10 вопросов Михаилу Лабковскому о семье и детях - «Семья»
Jackson 08-фев, 02:00 2 029После одной из лекций, посвященной отношениям родителей и детей, популярный психолог ответил на вопросы слушателей. Мы выбрали самые интересные.
©
Пресс-служба Михаила Лабковского
Муж заставляет сына поступать в военное училище, а тот не хочет. Что делать?
Скажите ребенку следующую фразу: «Папа любит тебя, а ты любишь папу, но не любой ценой. Ты не обязан делать то, чего не хочешь, чтобы быть хорошим для папы».
Только это должно прозвучать не в контексте «перетягивания одеяла» – мол, мама против училища, значит, она хорошая, а папа заставляет, папа – плохой. Это жизненная позиция: «Папа, люби меня просто так, а вообще я хочу заниматься балетом. Не нравится – это твои проблемы».
Ребенок мало общается со сверстниками, любит быть один. Это пройдет само или надо ему помочь?
Если это возрастной кризис, то может пройти само. Если же сформировалась такая черта характера, то не будет лишним обратиться к психологу.
Всем родителям на заметку: выраженной интроверсии способствует увлечение гаджетами. Даже, если ваш ребенок вполне общительный, рекомендую разрешать ему проводить за компьютером или с планшетом не больше чем 1,5 часа в будни и 4 часа в выходные, включая выполнение заданий.
Как объяснить 6-летнему ребенку, что не всем и не всегда нужно говорить правду?
Учить ребенка врать не нужно, но можно объяснить ему, что он имеет право не всегда отвечать на заданные вопросы. То есть не врать, не говорить «я не знаю, я не видела», а спокойно ответить: «Я не хочу об этом говорить» или «Я не хочу отвечать на этот вопрос». Будьте готовы, что и вы сами можете однажды услышать эти слова.
Двоюродный брат отбирает у дочки игрушки, они конфликтуют, а бабушка считает, что дочь старше, поэтому должна уступать. Это правильно?
Спросите у бабушки, отдаст ли она свои личные вещи соседке, если та с таким же аргументом попросит? Позиция «ты же нежадный, поэтому поделись» – бредовая. В идеале дети должны разбираться сами, но если в их отношения вмешались взрослые, то родителям нужно встать на сторону дочери. Она не обязана играть с братом, если не хочет, и уж точно не должна позволять брать свои личные вещи, коими являются ее игрушки.
Если отношения у детей не сложились, можно какое-то время не приходить к этому мальчику в гости. Или спокойно объяснить ему, что ваша дочь не хочет с ним играть, и ее желание, точнее – нежелание – следует уважать.
Сын ревнует родителей к младшей сестре, закатывает истерики, притворяется маленьким. Что делать?
Во-первых, понять, что он так себя ведет, потому что ему плохо. Он не злобный манипулятор, ему просто с трудом дается появление еще одного ребенка в семье. Когда вы примете этот факт, у вас исчезнет внутренняя агрессия по отношению к сыну.
Публикация от Iulia Gavrilyuk (@florenza874) Фев 5, 2018 в 4:53 PST
Во-вторых, любые манипуляции работают до тех пор, пока вы в это «играете». Когда сын начинает истерику, скажите ему: «Пока ты в таком состоянии, я не буду с тобой разговаривать», и выйдите из комнаты. Нет зрителя – нет спектакля! Но при этом не перегибайте палку и не уходите в игнор. Ребенок должен знать, что вы готовы в любой момент его выслушать, но в спокойном тоне.
Сыну 1 год, он растет без отца, как правильно его воспитывать?
Никак. Это иллюзия, что вы можете себя как-то вести, чтобы это дало какой-то особенный результат. Поймите простую вещь – вы такая, какая есть, и ребенок воспринимает вас как личность, а не как воспитателя. Когда вы говорите по телефону или с кем-то общаетесь – вот в этот самый момент ребенок воспитывается.
Почему? Весь животный мир растит детей на своем подобии. Вы же не видели, чтобы животное объясняло детенышам, как правильно ходить на охоту. Они просто это делают, а дети копируют и научаются. У людей тот же принцип. Ведите себя естественно, и ребенок будет вести себя так, как ведете себя вы. Когда родители придумывают какие-то особые методы воспитания, это не работает.
Как правильно мотивировать дочь к учебе?
Никак. Здоровый ребенок не может хотеть хорошо учиться – для него это странная идея. У вашей дочери должен быть интерес к предмету, а не к оценкам и похвалам.
Если поспрашивать, то окажется, что каждому второму отличнику наплевать, чем он занимается. Его интересует только одобрение через оценки, ему по-настоящему не нравится ничего из того, что он делает. То же потом произойдет и во взрослой жизни – нелюбимая работа ради зарплаты. Вам это надо?
Кроме того, я категорически против постоянного деланья уроков вместе с детьми. Ребенку важно учиться самому решать свои проблемы.
Как правильно наказывать ребенка?
Физические наказания мы рассматривать вообще не будем, во всем мире за это можно угодить в тюрьму. А вот гаджетами наказывать можно и нужно, но это должно быть с широкой улыбкой и доброжелательным тоном. «Сынок, я тебя люблю, но мы с тобой договаривались. Ты не смог, и я забираю у тебя смартфон, а взамен дарю тебе кнопочный телефон». Зачем зверское лицо при этом делать и орать – непонятно, вы же и так его наказываете.
Когда будете договариваться с ребенком, то заранее объявите, какие будут последствия. Например, «Если меня вызовут в школу, я заберу компьютер». Вас вызвали – компьютера нет.
С малышами то же самое: «Если ты не уберешь игрушки, они обидятся и могут на 2-3 дня убежать».
Что делать, если ребенок любит играть, бегать, но не хочет читать и учиться в развивающих кружках?
Первым делом перестать его развивать. Наука доказала, что дети с опережающим развитием «сливаются» очень быстро и в 1-2 классах уже ничем не отличаются от тех, кто до школы вообще не читал и не писал. Это пустая трата времени.
Самый элементарный пример – иностранные языки. Любой ребенок, если его на полгода отправить в другую страну, автоматически заговорит без акцента. Тогда возникает вопрос – на кой вы отдавали его в языковую школу?
Поэтому ребенка надо оставить в покое, пусть он бегает, прыгает, играет. Если у него есть способности, это не значит, что их надо трогать и развивать. Например, ребенок любит рисовать, его отдают в художественную школу. Я открою секрет – там не рисуют. Там занимаются композицией, перспективой, зарисовывают гипсовые головы и через какое-то время обнаруживается, что ребенок уже не хочет рисовать.
То же и в музыкальной школе – музыкой там не занимаются, там – нотная грамота, сольфеджио и так далее. Поэтому многие дети теряют интерес в первый год обучения. Гораздо проще дождаться, когда ребенок сам захочет учиться и попросит отвести его в школу.
Муж опасается, что сын не сможет адаптироваться в школе, потому что не ходит в садик. Так ли это?
Я 10 лет работал в школе и видел там детей после садика, как и тех, кто никогда детские сады не посещал. Особой разницы между ними нет. Возможно, первые пару месяцев идет процесс адаптации, а к концу года уже и не определишь, кто из них «несадиковский» – все уравновешивается.
После одной из лекций, посвященной отношениям родителей и детей, популярный психолог ответил на вопросы слушателей. Мы выбрали самые интересные. © Пресс-служба Михаила Лабковского Муж заставляет сына поступать в военное училище, а тот не хочет. Что делать? Скажите ребенку следующую фразу: «Папа любит тебя, а ты любишь папу, но не любой ценой. Ты не обязан делать то, чего не хочешь, чтобы быть хорошим для папы». Только это должно прозвучать не в контексте «перетягивания одеяла» – мол, мама против училища, значит, она хорошая, а папа заставляет, папа – плохой. Это жизненная позиция: «Папа, люби меня просто так, а вообще я хочу заниматься балетом. Не нравится – это твои проблемы». Ребенок мало общается со сверстниками, любит быть один. Это пройдет само или надо ему помочь? Если это возрастной кризис, то может пройти само. Если же сформировалась такая черта характера, то не будет лишним обратиться к психологу. Всем родителям на заметку: выраженной интроверсии способствует увлечение гаджетами. Даже, если ваш ребенок вполне общительный, рекомендую разрешать ему проводить за компьютером или с планшетом не больше чем 1,5 часа в будни и 4 часа в выходные, включая выполнение заданий. Как объяснить 6-летнему ребенку, что не всем и не всегда нужно говорить правду? Учить ребенка врать не нужно, но можно объяснить ему, что он имеет право не всегда отвечать на заданные вопросы. То есть не врать, не говорить «я не знаю, я не видела», а спокойно ответить: «Я не хочу об этом говорить» или «Я не хочу отвечать на этот вопрос». Будьте готовы, что и вы сами можете однажды услышать эти слова. Двоюродный брат отбирает у дочки игрушки, они конфликтуют, а бабушка считает, что дочь старше, поэтому должна уступать. Это правильно? Спросите у бабушки, отдаст ли она свои личные вещи соседке, если та с таким же аргументом попросит? Позиция «ты же нежадный, поэтому поделись» – бредовая. В идеале дети должны разбираться сами, но если в их отношения вмешались взрослые, то родителям нужно встать на сторону дочери. Она не обязана играть с братом, если не хочет, и уж точно не должна позволять брать свои личные вещи, коими являются ее игрушки. Если отношения у детей не сложились, можно