Игра — это серьёзно! Часть третья. Предметные игры - «Развитие ребёнка»
Эдуард 21-дек, 08:00 1 281Мама.ру публикует третью часть серии статей психолога Натальи Ульяновой о роли игры в развитии детей. Здесь можно почитать первую и вторую части.
Возраст от одного до трех лет, часто называемый ранним детством, — время, когда игра становится полноценной деятельностью, имеющей огромное значение для развития малыша. Поскольку центральное место в ней занимает взаимодействие ребенка с различными объектами: игрушками, бытовой утварью, одеждой и т.п. — игры, характерные для этого этапа, называются предметными играми.
Что происходит?
В начале эпохи раннего детства — от одного до полутора или двух лет — игры носят скорее предметно-манипулятивный характер: действия, которые ребенок выполняет с предметами, чаще всего случайны и служат для выявления свойств разных вещей. Так, малыш может обнаружить, что игрушки издают разные звуки, если по ним постучать, и в течение некоторого времени исследовать это буквально на всем, что попадается под руку: стучать лопаткой по ведерку, камнем по лестничным перилам, ботинком по полу и т.д. Примерно в это же время активно развивается механизм подражания: дети начинают “копировать” действия взрослых, чаще всего еще не понимая их реального смысла. Современность диктует свои правила: если тридцать лет назад мои родители фотографировали маленькую меня, сосредоточенно крутящую диск стационарного телефона, то сегодня моя полуторалетняя дочь подносит к уху любой более или менее плоский предмет и старательно “говорит” что-то в трубку, часто вставляя возглас “Алё-алё!”. Подражание — феномен очень важный, потому что именно с его помощью маленькие дети в норме овладевают огромным арсеналом навыков — от речевых до спортивных — в невероятно короткие сроки. Однако в этом есть и свои опасности: для того, чтобы такая скорость обучения стала в принципе возможной, “считывание” поведения происходит практически без какой-либо фильтрации: ребенок просто повторяет то, что видит — иногда хватает всего одного раза! — не задумываясь, полезное ли это действие или вредное. Именно поэтому педагоги и психологи в один голос твердят, что, какими бы правильными словами мы не воспитывали наших детей, делать они все равно будут не то, что мы им говорим, а то, что мы сами при этом делаем.
Несколько позже игра становится уже собственно предметной: примерно в промежутке с полутора до двух лет (иногда чуть раньше, иногда немного позже) малыш начинает соотносить предметы с их целевой функцией, т.е. с тем, для чего этот предмет, собственно, был сделан. Машинки катаются по полу, паровозики едут по рельсам, ложкой можно мешать кукольный суп, плюшевого мишку — катать в коляске или баюкать на руках, веником подметают пол, а мамины туфли звонко цокают по полу, если влезть в них и пойти гулять по квартире. Постепенно действия усложняются и выстраиваются в логические цепочки — и вот уже подрастающее дитя не просто наполняет ведёрко и высыпает его содержимое обратно, а выбирает самую красивую форму, набивает ее влажным песком и лепит на краю песочницы целый ряд аккуратных “куличиков”! Этому способствует и развитие двигательной ловкости: совершенствуются физические возможности, оттачиваются все более тонкие движения, — и постепенное формирование наглядно-действенного мышления: раз за разом решая практические задачи — например, вставить одну кастрюлю в другую; сложить кубики в коробку; подобрать фигурку по форме отверстия в сортере — малыш учится соотносить свойства разных объектов друг с другом и со временем не тратит время на перебор возможных вариантов, а сразу выбирает подходящую последовательность действий.
К концу периода раннего детства нормативно развивающийся ребенок делает огромное открытие: осваивает речь. С этого момента предметная игра заметно усложняется, в ней появляются моменты творчества, элементы ролевой игры, проявляются первые признаки зарождающегося образного и даже абстрактного мышления. Использование языковой системы позволяет заменять конкретные объекты их словесными обозначениями, а также присваивать символические значения имеющимся предметам (“а давай эта палка будет как будто конь?”) благодаря чему предметная игра постепенно отходит на второй план, уступая место ролевым, а затем и сюжетным играм.
Как играть?
