Раннее развитие без перенапряжения - «Отцы и дети» » Дети и Я

Раннее развитие без перенапряжения - «Отцы и дети»


У моих детей забавная разница в возрасте: 10 и 5 лет последовательно, и 15 между крайними вариантами. За 18 лет их воспитания и развития я обзавелась определенным опытом. Давать мастер-классы и писать книги о правильном развитии детей я, конечно, не готова – я не специалист, а обычный юзер, но некоторыми лайфхаками поделиться – запросто.



Когда появляются дети – прокачивайся сам!



Когда я рожала впервые, то заранее много читала о «правильном» родительстве. У меня почти не было интернета (к интернету прилагался медленный и громкий модем и карточка на определённую сумму денег, которой обычно хватало на то, чтобы проверять электронную почту и скачать пару новых песен любимого автора), так что я читала бумажные книжки – в том числе автора собственной методики развития Глена Домана.



В итоге, я знала заранее, чему ребёнок научится в месяц, в два, в полгода, когда ожидать первых слов, первых шагов. Я подобрала книжки с картинками про счёт и буквы и сделала карточки Домана. Но довольно скоро оказалось, что демонстрировать ребёнку каждый день карточки лень, поэтому я просто наклеила их на все предметы в квартире. Все приходившие к нам знали, где у нас «стол», «шкаф», «дверь» и «окно». Но у дочери прорывов в раннем чтении не произошло (хотя я сама, по легенде, читаю с трёх лет).



Ну и поскольку в 2000-ом раннее развитие не было в таком тренде, я довольно быстро установила тот порядок жизни, который и через 10, и через 15 лет помогал мне развивать детей не перенапрягаясь.



Самое главное для меня в раннем развитии – это развитие собственное. Потому что, на мой взгляд, никакую методику раннего обучения чтению ты не сможешь применить, если сам читаешь по слогам, и, в основном, популярные детективы, а пишешь с такими ошибками, что у всех учителей русского языка начинаются корчи и коллапс.



Можете считать, что это моё главное ноу-хау. У тебя младенец в люльке? Выучи что-нибудь новенькое – пригодится.


dreamstime.com. © Kaspars Grinvalds


Основные принципы



Дорвавшись до интернета (он активно вошёл в нашу жизнь, когда дочери было года три, а к моменту рождения младшего я вообще не могла себе представить, что когда-то у меня не было в руках смартфона и возможности немедленно нагуглить ответ на любой детский вопрос или возникшую с ребёнком проблему) и познакомившись с ещё 25 мнениями по поводу того, как играть, во что играть, сколько читать и что, но обладая здоровой ленью и естественнонаучным образованием, я начала всё адаптировать к своей жизни.



Первое, что я точно решила, что у нас не будет десяти развивающих курсов и сложной логистики между ними. Честно говоря, мне довольно просто было сделать такой выбор: ни тогда, ни сейчас не было столько денег, чтобы водить ребёнка во все ранние развивающие группы и на иностранные языки с ясельного возраста. Зато я точно знаю, что ребёнок с нормальным интеллектом, не доведённый до психоза ранними занятиями, в обозримые сроки научится тому, чему захочет научиться, или тому, чего потребует окружающая среда, – английскому, математике, синтаксическому разбору предложения.



Поэтому ставку нужно делать на развитие социальных навыков, знакомство с окружающим миром и на базовые умения.



1. Прогулки, поездки, маленькие путешествия



Раннее развитие без перенапряжения - «Отцы и дети»

Фото: shutterstock.com


Гулять на детской площадке мы начинали только в тот момент, когда ребёнок был уже достаточно взрослый, чтобы иметь собственных друзей и мнение о том, как провести день. С малышами лет с 2-х мы обходили пешком все районы, где жили. Парки, скверы, пруды, интересные площадки. Это сейчас площадки с лазилками есть буквально в каждом районе. А в 2000-х мы с дочкой ездили из Крылатского вволю полазить к Новодевичьему монастырю или на Чистые пруды – там поставили две первые в ближайшем нашем окружении площадки с лестницами, мостиками, закрытыми горками. Потом к нашим маршрутам присоединялись Парк Победы, зоопарк, Парк Горького, ВДНХ, территория МГУ.



Любые прогулки – это повод бесконечно разговаривать с детьми: обращать внимание на старинные здания, на красивые пейзажи, играть по дороге в словесные игры.



