Селфи, которые делали великие художники - «Про жизнь»
Ада 08-ноя, 12:01 1 392Ты когда-нибудь наблюдала за человеком, который делает селфи? Смеялась над ним в этот интимный момент самопознания? Закатывала глаза, глядя как он ищет свой лучший ракурс, выгодное падение света и размышляет над актуальной нынче выворотностью губ?
А вот в музее нам вообще не до смеха чаще всего. Не понимаем мы такого юмора, как автопортрет.
Автопортрет — это великолепная тема для обсуждения, я смотрю на него как на отдельный жанр, родившийся на стыке живописи, философии и психологии. Иногда художники так боятся себя приукрасить, что изображают себя хуже, чем они есть на самом деле, а иногда наоборот. Можно даже играть в игру «угадай самооценку художника по автопортрету».
Альбрехт Дюрер в 13 и в 27 летПосмотри на этот «Автопортрет в возрасте 13 лет» Альбрехта Дюрера 1484 года.
Не смешно? Зато революционно! И вот почему.
Отгадай с трех раз, почему именно этот рисунок я поставила первым? А потому что он и есть первый! Да! Это самый первый автопортрет в истории всей европейской живописи.
До XV века, до Дюрера, автопортреты было не то что не принято писать, это было чуть ли не противозаконно.
В качестве доказательства того, что создание автопортрета не являлось для художников расхожей идеей или каким-то мейнстримом, посмотри на «Туринский автопортрет» Леонардо да Винчи 1512 года — это первый автопортрет Леонардо, и он тут совсем не молод, ему уже 60 лет.
Не странновато ли, что только к 60 годам Леонардо дозрел до мысли изобразить себя? И то это очень спорный момент, многие искусствоведы заявляют, что Лео не оставил ни одного автопортрета, и этот рисунок создал не он.
Так или иначе — почему он не изобразил себя раньше? Что это за возрожденческий комплекс, так чуждый современным нам? Вдумайтесь только — за полторы тысячи лет изо ни одного селфача.
Представь себе, что ты живешь в эпоху готики. Ты всего лишь червячок, букашка в ткани мироздания, винтик в божественном замысле. Ты глупа, слаба и безвольна. Ты овца, которая нуждается в пастыре, который выведет тебя к свету и собственной рукой вытащит из пучины разврата, где ты так классно устроилась и тихонечко деградируешь.
Все прекрасное и великое, что создается в Средние века, создается не человеком, а Господом — по его допущению и его прихоти. Человек лишь инструмент, лишь игрушка в руках Творца, через которое транслируется божественное волеизъявление.
Эту нравственную систему можно четко увидеть на картине моралиста и любителя средневековой тоски Питера Брейгеля-старшего «Слепой ведет незрячего» 1568 года.
Мораль сюжета проста — люди, не знающие Бога, не знают истинного пути, они, как новорожденные котята, ходят друг за дружкой и, если один оступится, то повлечет всех остальных за собой к погибели, и всем будет неприятно.
А после средневековья бабахнул человеколюбивый Ренессанс, или Возрождение. Что значит Возрождение? Возрождение чего вообще? А возродились античные идеалы — человеку вернули его достоинство, признали его величие. Человек прекрасен, самодостаточен, да и вообще хорош со всех сторон. Все! Ты больше не былинка и не неведома травинка!
Отныне, когда человек создает что-то великое, то уже не потому, что где-то по счастливой случайности «словил гения», а потому что он сам есть Гений. Автопротрет — это инновация эпохи Возрождения, это размышление о себе, своей значимости и своей роли в этом мире.
И за подтверждением вышесказанного мы снова бежим к Альбрехту и его самому известному «Автопортрету в мехах» 1500-го года.
Какое у тебя первое впечатление от этой картины? Посмотри, Дюрер изображает здесь себя строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, фронтально изображали только святых. Известно, что когда подслеповатый отец Дюрера вошел в мастерскую, то решил, что его сын написал Христа для какого-то заказа. Что неудивительно, ведь иконографически — и жест и три волосинки, падающие на лоб, сообщают о том, что двух мнений тут быть не может — это заигрывание с сакральным образом. Этот автопортрет об утверждении себя как Творца. Это манифест человеческого достоинства. Он говорит, что живопись — это не ремесло, а интеллектуальный труд и что художник подобен Богу.
Автопортрет — это реперная точка, которая обозначает смену парадигмы мышления всего человечества, это слом, поворот сознания. Недооценивать значение и крутость автопортрета, это как недооценивать изобретение пенициллина.