Главная задача этого периода — познакомить ребенка с миром предметов, дать возможность самостоятельно исследовать их свойства и физические отношения: что на чем может стоять, а с чего падать; что плавает, что тонет в воде; что меняет форму, а что всегда остается неизменным и т.д. В процессе исследования окружающее пространство может заметно страдать от любознательности юного экспериментатора, так что все дорогие сердцу или опасные для малыша вещи лучше заблаговременно убрать подальше и внутренне смириться с тем, что в ближайшие пару лет чистота и порядок в жилище будут, мягко говоря, не всегда. Говорят, правда, что есть дети, с самого рождения играющие аккуратно и ничего не пачкающие — возможно, у вас будет именно так… а возможно, и нет. Тем не менее, есть несколько способов организовать игру малыша так, чтобы это было познавательно и безопасно для всех участников процесса, например:
- обустроенное для игры пространство — в каждом помещении квартиры или дома: комнатах, кухне, ванной — можно выделить ящик или шкаф, в котором будут храниться разные вещи, с которыми ребенку разрешено играть. Это могут быть, например, разноцветные полотенца, расчески и резинки для волос в ванной; пластиковая и металлическая посуда в кухне; уже износившиеся, но безопасные и интересные малышу “взрослые” вещи (кошелек, брелок, журнал, компьютерная клавиатура — что угодно) в нижнем ящике стола в комнате и т.п. Изучая их содержимое, ребенок понемногу освоит базовые действия с предметами: достать из глубины полки, вложить одно в другое, пересыпать что-то куда-то, выстроить башню из однородных элементов и т.д., а заодно даст взрослым возможность какое-то время спокойно заниматься своими собственными делами;
- совместная игра со взрослым — в тех формах и тех объемах, которые этим самым взрослым интересны, совместные игры — отличный способ провести время! Папа, увлеченно моделирующий на деревянных кубиках конфигурацию сервера, вызовет восторг ничуть не меньший, чем бабушка, устраивающая турнир по боулингу с пластиковыми шарами и кеглями. Малыш совершенно точно найдет себе занятие в этой игре, а заодно “подсмотрит”, как управляются с разными объектами взрослые, и при случае попытается повторить их действия сам;
- строительство домиков и шалашей из подручных средств — приём, помогающий ребёнку осваивать границы собственного быстро меняющегося тела, да и просто увлекательное занятие. Перевернутые табуретки, диванные подушки, ненужные шторы и одеяла — все может пойти в ход для создания уютного “домика”, в котором можно тихонько сидеть и “секретничать”, а при желании — и с хохотом разрушить;
- складывание предметов в коробочки и ящики — малышей в возрасте около года часто увлекает сам процесс перекладывания небольших однотипных деталей (крупных, чтобы нельзя было случайно вдохнуть или проглотить, пуговиц, бусин, крышечек и т.п.) из одной коробочки в другую или просто на пол. Детей постарше часто интересует уже само содержимое, которое можно перебирать, сортировать и просто любоваться — так что заранее подготовленная и регулярно обновляемая “сокровищница” может стать отличным пособием для самостоятельной игры и развития мелкой моторики;
- рисование на разных поверхностях — рисовать можно не только карандашами на бумаге, но и мелом на асфальте; пальцами на песке (предварительно насыпав его тонким слоем на край песочницы); пищевыми красителями, смешанными с пеной для бритья, в ванне; водными маркерами на специальной доске; подкрашенной манкой на противне и, конечно же, красками на обоях (предварительно наклеенных белой стороной вверх на доступный ребенку участок стены) — вариантов масса, есть из чего выбрать подходящий именно вам;
- игры с водой в ванной — вода — необыкновенно интересный объект изучения! Её можно переливать с помощью стаканчиков и леек, в ней можно топить игрушки и брызгаться из бутылочек от шампуня, можно делать пену и “расстреливать” ее из душа, можно наблюдать, как плавают заводные рыбы и резиновые черепашки… Важно только помнить, что ванна — зона определенного риска для малышей, и не оставлять в ней ребенка без присмотра, а еще лучше — включаться в совместные “водные” игры;
- “помощь” малыша в бытовых делах — поскольку в раннем детстве активно запускается механизм подражания, большинство детей с удовольствием повторяет за взрослыми действия, связанные с уборкой, стиркой, готовкой и прочими важными делами. Несмотря на то, что пользы от такой “помощи по дому” еще немного, лучше не отстранять малыша от домашних дел, а находить посильные для него задания: для кого-то подойдет, например, “подметание пола” специально выделенной маленькой щеточкой, а кто-то с удовольствием подержит совок и выбросит заметенный в него мусор. Важно заметить, что, хотя многие родители уже в этом возрасте начинают разделять бытовые дела на “мужские” и “женские”, — куда более здравым решением будет давать возможность, скажем, подержать нужные отвертки при сборке мебели и разложить столовые приборы после мытья в равной мере и мальчикам, и девочкам — в жизни все пригодится.
