Ребенок рисует монстров черным фломастером. Это плохо? - «Дети» » Дети и Я

Ребенок рисует монстров черным фломастером. Это плохо? - «Дети»

Как понять, что ребенок уже может рисовать и пора дать ему в руки краски? Как выбирать педагога, если вы решили обучать ребенка рисованию? Надо ли коллекционировать детские рисунки? И почему одни дети рисуют черным фломастером, а другие — нет? О том, как вырастить из ребенка художника, рассказывает Дмитрий Остапчук (работает под творческим псевдонимом Dikson), основатель социального проекта "Мы дарим вам искусство".



Дмитрий Остапчук, живопись

— Рождаются ли дети художниками или все-таки становятся ими?


— Рождаются гении, таланты, но помимо таланта есть еще и мастерство. Вот мастерство можно развить постоянными практиками. И даже талантливый художник должен каждый день нарабатывать технику.


— С какого возраста ребенку можно и нужно начинать рисовать? Бывает, что родители говорят: "Куда ему рисовать, он еще маленький".


— Конечно, для того чтобы начать рисовать, никаких ограничений нет. Единственное — надо подбирать материалы в соответствии с возрастом. Учитывать, что маленькие дети норовят все попробовать на вкус. Главное в любом процессе — безопасность ребенка. Пусть начинают рисовать руками, пальцами, постепенно переходя к "взрослым" инструментам.


— Как распознать у ребенка стремление к рисованию, готовность рисовать?


— Это очень просто и заметно невооруженным глазом. Сначала дети рисуют едой по столу. Если дать такому ребенку краски, он будет размазывать и их. Есть вероятность, что ему понравится. Дети стремятся делать то, что им нравится.


Надо наблюдать, к чему ребенок проявляет интерес, и если он с удовольствием рисует, значит, можно развить этот навык. У ребенка всегда в доступе должны быть художественные принадлежности. Чтобы он в любой момент мог порисовать без спроса. Чтобы творчество не было связано с запретами и условиями.


— Как вы относитесь к школам рисования? И каким видите идеального преподавателя в идеальной школе рисования?


— Я очень хорошо отношусь к хорошим школам, где детям не вдалбливают в головы догмы академического рисунка с пеленок, а помогают раскрыться таланту ребенка через индивидуальный подход. В процессе обучения очень важна личность преподавателя и его метод.


Для меня идеальный преподаватель — это Архип Куинджи. Который мог научить каждого из своих студентов видеть истинные цвета окружающего мира и переносить их на полотно.


А для детей — это должен быть человек, который не будет стараться сделать их копиями себя, а будет подобен садовнику, который ухаживает за цветами, но дает каждому возможность расти естественным образом — подниматься на свою высоту, цвести в свое время, иметь собственную окраску.


Но при этом соблюдать этические нормы и правила, понимая, что не все интересы детей могут быть полезны для них. Если ребенок хочет рисовать ужастики, сцены агрессии, преподаватель должен уметь обратить его интерес к красоте и гармонии. Идеальный преподаватель должен тонко чувствовать эту грань, чтобы не подавить самобытность и привить интерес к позитивному творчеству.


— Ребенок увлеченно рисует. Какие материалы для творчества выбирать?


— Стараться, по возможности, покупать качественные кисти и краски, потому что из-за плохих красок и кистей может не быть тяги к попыткам передать красоту мира в цвете, а замыслы, которые рождаются в голове, могут оказаться недостижимы доступными средствами. К сожалению, замечаю, что детские художественные товары часто производят некачественными: видимо, полагают, что для ребенка и так сойдет.



Дмитрий Остапчук, графика

— Что бы вы посоветовали в отношении цветов? Почему на ваших живописных полотнах нет черного?


