять на неокрепшую детскую психику. И от побед, и от поражений в таких делах и взрослые-то порой ломаются, что уж говорить о детях? Вот дети в таком нежном возрасте окунаются в шоу-бизнес. Спрашивают ли их родители сами себя и друг друга, зачем это нужно их детям? И детям ли это нужно вообще? Или всё-таки больше родителям – в силу их нездоровых амбиций? Если заходит речь об участии ребёнка в таком аттракционе, то хорошо бы вспомнить, как он до этого воспринимал те или иные победы и проигрыши, как это отражалось на его формирующемся характере. Лично мне кажется, что соревнования хороши, когда они не вписаны в какую-то систему, когда это просто игра, когда выигравшие и проигравшие продолжают дальше жить вместе, а выигрыши и проигрыши минимально влияют на их отношения и положение в сообществе. А лучше ребёнку и вовсе не участвовать в гонках за кубками и прочими грамотами, просто заниматься любимыми делами, по мере сил в этом совершенствуясь. Здоровее будет. Взрослому тоже так лучше, но мы подразумеваем, что психика взрослого всё же покрепче – если её ещё в детстве не расшатали, в том числе и погоней за внешними атрибутами успехов. Успехи, успеваемость… Куда мы так хотим успевать? Как часто, гоняясь вот за такими успехами, мы не успеваем жить, просто жить, не успеваем уделить внимание ближним, узнать и прочувствовать множество интересного. Вот предлагают тебе что-то, а у тебя и времени нет рассмотреть – тебе на тренировку пора, ведь скоро очередное соревнование, очередной смотр-конкурс… Фото: w-dog.ru Мне вообще кажется опасной мысль, что радость жизни непременно должна ассоциироваться с какими-то победами, взятыми рубежами и тому подобным. Это грозит психологической, а иногда и физиологической (адреналиновой) зависимостью от побед, потерей самоконтроля, депрессиями из-за рубежей невзятых. А бывает, в сознании людей происходит страшная подмена, и безрассудная гонка за победами кажется уже не слабостью, а силой духа. И вот уже некоторые видят героизм в смерти на боксёрском ринге, когда спортсмен продолжает бой вопреки медицинским показаниям, или в достижении горной вершины, когда людям ради этой победы приходится отказывать в помощи тем, кто сорвался на определённом этапе восхождения и оставлять сорвавшихся на верную смерть… …Если ты рисуешь не для выставки в Лувре, а просто потому, что любишь рисовать и хочешь понять этот процесс, ты развиваешься независимо от конъюнктуры. Если ты не ставишь себе высоких планок, то каждую победу воспринимаешь как подарок – а ведь по большому счёту так и есть: сколько б ты ни старался, всё в руках Божьих. А какое место тебе занять? Главное, чтоб своё, не чужое.