Игра, как насилие над детьми: рассказывает психолог - «ОТ 6 ДО 9 ЛЕТ» » Дети и Я

Игра, как насилие над детьми: рассказывает психолог - «ОТ 6 ДО 9 ЛЕТ»

Игра, как насилие над детьми: рассказывает психолог - «ОТ 6 ДО 9 ЛЕТ»

О том, когда нужно остановиться во время игры с детьми, о поведении взрослых, которые искренне хотят дать самое лучшее детям, но по незнанию допускают ошибки, рассказывает психолог Светлана Ройз.



Светлана Ройз
психолог

Ситуация 1, которую я наблюдала сама.


Торговый центр. В коридоре огромные фигуры динозавров. Рычащих и двигающихся. Рядом играют и фотографируются взрослые и дети.


Кто-то подходит ближе, кого-то останавливают охранники - чтобы к фигуре не прикасались, кто-то тянет родителей подальше. Мама держит на руках ребёнка лет 1,5: «Пойдём смотреть на динозавра».


Ребенок машет головой - нет! Мама настаивает - «смотри, какой он большой и интересный». Динозавр начинает рычать. Мама - «ой, как интересно, он, как живой». Подносит ребёнка ближе. Динозавр рычит, открывает пасть. У ребёнка начинается истерика.


Мама смеется - «ну что ты, он же не нестоящий». И подносит ребёнка ещё ближе, прямо под голову фигуры. У ребёнка дрожат ручки и подбородок. Он уже не плачет. Глаза широко раскрыты. Я мысленно ору ей - «у него шок, прекрати немедленно». Мама все же очнулась и отошла от динозавра. Я очень надеюсь, что у мамы на руках ребенок успокоится и восстановится.


Ситуация 2.


В садике воспитатели играли с детьми в полицейских. Зачем-то бегали за детьми, ловили их и арестовывали. Ребенок 3х лет до этого болтающий и рассказывающий сказки, стал заикаться.


Только через неделю удалось выяснить, что это произошло сразу после этой «игры». Ребенок тогда в садике кричал от ужаса. Но воспитателей это не остановило. (Идиоты! Зачеркнуто)


Таких ситуаций - разной степени сложности - очень много. И вопрос тут - в нашей внимательности и в нашей готовности распознавать сигналы «стоп».


О чем нам нужно задумываться:


Не случайно фильмы, мультфильмы, книги, игры имеют маркировку - определение возраста аудитории. Так определяется не просто актуальность темы, а безопасность «продукта» для конкретного возраста, буквально - «переносимость» продукта.
При общих рекомендациях - есть всегда индивидуальная переносимость или не переносимость. Есть своя возможность выдерживания напряжения для ребенка. Причем, выдерживания, как «радости», так и «страха». И тут - важна наша внимательность и чуткость. Даже в работе со взрослыми студентами - я сама предельно внимательна к реакциям и буквально титрую свои шаги в играх и воздействии. Призывая студентов смело говорить, если я сама не уловлю - стоп, я туда сейчас не готов идти. Мы пойдём, но более мелкими шагами и в другом темпе.
В новом игровом опыте, в разговорах на сложные темы для детей любого возраста есть правило - мы делаем маленькое воздействие, говорим предложение, читаем пару предложений, идем чуть в игру, приближаемся к новому объекту и приостанавливаемся - наблюдаем есть ли интерес. При нашей паузе ребенок может сам попросить идти дальше, может молча смотреть на нас, по взгляду мы понимаем, что он ждёт продолжения, может задавать вопросы.... а может - хвататься за нашу руку или вжиматься в нас, замирать, закрывать глаза рукой, переключиться на другую тему, может сказать, что он не хочет больше, что ему страшно, может отворачиваться, а может, начать визжать. Визг в игре,даже радостный говорит о перевозбуждении. И это сигнал к нашей бОльшей внимательности.
Мы обеспечиваем безопасность ребенку. От нас он ожидает опыта устойчивости и защищенности. Если мы становимся источником страха - это выбивает опору.
У маленьких детей нет разницы между миром реальным и миром игры, мультфильма. То, что для нас очевидно - совершенно неосознаваемо ими.
Люди, игрушки, объекты намного большие ребенка - могут быть по определению небезопасны.
Когда мы приглашаем к какому-то опыту ребёнка, важно себе задавать вопрос - это я делаю для себя или для него? Это мне интересно, важно? Или я все же забочусь о ребёнке? (Иногда мы так захвачены действием, что сами превращаемся в ребёнка, забывая о том, что у нас все же жизненного опыта и устойчивости в разы больше).

О ситуации с игрой в садике. Родители и полицейские - люди, обеспечивающие безопасность. Эти «роли» не должны быть источниками страха.


Сама тема игры - меня ловят, как преступника, вообще странная (можно же поиграть в кошки-мышки, в сову и мышат?).


Если это знакомство с профессиями, то для роли полицейских можно выбрать другие темы, не назначая ребёнка преступниками.


