Детское воровство: причины и решения - «Развитие ребёнка»
Murphy 12-мар, 10:00 573Ребенок – не всегда только праздник и радость для родителей. Существуют и проблемы, о которых не принято говорить вслух или распространяться за пределами семьи, так как они кажутся родителям постыдными. Одной из этих проблем является и воровство среди детей. Многие родители, столкнувшись с этим, не могут заставить себя обратиться к кому-либо за советом, считая, что такие вещи должны остаться внутри семьи. С одной стороны, их легко понять, ведь общественное мнение может повлиять не только на родителей, которых обвинят в плохом воспитании, но и «заклеймить» ребенка, а это может повлечь за собой и другие проблемы.
Как оказалось, причин для воровства среди детей очень много, но они отличаются, в зависимости от возраста ребенка.
1-3 года
В этом возрасте у малышей отсутствуют моральные и нравственные ориентиры. Дети полагаются на свои эмоции и желания: Хочу, чтобы это было мое. Хотя понятия «мое» и «чужое» у малышей как раз отсутствует, ребенок имеет размытое представление о том, что чужое нельзя трогать.
Решение:
- Забирайте чужие вещи и игрушки из рук малыша и отдавайте владельцу, терпеливо объясняя, что эта вещь не его, а брать чужое плохо. В этом возрасте родители закладывают понимание того, что есть хорошие поступки, а есть плохие.
- Учите малыша отстаивать свои границы, проговаривайте, что у него есть свои игрушки, которые никто не может брать без разрешения, а есть чужие, и если в них хочется поиграть, следует спрашивать разрешения у хозяина вещи.
- Объясняйте ребенку, что у каждого человека есть свои вещи, мамин телефон трогать нельзя, игрушки Саши с детской площадки тоже, потому что он обидится, будет плакать, что их берут без спроса.
- В этом возрасте родителям необходимо проявлять твердость, начните с вещей, которые принадлежат родителям, покажите ребенку наглядно, что вы не берете папины вещи, или вещи брата/сестры, потому что они дороги людям. Объясните обратную ситуацию, что будет, если игрушку ребенка заберет другой ребенок, что он почувствует.
- Ни в коем случае не называйте ребенка «воришкой».
4-6 лет
Ребенок может находиться во власти своих эмоций, воля еще не сформирована. Детям этого возраста бывает сложно сказать себе «нет», если они что-то хотят получить. При этом ребенок может чувствовать стыд за свой поступок и понимать, что за это будут последствия.
Решение:
- Ребенку нужно развивать волю, учите его принимать решения, ставить определенные цели, но обязательно проговаривайте, что нужно для их реализации. Например: «Ты хочешь эту игрушку, давай будем копить на нее деньги, в эту банку ты будешь класть деньги, которые мы с папой будем тебе давать за выполнение определенных заданий.»
- Спрашивайте ребенка о его желаниях, позволяйте ему проявлять инициативу при выборе, давайте свободу и развивайте самостоятельность в ежедневных вещах. Таким образом, ребенок научится контролировать себя, в каких-то моментах сдерживаться, чтобы достичь цели.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
С того момента, как ребенок начинает ходить в школу, начинается новая глава в его жизни, именуемая социальной жизнью. Ребенок испытывает потребность в том, чтобы влиться в компанию, начинает искать одобрения, популярности. Кроме того, что психика ребенка заметно меняется в это время, он начинает паясничать, появляются необычные привычки в поведении, скопированные у одноклассников. В этом возрасте ребенок может начать воровать. Причинами воровства денег у родителей может быть желание угодить друзьям, поднять свой авторитет, купив всем конфет или купить желаемое, чтобы не отставать от других. Так же возможно воровство из мести, украсть что-то у обидчика, втайне радуясь, что одноклассник получил по заслугам.
Решение:
- Расскажите ребенку, что такое дружба, как можно подружиться с кем-то в коллективе.
- Понаблюдайте за ребенком, может быть причина кроется в его низкой самооценке, в низких навыках социального поведения, желании доказать что-то кому-то, выделиться, чтобы ребенка заметили. Объясните ребенку, что дружат не за что-то, не потому, что у кого-то последняя модель телефона или новая одежда, а потому, что человек интересный, с ним весело, ему можно доверять и он надежный.
- Если причина воровства – месть и вредительство, следует с ребенком поговорить о причине конфликта, помогите ему решить этот конфликт не с помощью плохого поступка, а с помощью слов.
Воровство у подростков (12-16 лет)
Если у малышей воровство – шаг скорее неосознанный, в подростковом возрасте воровство уже спланированная и осознанная акция. Особенно опасно, если эпизоды воровства повторяются. В этот период подростки совершают кражи «на спор», например, унести что-то из магазина, оставшись незамеченным, украсть со стола учителя какой-то предмет или выкрасть у одноклассника что-то ценное. Очень часто подростка подначивают так называемые «друзья», а чтобы не стать изгоем, ребенок вынужденно совершает все то, о чем его попросят, чтобы быть своим или быть популярным. Однако, следует помнить, что здесь последствия могут быть посерьезнее, не только моральные, но и правовые.
Решение:
- Подумайте, что могло стать триггером для данного поступка, возможно неблагополучная семейная ситуация, ваше отношение к ребенку, какие-то пробелы в воспитании. Посмотрите на себя и свое воспитание со стороны, не исключая, что может быть был какой-то пробел или проблема в прошлом, которая могла повлиять на поведение подростка сейчас.
- Четко объясните, что это уже «кража», которая карается законом.
- При разговоре с ребенком не стоит излишне эмоционально вести себя, ваше агрессивное поведение и слова напугают подростка, но лишь таким образом, что он просто закроется и больше не будет вам ничего говорить или объяснять, чтобы не навлечь гнева. Говорите спокойно.
- Расскажите ребенку о переживаниях второй стороны: «Представляешь, что он/она чувствует, как это мерзко и противно, когда твою вещь забирают, владеют те, кто не имеет на нее никакого права»
- Не ругайте ребенка в присутствии третьих лиц, делайте это с глазу на глаз.
- Не возвращайтесь к этой теме, если вы ее обсудили, решили и закрыли. Ваши частые разговоры о том, что было лишь закрепят этот опыт в сознании ребенка.
- Не называйте ребенка «вором», не навешивайте ярлыки, но обрисуйте ситуацию со стороны и спросите ребенка, кем он является в данной ситуации.
- Громкие фразы «Как ты мог/могла?» и «Ты подумал о родителях» оставьте, они все равно не работают, здесь нужно задавать конкретные вопросы «Почему ты это сделал/а».
Чтобы предотвратить подобное поведение в любом возрасте, родителям следует самим придерживаться определенных принципов в воспитании детей. Если вы говорите ребенку о том, что брать чужое – плохо, но сами уносите что-то с работы домой, это будет рассматриваться подросшим ребенком как лицемерие.
С раннего возраста приучайте ребенка уважать чужие границы и не забывать о своих.
Источник: ya-roditel.ru
Ребенок – не всегда только праздник и радость для родителей. Существуют и проблемы, о которых не принято говорить вслух или распространяться за пределами семьи, так как они кажутся родителям постыдными. Одной из этих проблем является и воровство среди детей. Многие родители, столкнувшись с этим, не могут заставить себя обратиться к кому-либо за советом, считая, что такие вещи должны остаться внутри семьи. С одной стороны, их легко понять, ведь общественное мнение может повлиять не только на родителей, которых обвинят в плохом воспитании, но и «заклеймить» ребенка, а это может повлечь за собой и другие проблемы. Как оказалось, причин для воровства среди детей очень много, но они отличаются, в зависимости от возраста ребенка. 1-3 года В этом возрасте у малышей отсутствуют моральные и нравственные ориентиры. Дети полагаются на свои эмоции и желания: Хочу, чтобы это было мое. Хотя понятия «мое» и «чужое» у малышей как раз отсутствует, ребенок имеет размытое представление о том, что чужое нельзя трогать. Решение: Забирайте чужие вещи и игрушки из рук малыша и отдавайте владельцу, терпеливо объясняя, что эта вещь не его, а брать чужое плохо. В этом возрасте родители закладывают понимание того, что есть хорошие поступки, а есть плохие. Учите малыша отстаивать свои границы, проговаривайте, что у него есть свои игрушки, которые никто не может брать без разрешения, а есть чужие, и если в них хочется поиграть, следует спрашивать разрешения у хозяина вещи. Объясняйте ребенку, что у каждого человека есть свои вещи, мамин телефон трогать нельзя, игрушки Саши с детской площадки тоже, потому что он обидится, будет плакать, что их берут без спроса. В этом возрасте родителям необходимо проявлять твердость, начните с вещей, которые принадлежат родителям, покажите ребенку наглядно, что вы не берете папины вещи, или вещи брата/сестры, потому что они дороги людям. Объясните обратную ситуацию, что будет, если игрушку ребенка заберет другой ребенок, что он почувствует. Ни в коем случае не называйте ребенка «воришкой». 