— Когда я дарю детям наборы фломастеров, карандашей или красок, то всегда выбрасываю черные экземпляры и дарю без них. Причина в том, что мне самому пришлось очень долго отучивать себя использовать черный пигмент в живописи. Художник должен уметь получить нужный тон, смешивая цвета спектра. Высокий уровень мастерства — получение нужного оттенка без подмешивания черного пигмента. Черный очень упрощает работу, но придает грязноватый тон.


Да, дети с удовольствием выбирают любые контрастные цвета для рисунка. Проще всего достигнуть контраста на белом листе, используя черный фломастер, карандаш или краску. Коварство заключается в том, что, привыкая добиваться контраста при помощи черного, ребенок упускает возможность работать с полутонами и пытаться создать тень более сложным методом. А если убрать черный из палитры, тогда ребенок будет вынужденно достигать контраста соотношением других цветов.


Это даст ему навык работы с полутонами, с оттенками задолго до того, как он начнет подходить к созданию рисунка осознанно. В дальнейшем, повзрослев, ребенок сам дополнит палитру, но пусть это будет осознанный выбор.


— А как быть с графикой? В своих графических работах вы ведь используете черную китайскую тушь и фломастер.


— В графике, особенно в контурной графике, в которой я обычно рисую, необходим контраст. Мне нравится традиционная дальневосточная живопись и графика, а там черная тушь является классическим средством выражения. Однако даже рисуя в этой технике, я закрываю черные линии штрихами золотой или серебряной краски, уменьшая процент черного на листе бумаги. Когда в изображении преобладает черный в штрихах или размывке — оно кажется мрачным. Нужно соблюдать баланс темного и светлого в рисунке и учить этому ребенка.


— Иногда родители рассказывают, что их ребенок очень любит рисовать черным. Как к этому относиться?


— Я в таких случаях говорю, что радость черной не бывает, и если ребенок выбирает черный цвет для рисунков, то очень может быть, что у ребенка стресс. Бывают и такие случаи, когда родители навязывают ребенку черный, выбирая для него одежду, коляску. Показывают своим примером, отдавая предпочтение черному в одежде или интерьере.


— С чего, на ваш взгляд, лучше начать приобщать ребенка к искусству и какова роль взрослых — родителей, бабушек, дедушек в развитии детского творчества?


— С личного примера. Дети любят подражать, поэтому если взрослые будут с большим усердием рисовать, то дети проявят к этому интерес.



Дмитрий Остапчук

Хорошо учить детей подмечать детали, нюансы природы. Рассматривать листья, травинки, обращать их внимание на форму деревьев, камней, фактуру коры и пытаться вместе с ними это зарисовать. А потом провести совместный анализ — похоже или не похоже на оригинал, что получилось, а что нет.


Обсуждать с детьми их работы. Просить рассказать о том, что они нарисовали. Не спешить. Не сравнивать их с другими детьми или взрослыми художниками. Не смеяться над неопытностью и неумелостью, помня, что одним неосторожным словом можно навсегда отбить охоту к творчеству.


У взрослых должно быть терпение и понимание, для чего все эти труды. Если коротко: занятия изобразительным искусством способствуют тонкой настройке зрительного аппарата, возможности различать полутона, наблюдательности, усидчивости, концентрации внимания, развитию воображения, моторики. И все это помогает развитию функций мозга.


С детьми надо ходить в музеи, на выставки качественного классического искусства, чтобы они с раннего детства могли видеть мастерски выполненные работы. Надо, чтобы в доступе были каталоги по искусству и книги по технике рисунка, чтобы ребенок мог рассматривать картинки. Надо говорить с ребенком о картинах, просить описать то, что он видит, придумать историю.


— Что бы вы пожелали родителям подрастающих художников?


— Хвалить их за усердие и поощрять к качеству в рисунке. Ценить и коллекционировать их работы, чтобы отслеживать динамику развития. Демонстрируя детям их достижения и свою заинтересованную позицию. Детям важно, чтобы первыми коллекционерами стали их родители. Для них это важнее любых слов.


