Бедность не порок - «Бизнес»
WifKinson 27-ноя, 08:00 1 461На сей раз с инициативой выступил член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. Он предложил принять поправку к Налоговому кодексу с тем, чтобы граждане, официально нигде не работающие, сами платили бы за себя социальные взносы. А если не будут платить, то должны понести ответственность как неплательщики налогов со всеми вытекающими последствиями. В принципе, такое предложение можно считать дополнением к недавно одобренному Думой закону о налогообложении самозанятых. С той разницей, что тот закон пока будет работать в порядке эксперимента лишь в четырех регионах страны, а вот самостоятельную уплату социальных платежей предлагается распространить на всю страну.
В целом, это можно считать «налогом на тунеядство». И мысль ввести такой налог посещает законодателей и некоторых чиновников уже не в первый раз.
Идея эта активно обсуждалась два года назад, когда ее высказала тогдашний вице-премьер Ольга Голодец. Обосновывали тем, что за официально нигде не работающих (тогда Минтруд оценивал их количество в 15 млн, сейчас депутат Вострецов — в 18 млн) взносы в ОМС платят из региональных бюджетов. Общий «убыток» для которых оценивался в 500 млрд рублей. Соответственно, возникла креативная идея собрать с «неработающих» примерно по 18 тысяч, а кто не будет платить — тому отказать в медобслуживании, кроме экстренной помощи. Почему-то фискальный раж тогда помешал осознанию довольно простой мысли о том, что многие — а точно ведь неизвестно сколько именно – из «неработающих официально» могут быть либо действительно неработающими, либо перебиваться случайными и мелкими заработками. Многие из этих людей могут быть на грани нищеты.
Тогда сработала, впрочем, не жалость к нищим и не осознание того, что невеликие доходы от таких поборов могут быть сильно «перекрыты» ростом социального недовольства. Помог «батька» Лукашенко. В Белоруссии действительно ввели «налог на тунеядцев». В результате политически смирные до той поры белорусы вышли на массовые акции протеста, власти испугались и налог, по сути, свернули. Наши власти тогда решили по белорусским граблям не ходить. И правильно. Но теперь опять возвращаются к этой же, по сути, мысли. Очень деньги нужны.
Возвращаются к мысли о том, чтобы бедных (а вряд ли среди самозанятых и тем более действительно нигде не работающих регулярно есть много подпольных миллионеров) сделать еще беднее. Притом заведомо ясно, что много с этих людей все равно не соберешь. Это называется скрести по сусекам. Из той же области — рекомендация центра регионам вводить повсеместно платную парковку. Чтоб как в Москве, притом что платежеспособность москвичей и жителей провинциальных городов сильно разнится. Все какая-никакая денежка.
Или другая недавняя инициатива — списывать штрафы (пока мелкие) чуть ли не автоматически с банковских счетов граждан. Так дойдет и до того, чтобы штрафы вообще начать списывать авансом, рано или поздно все равно ведь что-нибудь нарушишь. Бизнес же платит налог с прибыли авансом — и ничего, такая по мировым меркам сущая экзотика уже давно никого не смущает.
Понятно, что деньги ищутся не просто так — все-таки социальное государство, коим себя декларирует Россия, должно повышать уровень жизни тех, кому непросто. Пенсионерам в следующем году обещали накинуть тысячу. Негусто, но деньги на это нужны. Есть еще повышение пособия по безработице на 2019 год. Так, минимальный его размер планируется повысить до 1500 руб. (сейчас 850 рублей), а максимальный – до 8000 руб. (сейчас 4900 руб.). А для лиц предпенсионного возраста максимальная величина пособия по безработице будет установлена в размере 11 280 руб. (оставим за скобками, как можно получить такую сумму). Кого, спрашивается, «спасут» дополнительные 750 рублей в месяц? Разгонят ли они потребительский спрос, падающий уже не первый год, давая импульс развитию экономики? Риторические вопросы. Потребительский спрос у нас вообще не считается движителем экономики. Мы все больше мечтаем о мега-проектах. С мега-распилами и мега-откатами.
Идем дальше. От стариков — к детям. Вроде обещают увеличить пособия и там. Но только непонятно, какие и на сколько (индексация предстоит лишь в феврале 2019 года). Во всяком случае, пока единовременное пособие при рождении ребенка сохранится на уровне «сумасшедших» 16 759,09 руб. Но это средняя величина. Реальные выплаты (рассчитываются исходя из средней зарплаты за два года) составляют от 3 200 и до 24 000 рублей. Чай мы не богатый нефтедобывающих эмират, где такие пособия составляют до 20 тыс. долларов.
Пособие с полутора до трех лет составляет аж 50 рублей. Это в месяц. Еще есть дотации для совсем бедных. Целых 300 руб. Тоже в месяц, пусть ни в чем себе не отказывают. Чуть получше будет семьям с более чем двумя детьми, но не кардинально. Это, на минуточку, в государстве, в Конституции которого написано, что оно — социальное.