4-6 лет Ребенок может находиться во власти своих эмоций, воля еще не сформирована. Детям этого возраста бывает сложно сказать себе «нет», если они что-то хотят получить. При этом ребенок может чувствовать стыд за свой поступок и понимать, что за это будут последствия. Решение: Ребенку нужно развивать волю, учите его принимать решения, ставить определенные цели, но обязательно проговаривайте, что нужно для их реализации. Например: «Ты хочешь эту игрушку, давай будем копить на нее деньги, в эту банку ты будешь класть деньги, которые мы с папой будем тебе давать за выполнение определенных заданий.» Спрашивайте ребенка о его желаниях, позволяйте ему проявлять инициативу при выборе, давайте свободу и развивайте самостоятельность в ежедневных вещах. Таким образом, ребенок научится контролировать себя, в каких-то моментах сдерживаться, чтобы достичь цели. Младший школьный возраст (7-10 лет) С того момента, как ребенок начинает ходить в школу, начинается новая глава в его жизни, именуемая социальной жизнью. Ребенок испытывает потребность в том, чтобы влиться в компанию, начинает искать одобрения, популярности. Кроме того, что психика ребенка заметно меняется в это время, он начинает паясничать, появляются необычные привычки в поведении, скопированные у одноклассников. В этом возрасте ребенок может начать воровать. Причинами воровства денег у родителей может быть желание угодить друзьям, поднять свой авторитет, купив всем конфет или купить желаемое, чтобы не отставать от других. Так же возможно воровство из мести, украсть что-то у обидчика, втайне радуясь, что одноклассник получил по заслугам. Решение: Расскажите ребенку, что такое дружба, как можно подружиться с кем-то в коллективе. Понаблюдайте за ребенком, может быть причина кроется в его низкой самооценке, в низких навыках социального поведения, желании доказать что-то кому-то, выделиться, чтобы ребенка заметили. Объясните ребенку, что дружат не за что-то, не потому, что у кого-то последняя модель телефона или новая одежда, а потому, что человек интересный, с ним весело, ему можно доверять и он надежный. Если причина воровства – месть и вредительство, следует с ребенком поговорить о причине конфликта, помогите ему решить этот конфликт не с помощью плохого поступка, а с помощью слов. Воровство у подростков (12-16 лет) Если у малышей воровство – шаг скорее неосознанный, в подростковом возрасте воровство уже спланированная и осознанная акция. Особенно опасно, если эпизоды воровства повторяются. В этот период подростки совершают кражи «на спор», например, унести что-то из магазина, оставшись незамеченным, украсть со стола учителя какой-то предмет или выкрасть у одноклассника что-то ценное. Очень часто подростка подначивают так называемые «друзья», а чтобы не стать изгоем, ребенок вынужденно совершает все то, о чем его попросят, чтобы быть своим или быть популярным. Однако, следует помнить, что здесь последствия могут быть посерьезнее, не только моральные, но и правовые. Решение: Подумайте, что могло стать триггером для данного поступка, возможно неблагополучная семейная ситуация, ваше отношение к ребенку, какие-то пробелы в воспитании. Посмотрите на себя и свое воспитание со стороны, не исключая, что может быть был какой-то пробел или проблема в прошлом, которая могла повлиять на поведение подростка сейчас. Четко объясните, что это уже «кража», которая карается законом. При разговоре с ребенком не стоит излишне эмоционально вести себя, ваше агрессивное поведение и слова напугают подростка, но лишь таким образом, что он просто закроется и больше не будет вам ничего говорить или объяснять, чтобы не навлечь гнева. Говорите спокойно. Расскажите ребенку о переживаниях второй стороны: «Представляешь, что он/она чувствует, как это мерзко и противно, когда твою вещь забирают, владеют те, кто не имеет на нее никакого права» Не ругайте ребенка в присутствии третьих лиц, делайте это с глазу на глаз. Не возвращайтесь к этой теме, если вы ее обсудили, решили и закрыли. Ваши частые разговоры о том, что было лишь закрепят этот опыт в сознании ребенка. Не называйте ребенка «вором», не навешивайте ярлыки, но обрисуйте ситуацию со стороны и спросите ребенка, кем он является в данной ситуации. Громкие фразы «Как ты мог/могла?» и «Ты подумал о родителях» оставьте, они все равно не работают, здесь нужно задавать конкретные вопросы «Почему ты это сделал/а». Чтобы предотвратить подобное поведение в любом возрасте, родителям следует самим придерживаться определенных принципов в воспитании детей. Если вы говорите ребенку о том, что брать чужое – плохо, но сами уносите что-то с работы домой, это будет рассматриваться подросшим ребенком как лицемерие. С раннего возраста приучайте ребенка уважать чужие границы и не забывать о своих. Источник: ya-roditel.ru