Учим ребенка работать с таблицей - «Дети»
Miller 24-янв, 22:00 1 148Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.
Сложение рядов
Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).
Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.
Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).
Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.
К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне "строка", потом — "столбец", а затем в системе "строка-столбец".
Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.
Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.
Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните "этажность" шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).
А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием "Классики". Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.
На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа "Морской бой" и "Лабиринт", в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).
Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.
Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.
Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.
Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.
Авторская статья
Как читать таблицу