Производительность труда: можно ли выйти из тупика? - «Бизнес»
Nathan 25-июл, 04:01 858Давней проблемой российской экономики является низкая производительность труда. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в России в 2017 году составила $26,5 в час (этот показатель отражает объем ВВП, вырабатываемый каждым работающим россиянином за один час). И это в разы ниже, чем показатели европейских стран, США или Японии. Например, производительность труда в Германии $76,4, США $72,1, Великобритании $60, Японии $46,1, в среднем по странам ОЭСР — $54,8, по странам G7 — $64,1. Россия проигрывает практически всем странам ОЭСР, кроме Мексики, даже, например, прибалтийским странам — бывшим соседям по СССР (в самой успешной Эстонии — $38.3, Латвия c Литвой по этому показателю тоже опережают Россию).
Конечно, в методиках оценки производительности труда существуют свои хитрости. В настоящее время в России утверждена методика Минэкономики, согласно которой производительность труда рассчитывается как добавленная стоимость, деленная на численность работников. При этом под добавленной стоимостью понимается сумма прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, к которой прибавляются расходы на оплату труда работников и страховые взносы, уплачиваемые предприятием в государственные внебюджетные фонды (до налогообложения). Речь идет о предприятиях с годовой выручкой от 400 млн до 30 млрд рублей (кроме производства подакцизных товаров).
Производительность труда росла в России нулевых, в среднем на 5,9%, но затем резко снизилась и так и не восстановилась после кризиса (рост в 2010-2017 годах на 1,4%, в 2017-2018 годах на 2%, что является самым динамичным за последние 10 лет и обнадеживает как тенденция). Если правительство сохранит эти темпы роста, то за пять лет действия программы будет рост более чем на 10%, что уже немало. Правительство же рассчитывает выйти к 2024 году на уровень роста производительности в 5% в год (то есть 27% за пять лет).
В 2012 году в «майских указах» президент России Владимир Путин ставил задачу увеличить производительность труда в 1,5 раза. Этот показатель выполнен не был даже близко. Рост производительности был зафиксирован только по российской методике, а по методике ОЭСР произошел даже небольшой спад, что связано с резкой девальвацией рубля в 2014 году. На это обращал внимание в том числе и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, оценивая проблемы с производительностью труда как наиболее серьезные. Говорил об этом и Путин лично. «Мы по-прежнему не можем задействовать ключевой резерв развития экономики, имею в виду рост производительности труда», — жаловался президент в 2014 году.
В 2019 году правительством утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», рассчитанный до 2024 года. Он предполагает расходы в размере 52,1 млрд рублей, в основном средств федерального бюджета — 45,7 млрд, 0,8 млрд рублей потратят из региональных бюджетов, а 5,6 млрд рублей — из внебюджетных фондов. Налоговые льготы для стимулирования роста производительности для регионов вводятся постепенно, по мере готовности, а с 2022 года распространятся на все остальные регионы. Для этого создан федеральный центр компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда. Основной способ поддержки — бесплатная консалтинговая поддержка предприятий (внедрение бережливого производства, системы мотивации и поддержки изменений и т. п.). Также возможно получение кредита на технологическую модернизацию от Фонда развития промышленности — до 300 млн рублей под 1% на 5 лет. В апреле 2019 года экспертный совет фонда предоставил первый такой кредит на 80,5 млн рублей казанской группе «Тасма». Заявки еще от 17 предприятий сейчас рассматриваются.
Куратором проекта в правительстве фактически стал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Недавно он докладывал о первых успехах на правительственном часе в Совете Федерации.
Как оказалось, правительство досрочно расширяет нацпроект. Его проектный комитет разрешил заключать досрочные соглашения о присоединении к нацпроекту тех регионов, которые в него еще не вошли. К 8 июня такие заявки поступили от 10 субъектов. Они, в свою очередь, предложили включить в проект более 30 предприятий. Теперь в нацпроекте участвует 36 регионов из 85, что больше, чем планировалось. Первоначально правительство рассчитывало в 2019 году привлечь 29 регионов и расширить проект на всю страну в 2024 году. Изменения в нацпроект вносятся на ходу: уже запущены «Эффективная поликлиника» и «Комфортная школа», обсуждается присоединение к проекту и предприятий ЖКХ.