Какие игрушки использовать?
Требования к безопасности и качеству игрушек по-прежнему остаются высокими: как и младенцы, двух- и даже трехлетние дети склонны пробовать все, что попадает к ним в руки, не только на ощупь, но и на вкус и особенно — на прочность. Еще один дискуссионный вопрос — нужно ли малышам всего и побольше, или стоит ограничиться достаточно аскетичным набором объектов? Однозначного ответа здесь нет, многое зависит от традиций и установок конкретной семьи, но единовременно лучше выдавать малышу не больше 3-5 предметов или одного-двух наборов. Слишком большое их количество не дает сконцентрировать внимание на текущем действии, ребенок отвлекается сам и “дергает” окружающих, поэтому многие родители делают своеобразную “ротацию”: часть игрушек убирают из свободного доступа на месяц-другой, после чего достают снова, а успевшие уже надоесть привычные предметы, наоборот, забирают.
Сохраняется также принцип “лучшая игрушка — это настоящая, “взрослая” вещь”, так что содержимое кухонных шкафчиков и платяных шкафов для малыша раннего возраста не слишком-то уступает сокровищам витрин “Детского мира”. Правда, самыми желанными становятся вещи, которые трогать строго-настрого запрещено: например, дорогая техника, кошачьи миски, ценные документы — подрастая, дети проявляют удивительную изобретательность в добывании недоступного, в то время как специально выделенные “списанные со счетов” вещи могут долго оставаться без внимания — это стоит учесть при планировании безопасного пространства в квартире.
Тем не менее, кое-какие игрушки не зря считаются “классикой” и пользуются высоким спросом уже далеко не первого поколения детей. К условному “базовому набору” специальных игрушек для раннего детского возраста можно отнести: набор пластиковых или деревянных кубиков; простой конструктор; несколько музыкальных инструментов (лучше акустических, а не электронных: ксилофон, маракасы, губную гармошку, дудочку и т.д.); набор игрушек для ванной; пирамидку; сортер с фигурами и соответствующими им отверстиями простой геометрической формы; каталку с ручкой и/или кукольную коляску; наборы, имитирующие “взрослые” вещи: от чайного набора до столярных инструментов; куклы или мягкие игрушки со снимающейся одеждой; спортивные снаряды (самокат или беговел, велосипед); несколько мячей разных размеров. Остальное, в общем-то, легко заменяется обычными бытовыми предметами: коробочками, камушками, шишками, старыми сумками, мамиными платьями, папиными галстуками и массой интереснейших вещей, которые прячутся в шкафах и находятся на уличных прогулках — главное, не забывать отслеживать безопасность предметов, с которыми играет ребенок.
Играйте с пользой!
Следующая часть здесь.