Довольно рано я начинаю водить детей в театр, придирчиво отбирая качественные постановки, и даже обычно с некоторым опережением, потому что сама не очень люблю «сюси-пуси». В театрах и на концертах я с ходу учу ребёнка корректному поведению: не болтать, не шуметь, все вопросы – в антракте. Очень помогает предварительное знакомство в постановкой – чтение или прослушивание книги.



Музеи и выставки – тоже отличная платформа для развития и формирования полезных привычек. Практически на любой экспозиции можно найти что-то, что заинтересует ребенка, при условии, что интересно родителю.



2. Словесные игры



Задолго до того, как мой средний сын, который сейчас перешёл во второй класс, научился читать и писать, он мог уверенно играть в слова, и чётко слышал, на какую букву они начинаются и заканчиваются.



Фото: depositphotos.com


В слова мы играем лет с 4-х со всеми детьми.



Вторая наша любимая игра – это «да-нетки», но не та, где тебе рассказывают историю о «человеке, который не может заснуть в гостинице, потом берёт телефон, куда-то звонит, ложится и засыпает, что произошло?» Наши «да-нетки» — это классическая классификационная и логическая игра. Один человек загадывает любой предмет, а второй пытается угадать, задавая вопросы и получая в ответ «да», «нет» или «не важно». Тоже подходит для детей с 4-х лет.



Еще у нас популярна такая: выбираем букву алфавита и начинаем по очереди называть слова, которые на эту букву начинаются. Очень развивает словарный запас. С тех пор как под рукой есть смартфон, мы ещё и частенько уточняем значение слова, выясняем, каково его происхождение.



3. Природа



Фото: pixabay.com


Следующая важная составляющая – знакомство с природой. Я биолог по образованию, и вы можете считать меня пристрастной, но я думаю, что наш мир выживет только, если каждый будет иметь достаточное представление о его устройстве, об экологии, об устойчивом природопользовании.



Сейчас мой младший трехлетний сын знает большинство самых обычных трав Москвы и Подмосковья. Чтобы на прогулке «сварить кашу», он берёт не какие-то семечки и какой-то листок, а семена подорожника и лопух. Он наблюдает за бабочкой на васильке луговом, в лесу радуется ивану-да-марье, знает, что вороний глаз и ландыш ядовиты, жимолость лесную люди не едят, зато едят садовую. Средний в свои восемь лет неплохо разбирается в бабочках и вообще насекомых и очень огорчается, когда его товарищи во дворе называют жука клещом. Оба ребёнка знают самые распространённые виды птиц, постоянно наблюдают за ними и многих отличают по голосу.



Ни один мой ребёнок не повторит подвиг прекрасной дамы, которая этим летом остановила нашу машину на проселочной дороге в Подмосковье и попросила раздавить колесами ужика, потому что «это страшная ядовитая гадюка, которая тут укусила девочку и та умерла…» Когда я ужика взяла и понесла в кустики, с дамой чуть не сделался припадок.



Летом мы вскрываем галлы на листьях, собираем и исследуем плоды растений, рассматриваем воду из реки под микроскопом. Много времени уделяем сезонным наблюдениям: когда появился первый шмель, зацвела мать-и-мачеха, когда зацвёл цикорий, уснули шмели, пошёл первый снег.



4. Чтение



Дальше, но не последнее по значимости, это чтение. Мы читаем непрерывно, каждый день, в любую свободную минуту.



Фото: chesslinks.info


У младших детей всегда есть доступ к книгам «по возрасту», например, про Карлхена Эрика Карла, сейчас мы с младшим обожаем Барбру Линдгрен маленькие книжки про Макса. Очень популярны в нашей семье виммельбухи, например, той же Бернер про Городок. С года с младшими детьми (17 лет назад такое ещё не издавали) бесконечно рассматриваем эти книги и сочиняем истории про их жителей. Дальше мы читаем всё больше и всё более сложное.



Я никогда не настаиваю, чтобы ребёнок читал сам, рассчитывая на то, что видя родителей, читающими в любую свободную минуту, и имея в комнате шкаф до потолка с четырьмя полками собственных книг и дальше множеством других интересных, ребёнок зачитает в своём темпе.



Ещё одна важнейшая вещь – стихи. Я знаю наизусть тонну детских стихов. Если мы видим в зоопарке страуса, я читаю ребёнку Заходера про страуса-отца или про страуса-эму. Если мы встречаем собаку, то можно рассказать про хармсовских бульдога и таксика. Нашли в яблоке червяка? Опять Заходер — про Энтличека-пентличека. Ждём в очереди в поликлинике – рассказываю про Груффало. У каждого родителя найдется что-то свое, сохранившееся в памяти еще с детства (если не в памяти – то в смартфоне).