Беседовала Лианна Хостикян, искусствовед, специалист по японскому искусству, врач-педиатр



Интервью

Как понять, что ребенок уже может рисовать и пора дать ему в руки краски? Как выбирать педагога, если вы решили обучать ребенка рисованию? Надо ли коллекционировать детские рисунки? И почему одни дети рисуют черным фломастером, а другие — нет? О том, как вырастить из ребенка художника, рассказывает Дмитрий Остапчук (работает под творческим псевдонимом Dikson), основатель социального проекта "Мы дарим вам искусство". Дмитрий Остапчук, живопись — Рождаются ли дети художниками или все-таки становятся ими? — Рождаются гении, таланты, но помимо таланта есть еще и мастерство. Вот мастерство можно развить постоянными практиками. И даже талантливый художник должен каждый день нарабатывать технику. — С какого возраста ребенку можно и нужно начинать рисовать? Бывает, что родители говорят: "Куда ему рисовать, он еще маленький". — Конечно, для того чтобы начать рисовать, никаких ограничений нет. Единственное — надо подбирать материалы в соответствии с возрастом. Учитывать, что маленькие дети норовят все попробовать на вкус. Главное в любом процессе — безопасность ребенка. Пусть начинают рисовать руками, пальцами, постепенно переходя к "взрослым" инструментам. — Как распознать у ребенка стремление к рисованию, готовность рисовать? — Это очень просто и заметно невооруженным глазом. Сначала дети рисуют едой по столу. Если дать такому ребенку краски, он будет размазывать и их. Есть вероятность, что ему понравится. Дети стремятся делать то, что им нравится. Надо наблюдать, к чему ребенок проявляет интерес, и если он с удовольствием рисует, значит, можно развить этот навык. У ребенка всегда в доступе должны быть художественные принадлежности. Чтобы он в любой момент мог порисовать без спроса. Чтобы творчество не было связано с запретами и условиями. — Как вы относитесь к школам рисования? И каким видите идеального преподавателя в идеальной школе рисования? — Я очень хорошо отношусь к хорошим школам, где детям не вдалбливают в головы догмы академического рисунка с пеленок, а помогают раскрыться таланту ребенка через индивидуальный подход. В процессе обучения очень важна личность преподавателя и его метод. Для меня идеальный преподаватель — это Архип Куинджи. Который мог научить каждого из своих студентов видеть истинные цвета окружающего мира и переносить их на полотно. А для детей — это должен быть человек, который не будет стараться сделать их копиями себя, а будет подобен садовнику, который ухаживает за цветами, но дает каждому возможность расти естественным образом — подниматься на свою высоту, цвести в свое время, иметь собственную окраску. Но при этом соблюдать этические нормы и правила, понимая, что не все интересы детей могут быть полезны для них. Если ребенок хочет рисовать ужастики, сцены агрессии, преподаватель должен уметь обратить его интерес к красоте и гармонии. Идеальный преподаватель должен тонко чувствовать эту грань, чтобы не подавить самобытность и привить интерес к позитивному творчеству. — Ребенок увлеченно рисует. Какие материалы для творчества выбирать? — Стараться, по возможности, покупать качественные кисти и краски, потому что из-за плохих красок и кистей может не быть тяги к попыткам передать красоту мира в цвете, а замыслы, которые рождаются в голове, могут оказаться недостижимы доступными средствами. К сожалению, замечаю, что детские художественные товары часто производят некачественными: видимо, полагают, что для ребенка и так сойдет. Дмитрий Остапчук, графика — Что бы вы посоветовали в отношении цветов? Почему на ваших живописных полотнах нет черного? — Когда я дарю детям наборы фломастеров, карандашей или красок, то всегда выбрасываю черные экземпляры и дарю без них. Причина в том, что мне самому пришлось очень долго отучивать себя использовать черный пигмент в живописи. Художник должен уметь получить нужный тон, смешивая цвета спектра. Высокий уровень мастерства — получение нужного оттенка без