Мама.ру публикует третью часть серии статей психолога Натальи Ульяновой о роли игры в развитии детей. Здесь можно почитать первую и вторую части. Возраст от одного до трех лет, часто называемый ранним детством, — время, когда игра становится полноценной деятельностью, имеющей огромное значение для развития малыша. Поскольку центральное место в ней занимает взаимодействие ребенка с различными объектами: игрушками, бытовой утварью, одеждой и т.п. — игры, характерные для этого этапа, называются предметными играми. Что происходит? В начале эпохи раннего детства — от одного до полутора или двух лет — игры носят скорее предметно-манипулятивный характер: действия, которые ребенок выполняет с предметами, чаще всего случайны и служат для выявления свойств разных вещей. Так, малыш может обнаружить, что игрушки издают разные звуки, если по ним постучать, и в течение некоторого времени исследовать это буквально на всем, что попадается под руку: стучать лопаткой по ведерку, камнем по лестничным перилам, ботинком по полу и т.д. Примерно в это же время активно развивается механизм подражания : дети начинают “копировать” действия взрослых, чаще всего еще не понимая их реального смысла. Современность диктует свои правила: если тридцать лет назад мои родители фотографировали маленькую меня, сосредоточенно крутящую диск стационарного телефона, то сегодня моя полуторалетняя дочь подносит к уху любой более или менее плоский предмет и старательно “говорит” что-то в трубку, часто вставляя возглас “Алё-алё!”. Подражание — феномен очень важный, потому что именно с его помощью маленькие дети в норме овладевают огромным арсеналом навыков — от речевых до спортивных — в невероятно короткие сроки. Однако в этом есть и свои опасности: для того, чтобы такая скорость обучения стала в принципе возможной, “считывание” поведения происходит практически без какой-либо фильтрации: ребенок просто повторяет то, что видит — иногда хватает всего одного раза! — не задумываясь, полезное ли это действие или вредное. Именно поэтому педагоги и психологи в один голос твердят, что, какими бы правильными словами мы не воспитывали наших детей, делать они все равно будут не то, что мы им говорим, а то, что мы сами при этом делаем. Несколько позже игра становится уже собственно предметной: примерно в промежутке с полутора до двух лет (иногда чуть раньше, иногда немного позже) малыш начинает соотносить предметы с их целевой функцией, т.е. с тем, для чего этот предмет, собственно, был сделан. Машинки катаются по полу, паровозики едут по рельсам, ложкой можно мешать кукольный суп, плюшевого мишку — катать в коляске или баюкать на руках, веником подметают пол, а мамины туфли звонко цокают по полу, если влезть в них и пойти гулять по квартире. Постепенно действия усложняются и выстраиваются в логические цепочки — и вот уже подрастающее дитя не просто наполняет ведёрко и высыпает его содержимое обратно, а выбирает самую красивую форму, набивает ее влажным песком и лепит на краю песочницы целый ряд аккуратных “куличиков”! Этому способствует и развитие двигательной ловкости: совершенствуются физические возможности, оттачиваются все более тонкие движения, — и постепенное формирование наглядно-действенного мышления : раз за разом решая практические задачи — например, вставить одну кастрюлю в другую; сложить кубики в коробку; подобрать фигурку по форме отверстия в сортере — малыш учится соотносить свойства разных объектов друг с другом и со временем не тратит время на перебор возможных вариантов, а сразу выбирает подходящую последовательность действий. К концу периода раннего детства нормативно развивающийся ребенок делает огромное открытие: осваивает речь. С этого момента предметная игра заметно усложняется, в ней появляются моменты творчества, элементы ролевой игры, проявляются первые признаки зарождающегося образного и даже абстрактного мышления. Использование языковой системы позволяет заменять конкретные объекты их словесными обозначениями, а также присваивать символические значения имеющимся предметам (“а давай эта палка будет как будто конь?”) благодаря чему предметная игра постепенно отходит на второй план, уступая место ролевым, а затем и сюжетным играм. Как играть? Главная задача этого периода — познакомить ребенка с миром предметов, дать возможность самостоятельно исследовать их свойства и физические отношения: что на чем может стоять, а с чего падать; что плавает, что тонет в воде; что меняет форму, а что всегда остается неизменным и т.