В какой-то момент мы начинаем с детьми исполнять стихи по ролям. Маршак, Чуковский, Барто, сейчас появилось много новых имён… У меня оба парня несколько месяцев непрерывно перечитывали про грузовик и прицеп Анастасии Орловой и играли в эту книгу.



Библиотеки в крупных городах сейчас очень хороши. Записаться можно с рождения. Там вы можете найти потрясающе иллюстрированные сказки, любимые советские ещё издания, но главное, там есть множество новинок. Книг сейчас много, книги дорогие – поэтому удобно сначала брать в библиотеке, а уж потом уж покупать особо понравившиеся.



5. Настольные игры



Фото: YouTube


Дидактический потенциал настольных игр неоценим!



К семи годам сын знал таблицу умножения наизусть, потому что одно время мы целыми днями резались в «Код фараона». Я не учила ребёнка считать. Мы играли в «Спящих королев», в «Уно», в «Доббль», в «Сет», в «Зевс на каникулах». В итоге он, не посещая подготовительных занятий в школе, нормально пошёл в 1 класс, и, не делая никаких домашних заданий (ну, они же в первом классе необязательные, правда?), уверенно написал итоговую работу по математике на высший балл.



Очень популярен у нас также «Эрудит» — так мы учимся правильно писать слова. Еще играем в «Тик-так… Бум!» и начинаем в «Лексит» — это всё игры со словами.



6. Образовательный контент



Ну и ещё один фокус – компьютер, планшет, смартфон. Мои дети не «скрин-фри». В нашей семье не поощряется избыток планшета до 3-х лет, также до 3-х у нас нет «движущихся картинок», в смысле, мультиков. Но тут дело не во вреде для психики, а в том, что есть опасность наследственной близорукости.



Фото: pixnio.com


Дальше я подбираю грамотный образовательный контент. На планшете у нас для малыша – Sago mini, для школьника – обучающие приложения Tiny bop. Выбор приложений сейчас велик – каждый родитель сам подберёт на свой вкус.



В школах сегодня в качестве дополнительной обучающей платформы используется Учи.ру. Мой сын на ней осваивал дошкольную математику и заодно программу 1 класса в качестве подготовки к школе. Сейчас продолжает там заниматься и тоже идет на опережение. Задания сделаны так, что он работает абсолютно сам, а родителям только раз в неделю на электронную почту приходит статистика. Сейчас есть и другие подобные платформы с платным и бесплатным контентом.



7. Волшебное слово «вместе»



Ну и последнее. В нашей семье мы с детьми всё делаем вместе: вместе печём пироги и плюшки, вместе шьем, вместе собираем и передвигаем мебель, вместе украшаем дом к праздникам, вместе творим.


Фото: vifamagazine.ca


Я думаю, лучшая методика раннего развития детей – это много совместной интересной всем участникам процесса игровой и трудовой деятельности, которая подспудно учит детей, а родителю дает ощущение «я тащусь» от полученного результата. Будь то яркая аппликация, собранная модель или электроника, сколоченный самостоятельно предмет мебели, бумажные домики, мини-сад на подоконнике – да что угодно, что родителю на самом деле нравится самому.