В конкретном случае ребенок показывал, что ему страшно. Девочка кричала. Отказалась играть. И нам важно быть очень внимательными к таким сигналам. Потому что это - уже совсем не игра.


И я мечтаю, чтобы у всех, кто имеет доступ к детям, были знания о возрастной психологии, как минимум (ну и вмонтирован мозг, на сколько получится. Извините).


Если была ситуация, оказавшаяся для ребёнка сложной, то:


Важны наши слова - «я с тобой. Ты в безопасности». Фокусируем внимание на том, что прямо сейчас ребенок в безопасности.
Делаем халабуды, схованки, рисуем фантастические миры, которые сам ребенок предложит создать.
С малышами, например, можно посмотреть мультсериал «герои в масках» - размышляя о его собственной «супер-силе». А ты бы был каким героем? А какая у тебя супер-сила? А как бы ты защитился, позаботился и прочее.
Важно обратиться к специалисту. Важно, чтобы психолог помог «завершить опыт». Буквально - с ребёнком вместе «убегут» от опасности, или дадут отпор, или заорут страшным голосом, или зарычат на обидчика. Возможно, «освободятся» из ловушки (платка или корзинки). Но психолог сделает это с ребёнком корректно - в игре, в рисовании, в сказке.
Ребенок пытается «исцелиться» через игры, рисунки - пожалуйста, наблюдайте за тем, что он рисует, во что играет, возможно, вы сможете подключиться к игре и стать его защитником, или «включить» его собственную силу, «супер-способность».
Если ребенок сам начинает пересказывать родителям то, что произошло, мы спокойно слушаем, даем ребёнку рассказать. Возможно, говоря: "это действительно страшно, (неприятно, больно), а давай сейчас оттолкнём его-ее (толкни мою руку, или подушку, как хотел бы), давай издадим рык львёнка Симбы, чтобы испугать... или - можно я тебя обниму. Мне так жаль, что меня не было рядом, чтобы их остановить или треснуть. Но сейчас я с тобой. Хочешь - мы пойдём вместе в садик и я попрошу этих воспитателей попросить у тебя прощения, они вели себя очень неправильно. И больше так никогда делать не будут".
Важно вернуть ребёнку контакт с телом - например, по утрам, когда мы будим ребёнка, можно здороваться со всеми его частями тела, прикасаясь к ним: "доброе утро, головка, доброе утро, щечки, доброе утро, плечики, и так проходим по всему телу, включая попу, пяточки, ноготочки".
Очень полезно делать любые дыхательные упражнения, где выдох был бы длиннее вдоха, в детском варианте - выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, гудеть.

Мы не сможем защитить ребёнка от сложностей жизни. Да и не нужно. Нам важно читать ребёнку сказки, где есть отрицательные герои, нам важно играть и давать ребёнку опыт и выигрыша, и поражения, нам важно показать ребёнку, что иногда он будет слышать слово «Нет».


Но очень важно, чтобы в любом сложном опыте мы были его устойчивой безопасной опорой. И чтобы его: «Стоп Игра!» было услышано - вырастало ощущением уважения к его границам.


Да и вообще опытом уважения и безопасности.


Опубликовано с разрешения автора.


Источник: Автор - психолог Светлана Ройз https://www.facebook.com/svetlanaroyz/posts/3115164821850435


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игры с детьми от 2 до 5 лет на улице и дома: развивающие подвижные игры


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 игр, которые научат детей дружить, а не конкурировать


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Веселые интеллектуальные игры для детей от 3 до 13 лет


