Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь - «Про жизнь»
Pass 09-июн, 08:00 2 560Неважно, предпочитаешь ли ты мрамор или бронзу — с тобой все нормально. Даже если ты радикал и обожаешь дерево — я не осуждаю. Любишь куски льда? Тут нечего стесняться, все материалы равны перед скульптором!
Вообще, отношения между человеком и куском мрамора — это сугубо их личное дело, пока оно никому не вредит. И лезть в эти отношения со своими советами — бестактность наших дней. Я призываю всех к толерантности в этом вопросе. Я, например, считаю, что скульптура удалась, если мне хочется ее лизнуть или шлепнуть.Ольга Алексеевадизайнер, художник и создатель игры ArquesterЯ расскажу о четырех принципах, которые помогут оценить этот вид искусства. Ведь ни родители, ни школьные учителя ничего нам не рассказывали о скульптурах, о том насколько особенными и разными они бывают.
Первое (золотое) правило оценки скульптур — гуляй вокруг
Скульптура — это пространственно-временное произведение, то есть, ты в буквальном смысле, должна перемещать себя в пространстве для ее изучения и оценки. Обойди произведение, посмотри на него с разных точек зрения, с разных ракурсов.
Обращай внимание на то, с каких позиций оно выглядит наиболее выгодно, а с каких наоборот, сомнительно. Если, глядя на произведение с какого-то ракурса начинаешь хихикать, или сцена, персонажи и действия перестают быть понятными, то ставь «минус» в своем чек-листе.
Баччо Бандинелли, «Геркулес и Какус»Обрати внимание на детали
Задай себе вопрос — насколько скульптура убедительна?
Верищь ли, что перед тобой — мягкое теплое женское бедро, или по-прежнему видишь камень? Утопают ли пальцы мужской руки в складках женской кожи или он обнимается с колонной?
Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины Плутоном»Это легкая ткань, которая вот-вот спадёт с плеча или мятый скафандр?
Кстати, скульптуры серии «мраморная вуаль» требуют особого вида мрамора, а точнее, двух видов мрамора в одном куске (более мягкого и более твердого), который редко встречается в природе. Так что в этом случае на одном только таланте и мастерстве скульптора шедевра не создать, как ни крути.
Джованни Страцца, «Покрытая вуалью девушка»Посчитай точки опоры
Следующая хитрость при оценке профессионализма скульптора — это определение точек опоры. Подсказка: обычно, для устойчивости, из ног греческих богов «растут» деревья, пни, коряги и протезы всех сортов.
Второй вариант опоры — это огромная ниспадающая драпировка в руке, толщиной с дуб. Из таких драпировок нам в детстве шили стокилограммовые шубы и везли в сад на санках. Только греческим происхождением я могу объяснить тот факт, что самостоятельно ходить в этих шубах было невозможно, равно как и подняться после падения.
Слева — римская копия с греческой статуи V века до н. э., справа — «Гермес с младенцем Дионисом», ПраксительПросто посчитай, в скольких местах скульптура плотно прилегает к постаменту. Чем больше точек опоры, тем фигура устойчивее и, соответственно, тем проще ее рассчитать и изваять. Но если фигура лежит и все ее тело — одна большая точка опоры — то это «нещитово».
Посчитай количество фигур в объекте
До этого момента мы говорили только об одиночных скульптура. И для их создания, как мы поняли, нужно много усилий, мастерства и таланта. А теперь переходим к анализу статуарных групп.
«Статуарная группа» — это произведение к которому применимы все те же правила, только исполнить их сложнее, так как появляется еще больше вводных данных и нюансов.
«Памятник ВГИКовцам», Алексей БлаговестновДля примера подойдут современные памятники, такие как «Жертвы пороков взрослых — дети» Михаила Шемякина или «Памятник ВГИКовцам» Алексея Благовестнова. Герои этих произведений в совершенстве овладели техникой игнорирования друг друга и не работают как статуарная группа. То есть они стоят вместе просто по счастливой случайности как шахматы на доске — их можно разделить, поменять местами, лишнее убрать и композиция не пострадает. Они модульные, как шкафы из Ikea.
А теперь посмотрим на скульптуру Джамболоньи «Похищение сабинянок». Обрати внимание на взаимозависимость персонажей. Не знаю, нужно ли еще что-то добавлять.
Джамболонья, «Похищение сабинянок»Не только в скульптуре, да и не только в искусстве важна насмотренность. Когда мы знаем, «как вообще бывает», то уже редко соглашаемся на меньшее.
А теперь, в преддверии чемпионата мира по футболу, давай сложим нашу любовь к искусству и любовь к спорту и примерим все вышеописанные рекомендации к скульптуре «80 уровня» — «Футболисты» Иосифа Чайкова.
Кстати, эта скульптура — дважды «вишенка на торте». Во-первых, эта звезда нашей сегодняшней подборки — гениальное творение, в композицию которой заложены сложнейшие инженерно-математические расчеты. А во-вторых, миниатюрная копия этой скульптуры в буквальном смысле украшает кубок чемпионата России по футболу.
Если ты отчаялась болеть за отечественный футбол и эта дверь для тебя закрыта, то вот открытая форточка — можно гордиться самим кубком.
Для тех, кто ещё не видел «Футболистов» своими глазами, то находятся они в государственной Третьяковской Галерее на Крымском Валу.