подмешивания черного пигмента. Черный очень упрощает работу, но придает грязноватый тон. Да, дети с удовольствием выбирают любые контрастные цвета для рисунка. Проще всего достигнуть контраста на белом листе, используя черный фломастер, карандаш или краску. Коварство заключается в том, что, привыкая добиваться контраста при помощи черного, ребенок упускает возможность работать с полутонами и пытаться создать тень более сложным методом. А если убрать черный из палитры, тогда ребенок будет вынужденно достигать контраста соотношением других цветов. Это даст ему навык работы с полутонами, с оттенками задолго до того, как он начнет подходить к созданию рисунка осознанно. В дальнейшем, повзрослев, ребенок сам дополнит палитру, но пусть это будет осознанный выбор. — А как быть с графикой? В своих графических работах вы ведь используете черную китайскую тушь и фломастер. — В графике, особенно в контурной графике, в которой я обычно рисую, необходим контраст. Мне нравится традиционная дальневосточная живопись и графика, а там черная тушь является классическим средством выражения. Однако даже рисуя в этой технике, я закрываю черные линии штрихами золотой или серебряной краски, уменьшая процент черного на листе бумаги. Когда в изображении преобладает черный в штрихах или размывке — оно кажется мрачным. Нужно соблюдать баланс темного и светлого в рисунке и учить этому ребенка. — Иногда родители рассказывают, что их ребенок очень любит рисовать черным. Как к этому относиться? — Я в таких случаях говорю, что радость черной не бывает, и если ребенок выбирает черный цвет для рисунков, то очень может быть, что у ребенка стресс. Бывают и такие случаи, когда родители навязывают ребенку черный, выбирая для него одежду, коляску. Показывают своим примером, отдавая предпочтение черному в одежде или интерьере. — С чего, на ваш взгляд, лучше начать приобщать ребенка к искусству и какова роль взрослых — родителей, бабушек, дедушек в развитии детского творчества? — С личного примера. Дети любят подражать, поэтому если взрослые будут с большим усердием рисовать, то дети проявят к этому интерес. Дмитрий Остапчук Хорошо учить детей подмечать детали, нюансы природы. Рассматривать листья, травинки, обращать их внимание на форму деревьев, камней, фактуру коры и пытаться вместе с ними это зарисовать. А потом провести совместный анализ — похоже или не похоже на оригинал, что получилось, а что нет. Обсуждать с детьми их работы. Просить рассказать о том, что они нарисовали. Не спешить. Не сравнивать их с другими детьми или взрослыми художниками. Не смеяться над неопытностью и неумелостью, помня, что одним неосторожным словом можно навсегда отбить охоту к творчеству. У взрослых должно быть терпение и понимание, для чего все эти труды. Если коротко: занятия изобразительным искусством способствуют тонкой настройке зрительного аппарата, возможности различать полутона, наблюдательности, усидчивости, концентрации внимания, развитию воображения, моторики. И все это помогает развитию функций мозга. С детьми надо ходить в музеи, на выставки качественного классического искусства, чтобы они с раннего детства могли видеть мастерски выполненные работы. Надо, чтобы в доступе были каталоги по искусству и книги по технике рисунка, чтобы ребенок мог рассматривать картинки. Надо говорить с ребенком о картинах, просить описать то, что он видит, придумать историю. — Что бы вы пожелали родителям подрастающих художников? — Хвалить их за усердие и поощрять к качеству в рисунке. Ценить и коллекционировать их работы, чтобы отслеживать динамику развития. Демонстрируя детям их достижения и свою заинтересованную позицию. Детям важно, чтобы первыми коллекционерами стали их родители. Для них это важнее любых слов. Беседовала Лианна Хостикян, искусствовед, специалист по японскому искусству, врач-педиатр Интервью
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.




Новости по теме.

Новости по сегодя и не только.



Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Гороскоп дня.