О том, когда нужно остановиться во время игры с детьми, о поведении взрослых, которые искренне хотят дать самое лучшее детям, но по незнанию допускают ошибки, рассказывает психолог Светлана Ройз. Светлана Ройз психолог Ситуация 1, которую я наблюдала сама. Торговый центр. В коридоре огромные фигуры динозавров. Рычащих и двигающихся. Рядом играют и фотографируются взрослые и дети. Кто-то подходит ближе, кого-то останавливают охранники - чтобы к фигуре не прикасались, кто-то тянет родителей подальше. Мама держит на руках ребёнка лет 1,5: «Пойдём смотреть на динозавра». Ребенок машет головой - нет! Мама настаивает - «смотри, какой он большой и интересный». Динозавр начинает рычать. Мама - «ой, как интересно, он, как живой». Подносит ребёнка ближе. Динозавр рычит, открывает пасть. У ребёнка начинается истерика. Мама смеется - «ну что ты, он же не нестоящий». И подносит ребёнка ещё ближе, прямо под голову фигуры. У ребёнка дрожат ручки и подбородок. Он уже не плачет. Глаза широко раскрыты. Я мысленно ору ей - «у него шок, прекрати немедленно». Мама все же очнулась и отошла от динозавра. Я очень надеюсь, что у мамы на руках ребенок успокоится и восстановится. Ситуация 2. В садике воспитатели играли с детьми в полицейских. Зачем-то бегали за детьми, ловили их и арестовывали. Ребенок 3х лет до этого болтающий и рассказывающий сказки, стал заикаться. Только через неделю удалось выяснить, что это произошло сразу после этой «игры». Ребенок тогда в садике кричал от ужаса. Но воспитателей это не остановило. (Идиоты! Зачеркнуто) Таких ситуаций - разной степени сложности - очень много. И вопрос тут - в нашей внимательности и в нашей готовности распознавать сигналы «стоп». О чем нам нужно задумываться: Не случайно фильмы, мультфильмы, книги, игры имеют маркировку - определение возраста аудитории. Так определяется не просто актуальность темы, а безопасность «продукта» для конкретного возраста, буквально - «переносимость» продукта. При общих рекомендациях - есть всегда индивидуальная переносимость или не переносимость. Есть своя возможность выдерживания напряжения для ребенка. Причем, выдерживания, как «радости», так и «страха». И тут - важна наша внимательность и чуткость. Даже в работе со взрослыми студентами - я сама предельно внимательна к реакциям и буквально титрую свои шаги в играх и воздействии. Призывая студентов смело говорить, если я сама не уловлю - стоп, я туда сейчас не готов идти. Мы пойдём, но более мелкими шагами и в другом темпе. В новом игровом опыте, в разговорах на сложные темы для детей любого возраста есть правило - мы делаем маленькое воздействие, говорим предложение, читаем пару предложений, идем чуть в игру, приближаемся к новому объекту и приостанавливаемся - наблюдаем есть ли интерес. При нашей паузе ребенок может сам попросить идти дальше, может молча смотреть на нас, по взгляду мы понимаем, что он ждёт продолжения, может задавать вопросы а может - хвататься за нашу руку или вжиматься в нас, замирать, закрывать глаза рукой, переключиться на другую тему, может сказать, что он не хочет больше, что ему страшно, может отворачиваться, а может, начать визжать. Визг в игре,даже радостный говорит о перевозбуждении. И это сигнал к нашей бОльшей внимательности. Мы обеспечиваем безопасность ребенку. От нас он ожидает опыта устойчивости и защищенности. Если мы становимся источником страха - это выбивает опору. У маленьких детей нет разницы между миром реальным и миром игры, мультфильма. То, что для нас очевидно - совершенно неосознаваемо ими. Люди, игрушки, объекты намного большие ребенка - могут быть по определению небезопасны. Когда мы приглашаем к какому-то опыту ребёнка, важно себе задавать вопрос - это я делаю для себя или для него? Это мне интересно, важно? Или я все же забочусь о ребёнке? (Иногда мы так захвачены действием, что сами превращаемся в ребёнка, забывая о том, что у нас все же жизненного опыта и устойчивости в разы больше). О ситуации с игрой в садике. Родители и полицейские - люди, обеспечивающие безопасность. Эти «роли» не должны быть источниками страха. Сама тема игры - меня ловят, как преступника, вообще странная (можно же поиграть в кошки-мышки, в сову и мышат?). Если это знакомство с профессиями, то для роли полицейских можно выбрать другие темы, не назначая ребёнка преступниками. В конкретном случае ребенок показывал, что ему страшно. Девочка кричала. Отказалась играть. И нам важно быть очень внимательными к таким сигналам. Потому что это - уже совсем не игра. И я мечтаю, чтобы у всех, кто имеет доступ к детям, были знания о возрастной психологии, как минимум (ну и вмонтирован мозг, на сколько получится. Извините). Если была ситуация, оказавшаяся для ребёнка сложной, то: Важны наши слова - «я с тобой. Ты в безопасности». Фокусируем внимание на том, что прямо сейчас ребенок в безопасности. Делаем халабуды, схованки, рисуем фантастические миры, которые сам ребенок предложит создать. С малышами, например, можно посмотреть мультсериал «герои в масках» - размышляя о его собственной «супер-силе». А ты бы был каким героем? А какая у тебя супер-сила? А как бы ты защитился, позаботился и прочее. Важно обратиться к специалисту. Важно, чтобы психолог помог «завершить опыт». Буквально - с ребёнком вместе «убегут» от опасности, или дадут отпор, или заорут страшным голосом, или зарычат на обидчика. Возможно, «освободятся» из ловушки (платка или корзинки). Но психолог сделает это с ребёнком корректно - в игре, в рисовании, в сказке. Ребенок пытается «исцелиться» через игры, рисунки - пожалуйста, наблюдайте за тем, что он рисует, во что играет, возможно, вы сможете подключиться к игре и стать его защитником, или «включить» его собственную силу, «супер-способность». Если ребенок сам начинает пересказывать родителям то, что произошло, мы спокойно слушаем, даем ребёнку рассказать. Возможно, говоря:
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.




Новости по теме.

Новости по сегодя и не только.



Добавить комментарий

добавить комментарий

Гороскоп дня.