Особая роль в проекте отводится региональным структурам и прежде всего региональным центрам компетенций (РКЦ). По схеме нацпроекта Федеральный центр компетенций во всех регионах начинает работать первым, создает ряд образцовых предприятий. А спустя год или два уходит, а РЦК начинают самостоятельную работу с предприятиями, в том числе с привлечением консультантов. Перед структурами ставится задача создания высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Насколько реалистичны эти цели? С одной стороны, среди участников нацпроекта уже сейчас более 500 предприятий, в том числе 188 работают с ФЦК, 295 внедряют мероприятия по повышению производительности труда под руководством субъектов Федерации. Разработана программа обучения управленческих кадров (зарегистрировались уже 1100 человек, а всего в этом году обучение пройдут 3278 управленцев). И уже можно говорить о результатах. У 58% предприятий, реализующих проекты по повышению эффективности, рост производительности труда от 10%. Оплачивает эти расходы в основном федеральный бюджет.
Но этого явно недостаточно. Надо говорить и об иных формах поддержки бизнеса, особенно малого и среднего: упрощении законодательства, ясности по возврату экспортного НДС, прекращении давления силовых структур, обеспечении доступности торговых площадей и логистических площадей по хранению (их дефицит толкает цены вверх), стабильности налогового законодательства. Заявления Силуанова говорят о том, что в правительстве это понимают. Вопрос в политической воле.
Надежду вселяет и тот факт, что никто уже не вспоминает про рост производительности труда в полтора раза за шесть лет, как обещали в 2012 году. Это позволяет надеяться, что в этот раз обойдется без нереальных целей. Теперь на повестке — рост на 5% в год.
«Майские указы» 2012 года требовали увеличить производительность труда в России в 1,5 раза. Тогда эту задачу выполнить не удалось. Удастся ли переломить ситуацию теперь?Давней проблемой российской экономики является низкая производительность труда. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в России в 2017 году составила $26,5 в час (этот показатель отражает объем ВВП, вырабатываемый каждым работающим россиянином за один час). И это в разы ниже, чем показатели европейских стран, США или Японии. Например, производительность труда в Германии $76,4, США $72,1, Великобритании $60, Японии $46,1, в среднем по странам ОЭСР — $54,8, по странам G7 — $64,1. Россия проигрывает практически всем странам ОЭСР, кроме Мексики, даже, например, прибалтийским странам — бывшим соседям по СССР (в самой успешной Эстонии — $38.3, Латвия c Литвой по этому показателю тоже опережают Россию). Конечно, в методиках оценки производительности труда существуют свои хитрости. В настоящее время в России утверждена методика Минэкономики, согласно которой производительность труда рассчитывается как добавленная стоимость, деленная на численность работников. При этом под добавленной стоимостью понимается сумма прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, к которой прибавляются расходы на оплату труда работников и страховые взносы, уплачиваемые предприятием в государственные внебюджетные фонды (до налогообложения). Речь идет о предприятиях с годовой выручкой от 400 млн до 30 млрд рублей (кроме производства подакцизных товаров). Производительность труда росла в России нулевых, в среднем на 5,9%, но затем резко снизилась и так и не восстановилась после кризиса (рост в 2010-2017 годах на 1,4%, в 2017-2018 годах на 2%, что является самым динамичным за последние 10 лет и обнадеживает как тенденция). Если правительство сохранит эти темпы роста, то за пять лет действия программы будет рост более чем на 10%, что уже немало. Правительство же рассчитывает выйти к 2024 году на уровень роста производительности в 5% в год (то есть 27% за пять лет). В 2012 году в «майских указах» президент России Владимир Путин ставил задачу увеличить производительность труда в 1,5 раза. Этот показатель выполнен не был даже близко. Рост производительности был зафиксирован только по российской методике, а по методике ОЭСР произошел