какое-то время не приходить к этому мальчику в гости. Или спокойно объяснить ему, что ваша дочь не хочет с ним играть, и ее желание, точнее – нежелание – следует уважать. Сын ревнует родителей к младшей сестре, закатывает истерики, притворяется маленьким. Что делать? Во-первых, понять, что он так себя ведет, потому что ему плохо. Он не злобный манипулятор, ему просто с трудом дается появление еще одного ребенка в семье. Когда вы примете этот факт, у вас исчезнет внутренняя агрессия по отношению к сыну. Публикация от Iulia Gavrilyuk (@florenza874) Фев 5, 2018 в 4:53 PST Во-вторых, любые манипуляции работают до тех пор, пока вы в это «играете». Когда сын начинает истерику, скажите ему: «Пока ты в таком состоянии, я не буду с тобой разговаривать», и выйдите из комнаты. Нет зрителя – нет спектакля! Но при этом не перегибайте палку и не уходите в игнор. Ребенок должен знать, что вы готовы в любой момент его выслушать, но в спокойном тоне. Сыну 1 год, он растет без отца, как правильно его воспитывать? Никак. Это иллюзия, что вы можете себя как-то вести, чтобы это дало какой-то особенный результат. Поймите простую вещь – вы такая, какая есть, и ребенок воспринимает вас как личность, а не как воспитателя. Когда вы говорите по телефону или с кем-то общаетесь – вот в этот самый момент ребенок воспитывается. Почему? Весь животный мир растит детей на своем подобии. Вы же не видели, чтобы животное объясняло детенышам, как правильно ходить на охоту. Они просто это делают, а дети копируют и научаются. У людей тот же принцип. Ведите себя естественно, и ребенок будет вести себя так, как ведете себя вы. Когда родители придумывают какие-то особые методы воспитания, это не работает. Как правильно мотивировать дочь к учебе? Никак. Здоровый ребенок не может хотеть хорошо учиться – для него это странная идея. У вашей дочери должен быть интерес к предмету, а не к оценкам и похвалам. Если поспрашивать, то окажется, что каждому второму отличнику наплевать, чем он занимается. Его интересует только одобрение через оценки, ему по-настоящему не нравится ничего из того, что он делает. То же потом произойдет и во взрослой жизни – нелюбимая работа ради зарплаты. Вам это надо? Кроме того, я категорически против постоянного деланья уроков вместе с детьми. Ребенку важно учиться самому решать свои проблемы. Как правильно наказывать ребенка? Физические наказания мы рассматривать вообще не будем, во всем мире за это можно угодить в тюрьму. А вот гаджетами наказывать можно и нужно, но это должно быть с широкой улыбкой и доброжелательным тоном. «Сынок, я тебя люблю, но мы с тобой договаривались. Ты не смог, и я забираю у тебя смартфон, а взамен дарю тебе кнопочный телефон». Зачем зверское лицо при этом делать и орать – непонятно, вы же и так его наказываете. Когда будете договариваться с ребенком, то заранее объявите, какие будут последствия. Например, «Если меня вызовут в школу, я заберу компьютер». Вас вызвали – компьютера нет. С малышами то же самое: «Если ты не уберешь игрушки, они обидятся и могут на 2-3 дня убежать». Что делать, если ребенок любит играть, бегать, но не хочет читать и учиться в развивающих кружках? Первым делом перестать его развивать. Наука доказала, что дети с опережающим развитием «сливаются» очень быстро и в 1-2 классах уже ничем не отличаются от тех, кто до школы вообще не читал и не писал. Это пустая трата времени. Самый элементарный пример – иностранные языки. Любой ребенок, если его на полгода отправить в другую страну, автоматически заговорит без акцента. Тогда возникает вопрос – на кой вы отдавали его в языковую школу? Поэтому ребенка надо оставить в покое, пусть он бегает, прыгает, играет. Если у него есть способности, это не значит, что их надо трогать и развивать. Например, ребенок любит рисовать, его отдают в художественную школу. Я открою секрет – там не рисуют. Там занимаются композицией, перспективой, зарисовывают гипсовые головы и через какое-то время обнаруживается, что ребенок уже не хочет рисовать. То же и в музыкальной школе – музыкой там не занимаются, там – нотная грамота, сольфеджио и так далее. Поэтому многие дети теряют интерес в первый год обучения. Гораздо проще дождаться, когда ребенок сам захочет учиться и попросит отвести его в школу. Муж опасается, что сын не сможет адаптироваться в школе, потому что не ходит в садик. Так ли это? Я 10 лет работал в школе и видел там детей после садика, как и тех, кто никогда детские сады не посещал. Особой разницы между ними нет. Возможно, первые пару месяцев идет процесс адаптации, а к концу года уже и не определишь, кто из них «несадиковский» – все уравновешивается.