Читай так же: «Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь»
Если ты зашла в музей и, минуя скульптуры, сразу направилась к картинам, задержись на минутку. Ольга Алексеева, дизайнер, художник и создатель игры Arquester подсказывает, как насладиться таким видом искусства, как скульптура.Неважно, предпочитаешь ли ты мрамор или бронзу — с тобой все нормально. Даже если ты радикал и обожаешь дерево — я не осуждаю. Любишь куски льда? Тут нечего стесняться, все материалы равны перед скульптором!Вообще, отношения между человеком и куском мрамора — это сугубо их личное дело, пока оно никому не вредит. И лезть в эти отношения со своими советами — бестактность наших дней. Я призываю всех к толерантности в этом вопросе. Я, например, считаю, что скульптура удалась, если мне хочется ее лизнуть или шлепнуть.Ольга Алексеевадизайнер, художник и создатель игры Arquester Я расскажу о четырех принципах, которые помогут оценить этот вид искусства. Ведь ни родители, ни школьные учителя ничего нам не рассказывали о скульптурах, о том насколько особенными и разными они бывают. Первое (золотое) правило оценки скульптур — гуляй вокруг Скульптура — это пространственно-временное произведение, то есть, ты в буквальном смысле, должна перемещать себя в пространстве для ее изучения и оценки. Обойди произведение, посмотри на него с разных точек зрения, с разных ракурсов. Обращай внимание на то, с каких позиций оно выглядит наиболее выгодно, а с каких наоборот, сомнительно. Если, глядя на произведение с какого-то ракурса начинаешь хихикать, или сцена, персонажи и действия перестают быть понятными, то ставь «минус» в своем чек-листе. Баччо Бандинелли, «Геркулес и Какус» Обрати внимание на детали Задай себе вопрос — насколько скульптура убедительна? Верищь ли, что перед тобой — мягкое теплое женское бедро, или по-прежнему видишь камень? Утопают ли пальцы мужской руки в складках женской кожи или он обнимается с колонной? Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины Плутоном» Это легкая ткань, которая вот-вот спадёт с плеча или мятый скафандр? Кстати, скульптуры серии «мраморная вуаль» требуют особого вида мрамора, а точнее, двух видов мрамора в одном куске (более мягкого и более твердого), который редко встречается в природе. Так что в этом случае на одном только таланте и мастерстве скульптора шедевра не создать, как ни крути. Джованни Страцца, «Покрытая вуалью девушка» Посчитай точки опоры Следующая хитрость при оценке профессионализма скульптора — это определение точек опоры. Подсказка: обычно, для устойчивости, из ног греческих богов «растут» деревья, пни, коряги и протезы всех сортов. Второй вариант опоры — это огромная ниспадающая драпировка в руке, толщиной с дуб. Из таких драпировок нам в детстве шили стокилограммовые шубы и везли в сад на санках. Только греческим происхождением я могу объяснить тот факт, что самостоятельно ходить в этих шубах было невозможно, равно как и подняться после падения. Слева — римская копия с греческой статуи V века до н. э., справа — «Гермес с младенцем Дионисом», Пракситель Просто посчитай, в скольких местах скульптура плотно прилегает к постаменту. Чем больше точек опоры, тем фигура устойчивее и, соответственно, тем проще ее рассчитать и изваять. Но если фигура лежит и все ее тело — одна большая точка опоры — то это «нещитово». Посчитай количество фигур в объекте До этого момента мы говорили только об одиночных скульптура. И для их создания, как мы поняли, нужно много усилий, мастерства и таланта. А теперь переходим к анализу статуарных групп. «Статуарная группа» — это произведение к которому применимы все те же правила, только исполнить их сложнее, так как появляется еще больше вводных данных и нюансов. «Памятник ВГИКовцам», Алексей Благовестнов Для примера подойдут современные памятники, такие как «Жертвы пороков взрослых — дети» Михаила Шемякина или «Памятник ВГИКовцам» Алексея Благовестнова. Герои этих произведений в совершенстве овладели техникой игнорирования друг друга и не работают как статуарная группа. То есть они стоят вместе просто по счастливой случайности как шахматы на доске — их можно разделить, поменять местами, лишнее убрать и композиция не пострадает. Они модульные, как шкафы из Ikea. А теперь посмотрим на скульптуру Джамболоньи «Похищение сабинянок». Обрати внимание на взаимозависимость персонажей. Не знаю, нужно ли еще что-то добавлять. Джамболонья, «Похищение сабинянок» Не только в скульптуре, да и не только в искусстве важна насмотренность. Когда мы знаем, «как вообще бывает», то уже редко соглашаемся на меньшее. А теперь, в преддверии чемпионата мира по футболу, давай сложим нашу любовь к искусству и любовь к спорту и примерим все вышеописанные рекомендации к скульптуре «80 уровня» — «Футболисты» Иосифа Чайкова. Кстати, эта скульптура — дважды «вишенка на торте». Во-первых, эта звезда нашей сегодняшней подборки — гениальное творение, в композицию которой заложены сложнейшие инженерно-математические расчеты. А во-вторых, миниатюрная копия этой скульптуры в буквальном смысле украшает кубок чемпионата России по футболу. Если ты отчаялась болеть за отечественный футбол и эта дверь для тебя закрыта, то вот открытая форточка — можно гордиться самим кубком. Для тех, кто ещё не видел «Футболистов» своими глазами, то находятся они в государственной Третьяковской Галерее на Крымском Валу. Читай так же: «Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь»