Как гибкое мышление развивает предпринимательские навыки у детей - «Материнство»
Изот 25-сен, 08:20 104Зачем ребенку развивать гибкость мышления с раннего возраста? Как этот навык помогает решать бытовые и рабочие вопросы в будущем? И какие упражнения можно прямо сейчас делать дома? Объясняет педагог Татьяна Барзаковская.
Татьяна Барзаковская
педагог и старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА»
Гибкость мышления или когнитивная гибкость – это возможность мозга «переключаться» между мыслями и задачами, умение видеть в сложных ситуациях не проблему, а задачу. Это умение быстро адаптироваться, оперативно действовать в непредвиденных обстоятельствах и находить нетривиальные решения.
Взрослые с гибким мышлением спокойно реагируют на форс-мажоры. А у детей повышается уверенность в себе. Они наблюдают за другими, как те ориентируются в ситуациях, и перенимают их опыт, тем самым, пополняя свою коллекцию «нешаблонных подходов» к проблеме.
Например: Петя забыл взять в поход шарф. Ему было холодно, он страдал, и был сконцентрирован только на себе. Теперь он не любит походы. Ваня тоже забыл шарф, но сообразил, что можно вместо него использовать гольфы. Он гордился собой и научил этому других. Он также узнал, что посуду удобно мыть из пластиковой бутылки со слегка открученной крышкой, потому что тогда регулируется струйка. Почему Петя не подумал о гольфах на шею и высмеял Васю, который спал в трусах на голове вместо шапки? В его картине мира — каждая вещь должна использоваться строго по назначению, а «неправильное» использование недопустимо и даже неприлично. То есть его мышление прямолинейно.
Текущий уровень гибкости мышления у ребенка и взрослого оценить сложно, ведь мы все очень разные. Умением эффективно и оперативно решить задачи и при этом, восстановить свое ресурсное состояние – этим и определяется уровень гибкости мышления, независимо от возраста.
Сегодня, при таком быстром темпе жизни, навыки гибкого мышления отлично пригодятся и в быту. Например, сломался или опаздывает ваш транспорт и нужно решить, как вовремя добраться до места? Или вы забыли дома телефон, а нужно срочно позвонить. Поэтому, важно моментально придумать несколько способов решения подобных задач и остаться при этом в ресурсном состоянии.
Как все это связано с предпринимательством?
Гибкое мышление у ребенка позволяет мыслить не как потребитель-иждивенец, которому «все должны», а наоборот. Ребенок учится быть ответственным членом общества. Он видит практическое применение своих идей и навыков там, где другие испугаются.
Например: моя дочь Настя, когда ей было 13 лет, открыла в творческой студии кафе, которое работало по вечерам. В то время дети приходили на занятия, а родители ожидали их. Такая идея пришла ей в голову, когда она увидела разрушенную барную стойку в новом помещении, куда переехала творческая студия, в которой она занималась. Стойку привели в порядок. Она договорилась с бабушкой, что та будет печь блины и пирожки. Также договорилась с подругой о сменах работы. Сходила на мастер-класс по приготовлению кофе в местную кофейню. Нашла оптовых поставщиков посуды и качественного чая. Составила финансовый план. В итоге, это кафе в течение полугода радовало детей и взрослых домашней выпечкой, кофе и чаем. Многие заказывали выпечку с собой. Через какое-то время кафе пришлось закрыть. Но, несмотря на это, Настя получила прекрасный опыт воплощения своей идеи с нуля до завершения.
Методы развития гибкого мышления
Такие упражнения, как нейрогимнастика и двурукое рисование активизируют последовательно разные зоны мозга и готовят его для творческого задания. Но нужно учитывать, что для того, чтобы в мозге сформировались устойчивые нейронные связи, и человек мог пользоваться навыком автоматически, сначала необходимы регулярные тренировки и обязателен контроль техники выполнения задания.
Пример: игра в словесные ассоциации.
Нужно придумать 5-10 очевидных / неочевидных ассоциаций к определенному слову. (Арбуз — зебра, скользкий, плеваться, куб (арбуз в Японии), скоро в школу…) . А затем, придумать ассоциации к каждому последующему слову, через слово. (Арбуз — зебра — Африка — танцы…).
Как могут помочь родители?
Родители могут способствовать развитию гибкого мышления у детей. Например, можно показать ребенку, как ходить домой из школы, садика, магазина разными маршрутами. При этом, каждый раз обращать его внимание на окружающие предметы: красные машины, маленьких/больших собак, птиц, мальчиков, девочек, бабушек и т.д.
Вместе с детьми можно поиграть в ассоциации. Для этого нужно придумать разные способы применения обычных вещей. Например, ложка – для еды, для надевания обуви, для копания земли, для прикладывания к ушибу на лбу, для игры в настольный хоккей. И так далее, кто больше придумает.
Дети также любят подражать взрослым. Если родители хотят, чтобы их ребенок научился какому-либо навыку, то очень важно, чтобы взрослые сами это демонстрировали и транслировали.
А педагогу в современном мире важно научиться работать в условиях неопределенности. На каждом занятии настроиться на атмосферу в классе, текущую динамику, реагировать на спонтанные ситуации, которые могут не совпадать с темой урока, но играть важную роль в личностном развитии детей.
Для этого нужно освободить педагога от бюрократической рутины, позволить быть творческим и действовать не только в рамках школьной программы. Ведь, когда в классе присутствует 30 детей, при этом, учителю нужно заполнить учебный план и еще десяток документов, ему не до креатива.
А как в школах?
К сожалению, большое количество детей в классах не способствует развитию гибкого мышления в обычных школах. Оно не может развиваться там, где нет вариативности и множественности решения задач. Современная школа должна провоцировать детей, задавая им необычные вопросы. Нужно побуждать самостоятельно искать ответы на них, используя полученную информацию для решения жизненных практических задач.
На занятиях я замечаю, как школьная система и гаджеты окончательно перекрывают творческий канал у ребят. Уже в 9-10 лет на творческих заданиях детям очень сложно придумать свое уникальное существо. Как правило, это единороги, герои из «Гарри Поттера», животные из мультфильмов и фантастических фильмов. Приходится заново учить ребят фантазировать. Дети как будто стесняются своего воображения, боятся показаться «странными».
И все же, в процессе занятий у ребят пробуждается и творческий азарт, и полет фантазии. Это значит, что стоит заботиться о своем внутреннем творце, и чем раньше человек начинает это делать, тем интереснее и продуктивнее будет его жизнь.
Зачем ребенку развивать гибкость мышления с раннего возраста? Как этот навык помогает решать бытовые и рабочие вопросы в будущем? И какие упражнения можно прямо сейчас делать дома? Объясняет педагог Татьяна Барзаковская. Татьяна Барзаковская педагог и старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА» Гибкость мышления или когнитивная гибкость – это возможность мозга «переключаться» между мыслями и задачами, умение видеть в сложных ситуациях не проблему, а задачу. Это умение быстро адаптироваться, оперативно действовать в непредвиденных обстоятельствах и находить нетривиальные решения. Взрослые с гибким мышлением спокойно реагируют на форс-мажоры. А у детей повышается уверенность в себе. Они наблюдают за другими, как те ориентируются в ситуациях, и перенимают их опыт, тем самым, пополняя свою коллекцию «нешаблонных подходов» к проблеме. Например: Петя забыл взять в поход шарф. Ему было холодно, он страдал, и был сконцентрирован только на себе. Теперь он не любит походы. Ваня тоже забыл шарф, но сообразил, что можно вместо него использовать гольфы. Он гордился собой и научил этому других. Он также узнал, что посуду удобно мыть из пластиковой бутылки со слегка открученной крышкой, потому что тогда регулируется струйка. Почему Петя не подумал о гольфах на шею и высмеял Васю, который спал в трусах на голове вместо шапки? В его картине мира — каждая вещь должна использоваться строго по назначению, а «неправильное» использование недопустимо и даже неприлично. То есть его мышление прямолинейно. Текущий уровень гибкости мышления у ребенка и взрослого оценить сложно, ведь мы все очень разные. Умением эффективно и оперативно решить задачи и при этом, восстановить свое ресурсное состояние – этим и определяется уровень гибкости мышления, независимо от возраста. Сегодня, при таком быстром темпе жизни, навыки гибкого мышления отлично пригодятся и в быту. Например, сломался или опаздывает ваш транспорт и нужно решить, как вовремя добраться до места? Или вы забыли дома телефон, а нужно срочно позвонить. Поэтому, важно моментально придумать несколько способов решения подобных задач и остаться при этом в ресурсном состоянии. Как все это связано с предпринимательством? Гибкое мышление у ребенка позволяет мыслить не как потребитель-иждивенец, которому «все должны», а наоборот. Ребенок учится быть ответственным членом общества. Он видит практическое применение своих идей и навыков там, где другие испугаются. Например: моя дочь Настя, когда ей было 13 лет, открыла в творческой студии кафе, которое работало по вечерам. В то время дети приходили на занятия, а родители ожидали их. Такая идея пришла ей в голову, когда она увидела разрушенную барную стойку в новом помещении, куда переехала творческая студия, в которой она занималась. Стойку привели в порядок. Она договорилась с бабушкой, что та будет печь блины и пирожки. Также договорилась с подругой о сменах работы. Сходила на мастер-класс по приготовлению кофе в местную кофейню. Нашла оптовых поставщиков посуды и качественного чая. Составила финансовый план. В итоге, это кафе в течение полугода радовало детей и взрослых домашней выпечкой , кофе и чаем. Многие заказывали выпечку с собой. Через какое-то время кафе пришлось закрыть. Но, несмотря на это, Наст я получила прекрасный опыт воплощения своей идеи с нуля до завершения. Методы развития гибкого мышления Такие упражнения, как нейрогимнастика и двурукое рисование активизируют последовательно разные зоны мозга и готовят его для творческого задания. Но нужно учитывать, что для того, чтобы в мозге сформировались устойчивые нейронные связи, и человек мог пользоваться навыком автоматически, сначала необходимы регулярные тренировки и обязателен контроль техники выполнения задания. Пример: игра в словесные ассоциации. Нужно придумать 5-10 очевидных / неочевидных ассоциаций к определенному слову. (Арбуз — зебра, скользкий, плеваться, куб (арбуз в Японии), скоро в школу…) . А затем, придумать ассоциации к каждому последующему слову, через слово. (Арбуз — зебра — Африка — танцы…). Как могут помочь родители? Родители могут способствовать развитию гибкого мышления у детей. Например, можно показать ребенку, как ходить домой из школы, садика, магазина разными маршрутами. При этом, каждый раз обращать его внимание на окружающие предметы: красные машины, маленьких/больших собак, птиц, мальчиков, девочек, бабушек и т.д. Вместе с детьми можно поиграть в ассоциации. Для этого нужно придумать разные способы применения обычных вещей. Например, ложка – для еды, для надевания обуви, для копания земли, для прикладывания к ушибу на лбу, для игры в настольный хоккей. И так далее, кто больше придумает. Дети также любят подражать взрослым. Если родители хотят, чтобы их ребенок научился какому-либо навыку, то очень важно, чтобы взрослые сами это демонстрировали и транслировали. А педагогу в современном мире важно научиться работать в условиях неопределенности. На каждом занятии настроиться на атмосферу в классе, текущую динамику, реагировать на спонтанные ситуации, которые могут не совпадать с темой урока, но играть важную роль в личностном развитии детей. Для этого нужно освободить педагога от бюрократической рутины, позволить быть творческим и действовать не только в рамках школьной программы. Ведь, когда в классе присутствует 30 детей, при этом, учителю нужно заполнить учебный план и еще десяток документов, ему не до креатива. А как в школах? К сожалению, большое количество детей в классах не способствует развитию гибкого мышления в обычных школах. Оно не может развиваться там, где нет вариативности и множественности решения задач. Современная школа должна провоцировать детей, задавая им необычные вопросы. Нужно побуждать самостоятельно искать ответы на них, используя полученную информацию для решения жизненных практических задач. На занятиях я замечаю, как школьная система и гаджеты окончательно перекрывают творческий канал у ребят. Уже в 9-10 лет на творческих заданиях детям очень сложно придумать свое уникальное существо. Как правило, это единороги, герои из «Гарри Поттера», животные из мультфильмов и фантастических фильмов. Приходится заново учить ребят фантазировать. Дети как будто стесняются своего воображения, боятся показаться «странными». И все же, в процессе занятий у ребят пробуждается и творческий азарт, и полет фантазии. Это значит, что стоит заботиться о своем внутреннем творце, и чем раньше человек начинает это делать, тем интереснее и продуктивнее будет его жизнь.