У моих детей забавная разница в возрасте: 10 и 5 лет последовательно, и 15 между крайними вариантами. За 18 лет их воспитания и развития я обзавелась определенным опытом. Давать мастер-классы и писать книги о правильном развитии детей я, конечно, не готова – я не специалист, а обычный юзер, но некоторыми лайфхаками поделиться – запросто. Когда появляются дети – прокачивайся сам! Когда я рожала впервые, то заранее много читала о «правильном» родительстве. У меня почти не было интернета (к интернету прилагался медленный и громкий модем и карточка на определённую сумму денег, которой обычно хватало на то, чтобы проверять электронную почту и скачать пару новых песен любимого автора), так что я читала бумажные книжки – в том числе автора собственной методики развития Глена Домана. В итоге, я знала заранее, чему ребёнок научится в месяц, в два, в полгода, когда ожидать первых слов, первых шагов. Я подобрала книжки с картинками про счёт и буквы и сделала карточки Домана. Но довольно скоро оказалось, что демонстрировать ребёнку каждый день карточки лень, поэтому я просто наклеила их на все предметы в квартире. Все приходившие к нам знали, где у нас «стол», «шкаф», «дверь» и «окно». Но у дочери прорывов в раннем чтении не произошло (хотя я сама, по легенде, читаю с трёх лет). Ну и поскольку в 2000-ом раннее развитие не было в таком тренде, я довольно быстро установила тот порядок жизни, который и через 10, и через 15 лет помогал мне развивать детей не перенапрягаясь. Самое главное для меня в раннем развитии – это развитие собственное. Потому что, на мой взгляд, никакую методику раннего обучения чтению ты не сможешь применить, если сам читаешь по слогам, и, в основном, популярные детективы, а пишешь с такими ошибками, что у всех учителей русского языка начинаются корчи и коллапс. Можете считать, что это моё главное ноу-хау. У тебя младенец в люльке? Выучи что-нибудь новенькое – пригодится. dreamstime.com. © Kaspars Grinvalds Основные принципы Дорвавшись до интернета (он активно вошёл в нашу жизнь, когда дочери было года три, а к моменту рождения младшего я вообще не могла себе представить, что когда-то у меня не было в руках смартфона и возможности немедленно нагуглить ответ на любой детский вопрос или возникшую с ребёнком проблему) и познакомившись с ещё 25 мнениями по поводу того, как играть, во что играть, сколько читать и что, но обладая здоровой ленью и естественнонаучным образованием, я начала всё адаптировать к своей жизни. Первое, что я точно решила, что у нас не будет десяти развивающих курсов и сложной логистики между ними. Честно говоря, мне довольно просто было сделать такой выбор: ни тогда, ни сейчас не было столько денег, чтобы водить ребёнка во все ранние развивающие группы и на иностранные языки с ясельного возраста. Зато я точно знаю, что ребёнок с нормальным интеллектом, не доведённый до психоза ранними занятиями, в обозримые сроки научится тому, чему захочет научиться, или тому, чего потребует окружающая среда, – английскому, математике, синтаксическому разбору предложения. Поэтому ставку нужно делать на развитие социальных навыков, знакомство с окружающим миром и на базовые умения. 1. Прогулки, поездки, маленькие путешествия Фото: shutterstock.com Гулять на детской площадке мы начинали только в тот момент, когда ребёнок был уже достаточно взрослый, чтобы иметь собственных друзей и мнение о том, как провести день. С малышами лет с 2-х мы обходили пешком все районы, где жили. Парки, скверы, пруды, интересные площадки. Это сейчас площадки с лазилками есть буквально в каждом районе. А в 2000-х мы с дочкой ездили из Крылатского вволю полазить к Новодевичьему монастырю или на Чистые пруды – там поставили две первые в ближайшем нашем окружении площадки с лестницами, мостиками, закрытыми горками. Потом к нашим маршрутам присоединялись Парк Победы, зоопарк, Парк Горького, ВДНХ, территория МГУ. Любые прогулки – это повод бесконечно разговаривать с детьми: обращать внимание на старинные здания, на красивые пейзажи, играть по дороге в словесные игры. Довольно рано я начинаю водить детей в театр, придирчиво отбирая качественные постановки, и даже обычно с некоторым опережением, потому что сама не очень люблю «сюси-пуси». В театрах и на концертах я с ходу учу ребёнка корректному поведению: не болтать, не шуметь, все вопросы – в антракте. Очень помогает предварительное знакомство в постановкой – чтение или прослушивание книги. Музеи и выставки – тоже отличная платформа для развития и формирования полезных привычек. Практически на любой экспозиции можно найти что-то, что заинтересует ребенка, при условии, что интересно родителю. 2. Словесные игры Задолго до того, как мой средний сын, который сейчас перешёл во второй класс, научился читать и писать, он мог уверенно играть в слова, и чётко слышал, на какую букву они начинаются и заканчиваются. Фото: depositphotos.com В слова мы играем лет с 4-х со всеми детьми. Вторая наша любимая игра – это «да-нетки», но не та, где тебе рассказывают историю о «человеке, который не может заснуть в гостинице, потом берёт телефон, куда-то звонит, ложится и засыпает, что произошло?» Наши «да-нетки» — это классическая классификационная и логическая игра. Один человек загадывает любой предмет, а второй пытается угадать, задавая вопросы и получая в ответ «да», «нет» или «не важно». Тоже подходит для детей с 4-х лет. Еще у нас популярна такая: выбираем букву алфавита и начинаем по очереди называть слова, которые на эту букву начинаются. Очень развивает словарный запас. С тех пор как под рукой есть смартфон, мы ещё и частенько уточняем значение слова, выясняем, каково его происхождение. 3. Природа Фото: pixabay.com Следующая важная составляющая – знакомство с природой. Я биолог по образованию, и вы можете считать меня пристрастной, но я думаю, что наш мир выживет только, если каждый будет иметь достаточное представление о его устройстве, об экологии, об устойчивом природопользовании. Сейчас мой младший трехлетний сын знает большинство самых обычных трав Москвы и Подмосковья. Чтобы на прогулке «сварить кашу», он берёт не какие-то семечки и какой-то листок, а семена подорожника и лопух. Он наблюдает за бабочкой на васильке луговом, в лесу радуется ивану-да-марье, знает, что вороний глаз и ландыш ядовиты, жимолость лесную люди не едят, зато едят садовую. Средний в свои восемь лет неплохо разбирается в бабочках и вообще насекомых и очень огорчается, когда его товарищи во дворе называют жука клещом. Оба ребёнка знают самые распространённые виды птиц, постоянно наблюдают за ними и многих отличают по голосу. Ни один мой ребёнок не повторит подвиг прекрасной дамы, которая этим летом остановила нашу машину на проселочной дороге в Подмосковье и попросила раздавить колесами ужика, потому что «это страшная ядовитая гадюка, которая тут укусила девочку и та умерла…» Когда я ужика взяла и понесла в кустики, с дамой чуть не сделался припадок. Летом мы вскрываем галлы на листьях, собираем и исследуем плоды растений, рассматриваем воду из реки под микроскопом. Много времени уделяем сезонным наблюдениям: когда появился первый шмель, зацвела мать-и-мачеха, когда зацвёл цикорий, уснули шмели, пошёл первый снег. 4. Чтение Дальше, но не последнее по значимости, это чтение. Мы читаем непрерывно, каждый день, в любую свободную минуту. Фото: chesslinks.info У младших детей всегда есть доступ к книгам «по возрасту», например, про Карлхена Эрика Карла, сейчас мы с младшим обожаем Барбру Линдгрен маленькие книжки про Макса. Очень популярны в нашей семье виммельбухи, например, той же Бернер про Городок. С года с младшими детьми (17 лет назад такое ещё не издавали) бесконечно рассматриваем эти книги и сочиняем истории про их жителей. Дальше мы читаем всё больше и всё более сложное. Я никогда не настаиваю, чтобы ребёнок читал сам, рассчитывая на то, что видя родителей, читающими в любую свободную минуту, и имея в комнате шкаф до потолка с четырьмя полками собственных книг и дальше множеством других интересных, ребёнок зачитает в своём темпе. Ещё одна важнейшая вещь – стихи. Я знаю наизусть тонну детских стихов. Если мы видим в зоопарке страуса, я читаю ребёнку Заходера про страуса-отца или про страуса-эму. Если мы встречаем собаку, то можно рассказать про хармсовских бульдога и таксика. Нашли в яблоке червяка? Опять Заходер — про Энтличека-пентличека. Ждём в очереди в поликлинике – рассказываю про Груффало. У каждого родителя найдется что-то свое, сохранившееся в памяти еще с детства (если не в памяти – то в смартфоне). В какой-то момент мы начинаем с детьми исполнять стихи по ролям. Маршак, Чуковский, Барто, сейчас появилось много новых имён… У меня оба парня несколько месяцев непрерывно перечитывали про грузовик и прицеп Анастасии Орловой и играли в эту книгу. Библиотеки в крупных городах сейчас очень хороши. Записаться можно с рождения. Там вы можете найти потрясающе иллюстрированные сказки, любимые советские ещё издания, но главное, там есть множество новинок. Книг сейчас много, книги дорогие – поэтому удобно сначала брать в библиотеке, а уж потом уж покупать особо понравившиеся. 5. Настольные игры Фото: YouTube Дидактический потенциал настольных игр неоценим! К семи годам сын знал таблицу умножения наизусть, потому что одно время мы целыми днями резались в «Код фараона». Я не учила ребёнка считать. Мы играли в «Спящих королев», в «Уно», в «Доббль», в «Сет», в «Зевс на каникулах». В итоге он, не посещая подготовительных занятий в школе, нормально пошёл в 1 класс, и, не делая никаких домашних заданий (ну, они же в первом классе необязательные, правда?), уверенно написал итоговую работу по математике на высший балл. Очень популярен у нас также «Эрудит» — так мы учимся правильно писать слова. Еще играем в «Тик-так… Бум!» и начинаем в «Лексит» — это всё игры со словами. 6. Образовательный контент Ну и ещё один фокус – компьютер, планшет, смартфон. Мои дети не «скрин-фри». В нашей семье не поощряется избыток планшета до 3-х лет, также до 3-х у нас нет «движущихся картинок», в смысле, мультиков. Но тут дело не во вреде для
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Гороскоп дня.