д. В процессе исследования окружающее пространство может заметно страдать от любознательности юного экспериментатора, так что все дорогие сердцу или опасные для малыша вещи лучше заблаговременно убрать подальше и внутренне смириться с тем, что в ближайшие пару лет чистота и порядок в жилище будут, мягко говоря, не всегда. Говорят, правда, что есть дети, с самого рождения играющие аккуратно и ничего не пачкающие — возможно, у вас будет именно так… а возможно, и нет. Тем не менее, есть несколько способов организовать игру малыша так, чтобы это было познавательно и безопасно для всех участников процесса, например: обустроенное для игры пространство — в каждом помещении квартиры или дома: комнатах, кухне, ванной — можно выделить ящик или шкаф, в котором будут храниться разные вещи, с которыми ребенку разрешено играть. Это могут быть, например, разноцветные полотенца, расчески и резинки для волос в ванной; пластиковая и металлическая посуда в кухне; уже износившиеся, но безопасные и интересные малышу “взрослые” вещи (кошелек, брелок, журнал, компьютерная клавиатура — что угодно) в нижнем ящике стола в комнате и т.п. Изучая их содержимое, ребенок понемногу освоит базовые действия с предметами: достать из глубины полки, вложить одно в другое, пересыпать что-то куда-то, выстроить башню из однородных элементов и т.д., а заодно даст взрослым возможность какое-то время спокойно заниматься своими собственными делами; совместная игра со взрослым — в тех формах и тех объемах, которые этим самым взрослым интересны, совместные игры — отличный способ провести время! Папа, увлеченно моделирующий на деревянных кубиках конфигурацию сервера, вызовет восторг ничуть не меньший, чем бабушка, устраивающая турнир по боулингу с пластиковыми шарами и кеглями. Малыш совершенно точно найдет себе занятие в этой игре, а заодно “подсмотрит”, как управляются с разными объектами взрослые, и при случае попытается повторить их действия сам; строительство домиков и шалашей из подручных средств — приём, помогающий ребёнку осваивать границы собственного быстро меняющегося тела, да и просто увлекательное занятие. Перевернутые табуретки, диванные подушки, ненужные шторы и одеяла — все может пойти в ход для создания уютного “домика”, в котором можно тихонько сидеть и “секретничать”, а при желании — и с хохотом разрушить; складывание предметов в коробочки и ящики — малышей в возрасте около года часто увлекает сам процесс перекладывания небольших однотипных деталей (крупных, чтобы нельзя было случайно вдохнуть или проглотить, пуговиц, бусин, крышечек и т.п.) из одной коробочки в другую или просто на пол. Детей постарше часто интересует уже само содержимое, которое можно перебирать, сортировать и просто любоваться — так что заранее подготовленная и регулярно обновляемая “сокровищница” может стать отличным пособием для самостоятельной игры и развития мелкой моторики; рисование на разных поверхностях — рисовать можно не только карандашами на бумаге, но и мелом на асфальте; пальцами на песке (предварительно насыпав его тонким слоем на край песочницы); пищевыми красителями, смешанными с пеной для бритья, в ванне; водными маркерами на специальной доске; подкрашенной манкой на противне и, конечно же, красками на обоях (предварительно наклеенных белой стороной вверх на доступный ребенку участок стены) — вариантов масса, есть из чего выбрать подходящий именно вам; игры с водой в ванной — вода — необыкновенно интересный объект изучения! Её можно переливать с помощью стаканчиков и леек, в ней можно топить игрушки и брызгаться из бутылочек от шампуня, можно делать пену и “расстреливать” ее из душа, можно наблюдать, как плавают заводные рыбы и резиновые черепашки… Важно только помнить, что ванна — зона определенного риска для малышей, и не оставлять в ней ребенка без присмотра, а еще лучше — включаться в совместные “водные” игры; “помощь” малыша в бытовых делах — поскольку в раннем детстве активно запускается механизм подражания, большинство детей с удовольствием повторяет за взрослыми действия, связанные с уборкой, стиркой, готовкой и прочими важными делами. Несмотря на то, что пользы от такой “помощи по дому” еще немного, лучше не отстранять малыша от домашних дел, а находить посильные для него задания: для кого-то подойдет, например, “подметание пола” специально выделенной маленькой щеточкой, а кто-то с удовольствием подержит совок и выбросит заметенный в него мусор. Важно заметить, что, хотя многие родители уже в этом возрасте начинают разделять бытовые дела на “мужские” и “женские”, — куда более здравым решением будет давать возможность, скажем, подержать нужные отвертки при сборке мебели и разложить столовые приборы после мытья в равной мере и мальчикам, и девочкам — в жизни все пригодится. Какие игрушки использовать? Требования к безопасности и качеству игрушек по-прежнему остаются высокими: как и младенцы, двух- и даже трехлетние дети склонны пробовать все, что попадает к ним в руки, не только на ощупь, но и на вкус и особенно — на прочность. Еще один дискуссионный вопрос — нужно ли малышам всего и побольше, или стоит ограничиться достаточно аскетичным набором объектов? Однозначного ответа здесь нет, многое зависит от традиций и установок конкретной семьи, но единовременно лучше выдавать малышу не больше 3-5 предметов или одного-двух наборов. Слишком большое их количество не дает сконцентрировать внимание на текущем действии, ребенок отвлекается сам и “дергает” окружающих, поэтому многие родители делают своеобразную “ротацию”: часть игрушек убирают из свободного доступа на