Читай также:
Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Дизайнер, художник и создатель игры Arquester Ольга Алексеева рассказывает, почему в средние века делать автопортреты было немыслимо.Ты когда-нибудь наблюдала за человеком, который делает селфи? Смеялась над ним в этот интимный момент самопознания? Закатывала глаза, глядя как он ищет свой лучший ракурс, выгодное падение света и размышляет над актуальной нынче выворотностью губ? А вот в музее нам вообще не до смеха чаще всего. Не понимаем мы такого юмора, как автопортрет. Автопортрет — это великолепная тема для обсуждения, я смотрю на него как на отдельный жанр, родившийся на стыке живописи, философии и психологии. Иногда художники так боятся себя приукрасить, что изображают себя хуже, чем они есть на самом деле, а иногда наоборот. Можно даже играть в игру «угадай самооценку художника по автопортрету». Альбрехт Дюрер в 13 и в 27 лет Посмотри на этот «Автопортрет в возрасте 13 лет» Альбрехта Дюрера 1484 года. Не смешно? Зато революционно! И вот почему. Отгадай с трех раз, почему именно этот рисунок я поставила первым? А потому что он и есть первый! Да! Это самый первый автопортрет в истории всей европейской живописи. До XV века, до Дюрера, автопортреты было не то что не принято писать, это было чуть ли не противозаконно. В качестве доказательства того, что создание автопортрета не являлось для художников расхожей идеей или каким-то мейнстримом, посмотри на «Туринский автопортрет» Леонардо да Винчи 1512 года — это первый автопортрет Леонардо, и он тут совсем не молод, ему уже 60 лет. Не странновато ли, что только к 60 годам Леонардо дозрел до мысли изобразить себя? И то это очень спорный момент, многие искусствоведы заявляют, что Лео не оставил ни одного автопортрета, и этот рисунок создал не он. Так или иначе — почему он не изобразил себя раньше? Что это за возрожденческий комплекс, так чуждый современным нам? Вдумайтесь только — за полторы тысячи лет изо ни одного селфача. Представь себе, что ты живешь в эпоху готики. Ты всего лишь червячок, букашка в ткани мироздания, винтик в божественном замысле. Ты глупа, слаба и безвольна. Ты овца, которая нуждается в пастыре, который выведет тебя к свету и собственной рукой вытащит из пучины разврата, где ты так классно устроилась и тихонечко деградируешь. Все прекрасное и великое, что создается в Средние века, создается не человеком, а Господом — по его допущению и его прихоти. Человек лишь инструмент, лишь игрушка в руках Творца, через которое транслируется божественное волеизъявление. Эту нравственную систему можно четко увидеть на картине моралиста и любителя средневековой тоски Питера Брейгеля-старшего «Слепой ведет незрячего» 1568 года. Мораль сюжета проста — люди, не знающие Бога, не знают истинного пути, они, как новорожденные котята, ходят друг за дружкой и, если один оступится, то повлечет всех остальных за собой к погибели, и всем будет неприятно. А после средневековья бабахнул человеколюбивый Ренессанс, или Возрождение. Что значит Возрождение? Возрождение чего вообще? А возродились античные идеалы — человеку вернули его достоинство, признали его величие. Человек прекрасен, самодостаточен, да и вообще хорош со всех сторон. Все! Ты больше не былинка и не неведома травинка! Отныне, когда человек создает что-то великое, то уже не потому, что где-то по счастливой случайности «словил гения», а потому что он сам есть Гений. Автопротрет — это инновация эпохи Возрождения, это размышление о себе, своей значимости и своей роли в этом мире. И за подтверждением вышесказанного мы снова бежим к Альбрехту и его самому известному «Автопортрету в мехах» 1500-го года. Какое у тебя первое впечатление от этой картины? Посмотри, Дюрер изображает здесь себя строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, фронтально изображали только святых. Известно, что когда подслеповатый отец Дюрера вошел в мастерскую, то решил, что его сын написал Христа для какого-то заказа. Что неудивительно, ведь иконографически — и жест и три волосинки, падающие на лоб, сообщают о том, что двух мнений тут быть не может — это заигрывание с сакральным образом. Этот автопортрет об утверждении себя как Творца. Это манифест человеческого достоинства. Он говорит, что живопись — это не ремесло, а интеллектуальный труд и что художник подобен Богу. Автопортрет — это реперная точка, которая обозначает смену парадигмы мышления всего человечества, это слом, поворот сознания. Недооценивать значение и крутость автопортрета, это как недооценивать изобретение пенициллина. Читай также: Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь