Сидят в тесноте, едят и разговаривают. Что делает счастливыми этих русских? - «Семья»
Higgins 13-мар, 12:00 1 182После выхода книги "Хюгге, или Уютное счастье по-датски" люди со всего мира стали делиться с ее автором, Хелен Расселл, национальными рецептами счастья — чем, спрашивается, они хуже датчан? В результате появился "Атлас счастья", своеобразный путеводитель по традиционным способам обретения счастья — в него вошли 33 страны. И Россия в том числе. Что, интересно, делает нас с вами счастливыми? Никогда не догадаетесь.
Россия известна миру своими меховыми шапками и сильными эмоциями, но не счастливой жизнью граждан. При упоминании России приходят на ум мысли о Путине, советском прошлом, возможно, о литературном наследии — Чехове, Толстом, Тургеневе, Достоевском или Пушкине. (Всех этих весельчаках.)
Не так давно Москва возглавила список самых недружелюбных городов мира, а русских детей — предположительно — учат не улыбаться в школе, чтобы не отвлекаться (наверное, от Пушкина). Возможно ли, что Запад ошибается?
Ксения — подруга моей подруги, живет в Челябинске, на Урале. Одним зимним днем она рассказывает мне об азарте. Это не совсем счастье, скорее, ода волнению, горячности и страсти.
Азарт — означает горячку, волнение, страсть, рвение, желание. Ассоциируется с риском или безрассудством. Происходит от французского hasard, случай. Азарт — это предвкушение успеха, и не важно, насколько вы от него далеки. Используется в контексте игр, а также опасных мероприятий. Например, любви или рулетки.
"Слово „азарт“ можно использовать для описания игры: ты находишься на эмоциональном подъеме и не можешь остановиться, — говорит Ксения. — Для счастья в России азарт значит очень многое. Мы эмоциональны и в порыве страсти принимаем иррациональные решения".
Азарт — предвкушение волнения. Сладкая боль от жизни на грани. Именно он питает страсть к жизни, которой можно только позавидовать.
Уинстон Черчилль называл Россию загадкой, завернутой в тайну и помещенной внутрь головоломки. Ксения говорит, что в России жить сложно, поэтому русские придумали новые способы наслаждаться.
Русские любят страдать
Размеры России тоже играют свою роль в процессах формирования связей и обретения счастья. Ксения говорит, что, если ехать по России на поезде, можно провести неделю в вагоне и пересечь одиннадцать часовых поясов, поэтому люди коротают время за разговорами. (Помните кухонные посиделки?) Пассажиры в купе делятся едой и болтают. "Кто-то взял курицу, кто-то — алкоголь, и все эти незнакомцы сидят в тесноте, едят и разговаривают. В конце все расходятся друзьями".
Идея поистине гениальная. Но я британка и считаю, что неделя замкнутого пространства с незнакомцами не сделает меня счастливой.
Ксения соглашается: "Да, мы страдаем, конечно, но русские любят страдать". Так вот чего я не поняла с самого начала. "Еще остались поезда, в которых за два часа до остановки в любом большом городе закрывают туалеты, ведь все это падает на пути. Душа нет... Мы страдаем, но нам нравится страдать, нас подгоняет азарт".
Небольшой дискомфорт, вроде списка дел и их выполнения, подзаряжает нас дофамином. Мы чувствуем, что достигли чего-то. Мне все же кажется, что русские вышли на принципиально другой уровень. Русские приезжают в пункт назначения и ищут еще способ пострадать и найти тепло — например в бане, это аналог сауны. Русские считают баню неотъемлемым элементом счастья и частью своей жизни. Многие ходят туда каждое воскресенье. Там даже встречи проводят — при температуре около ста градусов. Я живу в Скандинавии и не раз посещала сауну. Но русская версия, кажется, бьет рекорды страдания. Русские едят и выпивают прямо внутри (и часто перебарщивают), а потом хлещут друг друга березовыми вениками, выбегают на улицу и катаются в снегу.
"Туристы часто приходят в шок. Они не понимают, зачем себя бить, а потом мерзнуть, но таковы наши культурные традиции. На богослужении надо стоять, на Рождество и Пасху — всю ночь. Сидеть просто негде. Моей бабушке восемьдесят лет, и она два раза в неделю отстаивает службу в церкви. Она хочет пострадать, чтобы заслужить то, что имеет. Недавно по дороге в церковь бабушка упала и сломала ногу. Я спросила ее, зачем она туда ходит. Бабушка ответила, что все хорошо, она подумала о плохом, и ее так наказал Господь. Теперь она может быть счастлива".
Так что наш невкусный чай и черствое печенье в церкви меркнут по сравнению с русскими сложностями. Но я понимаю, что движет этими людьми в моменты невзгод и двухметровых снеговых заносов.
Человеческий дух силен. Возможно, у нас (по-настоящему) только и есть азарт, огонь внутри. Если мыслить, пить (необязательное условие) и радоваться каждой мелочи, азарт проведет нас через испытания, и мы наконец заслужим счастье.
Как испытать азарт по-русски
- рискните. не важно как. мы стараемся уменьшить риск, но он волнует кровь, а это способствует выработке гормона счастья.
- попробуйте пропустить светскую часть беседы. нырните в глубины, говорите о серьезных вещах, по желанию выпейте за кухонным столом — когда кто-то придет в гости.
- пострадайте для выработки дофамина. погуляйте в мороз, сделайте ужасное задание, которое вы миллион раз откладывали, найдите сауну (бить себя веником и кататься в снегу — по желанию). после вы с куда большим удовольствием воспримете любое наслаждение.
Хелен Расселл
Авторская статья
Русское счастье непостоянноРусские любят страдать После выхода книги