даже небольшой спад, что связано с резкой девальвацией рубля в 2014 году. На это обращал внимание в том числе и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, оценивая проблемы с производительностью труда как наиболее серьезные. Говорил об этом и Путин лично. «Мы по-прежнему не можем задействовать ключевой резерв развития экономики, имею в виду рост производительности труда», — жаловался президент в 2014 году. В 2019 году правительством утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», рассчитанный до 2024 года. Он предполагает расходы в размере 52,1 млрд рублей, в основном средств федерального бюджета — 45,7 млрд, 0,8 млрд рублей потратят из региональных бюджетов, а 5,6 млрд рублей — из внебюджетных фондов. Налоговые льготы для стимулирования роста производительности для регионов вводятся постепенно, по мере готовности, а с 2022 года распространятся на все остальные регионы. Для этого создан федеральный центр компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда. Основной способ поддержки — бесплатная консалтинговая поддержка предприятий (внедрение бережливого производства, системы мотивации и поддержки изменений и т. п.). Также возможно получение кредита на технологическую модернизацию от Фонда развития промышленности — до 300 млн рублей под 1% на 5 лет. В апреле 2019 года экспертный совет фонда предоставил первый такой кредит на 80,5 млн рублей казанской группе «Тасма». Заявки еще от 17 предприятий сейчас рассматриваются. Куратором проекта в правительстве фактически стал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Недавно он докладывал о первых успехах на правительственном часе в Совете Федерации. Как оказалось, правительство досрочно расширяет нацпроект. Его проектный комитет разрешил заключать досрочные соглашения о присоединении к нацпроекту тех регионов, которые в него еще не вошли. К 8 июня такие заявки поступили от 10 субъектов. Они, в свою очередь, предложили включить в проект более 30 предприятий. Теперь в нацпроекте участвует 36 регионов из 85, что больше, чем планировалось. Первоначально правительство рассчитывало в 2019 году привлечь 29 регионов и расширить проект на всю страну в 2024 году. Изменения в нацпроект вносятся на ходу: уже запущены «Эффективная поликлиника» и «Комфортная школа», обсуждается присоединение к проекту и предприятий ЖКХ. Особая роль в проекте отводится региональным структурам и прежде всего региональным центрам компетенций (РКЦ). По схеме нацпроекта Федеральный центр компетенций во всех регионах начинает работать первым, создает ряд образцовых предприятий. А спустя год или два уходит, а РЦК начинают самостоятельную работу с предприятиями, в том числе с привлечением консультантов. Перед структурами ставится задача создания высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Насколько реалистичны эти цели? С одной стороны, среди участников нацпроекта уже сейчас более 500 предприятий, в том числе 188 работают с ФЦК, 295 внедряют мероприятия по повышению производительности труда под руководством субъектов Федерации. Разработана программа обучения управленческих кадров (зарегистрировались уже 1100 человек, а всего в этом году обучение пройдут 3278 управленцев). И уже можно говорить о результатах. У 58% предприятий, реализующих проекты по повышению эффективности, рост производительности труда от 10%. Оплачивает эти расходы в основном федеральный бюджет. Но этого явно недостаточно. Надо говорить и об иных формах поддержки бизнеса, особенно малого и среднего: упрощении законодательства, ясности по возврату экспортного НДС, прекращении давления силовых структур, обеспечении доступности торговых площадей и логистических площадей по хранению (их дефицит толкает цены вверх), стабильности налогового законодательства. Заявления Силуанова говорят о том, что в правительстве это понимают. Вопрос в политической воле. Надежду вселяет и тот факт, что никто уже не вспоминает про рост производительности труда в полтора раза за шесть лет, как обещали в 2012 году. Это позволяет надеяться, что в этот раз обойдется без нереальных целей. Теперь на повестке — рост на 5% в год.