При этом федеральный бюджет страны в этом году чуть не «припух» от незапланированного профицита. По сравнению с оценками начала года он увеличился в 4,4 раза и может достигнуть 2,14 трлн рублей. Вместо ранее прогнозировавшихся 481 млрд. Почему чуточку этих денег не потратить на социальные программы, ведь они оттуда перетекут на рынок, стимулируя развитие экономики? В свое время даже 5-тысячная единоразовая доплата пенсионерам имела именно такой эффект. Однако расходы бюджета Минфин предлагает оставить практически прежними на уровне 16,8 трлн руб. вместо 16,59 трлн руб. Практически все предложения в Думе при обсуждении проекта бюджета на следующий год относительно повышения тех или иных социальных выплат были чохом отвергнуты думским большинством. Мол, все равно это «копейки». На что мы копим всей страной этих деньги, выискивая уже совершенно экзотические формы все новых и новых поборов? Которые тоже «копейки», если вдуматься, но ими почему-то не брезгуют.
Депутаты и исполнительная власть не перестают креативить на тему, откуда бы еще взять деньги. Новые идеи появляются буквально каждый день. Правда, для помощи пенсионерам, бедным и детям зачастую предлагаются поборы с других — не самых богатых — граждан. Может дойти до тех, кого не видит глаз чиновника — трудоспособных, но безработных. Проще говоря — тунеядцев.На сей раз с инициативой выступил член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. Он предложил принять поправку к Налоговому кодексу с тем, чтобы граждане, официально нигде не работающие, сами платили бы за себя социальные взносы. А если не будут платить, то должны понести ответственность как неплательщики налогов со всеми вытекающими последствиями. В принципе, такое предложение можно считать дополнением к недавно одобренному Думой закону о налогообложении самозанятых. С той разницей, что тот закон пока будет работать в порядке эксперимента лишь в четырех регионах страны, а вот самостоятельную уплату социальных платежей предлагается распространить на всю страну. В целом, это можно считать «налогом на тунеядство». И мысль ввести такой налог посещает законодателей и некоторых чиновников уже не в первый раз. Идея эта активно обсуждалась два года назад, когда ее высказала тогдашний вице-премьер Ольга Голодец. Обосновывали тем, что за официально нигде не работающих (тогда Минтруд оценивал их количество в 15 млн, сейчас депутат Вострецов — в 18 млн) взносы в ОМС платят из региональных бюджетов. Общий «убыток» для которых оценивался в 500 млрд рублей. Соответственно, возникла креативная идея собрать с «неработающих» примерно по 18 тысяч, а кто не будет платить — тому отказать в медобслуживании, кроме экстренной помощи. Почему-то фискальный раж тогда помешал осознанию довольно простой мысли о том, что многие — а точно ведь неизвестно сколько именно – из «неработающих официально» могут быть либо действительно неработающими, либо перебиваться случайными и мелкими заработками. Многие из этих людей могут быть на грани нищеты. Тогда сработала, впрочем, не жалость к нищим и не осознание того, что невеликие доходы от таких поборов могут быть сильно «перекрыты» ростом социального недовольства. Помог «батька» Лукашенко. В Белоруссии действительно ввели «налог на тунеядцев». В результате политически смирные до той поры белорусы вышли на массовые акции протеста, власти испугались и налог, по сути, свернули. Наши власти тогда решили по белорусским граблям не ходить. И правильно. Но теперь опять возвращаются к этой же, по сути, мысли. Очень деньги нужны. Возвращаются к мысли о том, чтобы бедных (а вряд ли среди самозанятых и тем более действительно нигде не работающих регулярно есть много подпольных миллионеров) сделать еще беднее. Притом заведомо ясно, что много с этих людей все равно не соберешь. Это называется скрести по сусекам. Из той же области — рекомендация центра регионам вводить повсеместно платную парковку. Чтоб как в Москве, притом что платежеспособность москвичей и жителей провинциальных городов сильно разнится. Все какая-никакая денежка. Или другая недавняя инициатива — списывать штрафы (пока мелкие) чуть ли не автоматически с банковских счетов граждан. Так дойдет и до того, чтобы штрафы вообще начать списывать авансом, рано или поздно все равно ведь что-нибудь нарушишь. Бизнес же платит налог с прибыли авансом — и ничего, такая по мировым меркам сущая экзотика уже давно никого не смущает. Понятно, что деньги ищутся не просто так — все-таки социальное государство, коим себя декларирует Россия, должно повышать уровень жизни тех, кому непросто. Пенсионерам в следующем году обещали накинуть тысячу. Негусто, но деньги на это нужны. Есть еще повышение пособия по безработице на 2019 год. Так, минимальный его размер планируется повысить до 1500 руб. (сейчас 850 рублей), а максимальный – до 8000 руб. (сейчас 4900 руб.). А для лиц предпенсионного возраста максимальная величина пособия по безработице будет установлена в размере 11 280 руб. (оставим за скобками, как можно получить такую сумму). Кого, спрашивается, «спасут» дополнительные 750 рублей в месяц? Разгонят ли они потребительский спрос, падающий уже не первый год, давая импульс развитию экономики? Риторические вопросы. Потребительский спрос у нас вообще не считается движителем экономики. Мы все больше мечтаем о мега-проектах. С мега-распилами и мега-откатами. Идем дальше. От стариков — к детям. Вроде обещают увеличить пособия и там. Но только непонятно, какие и на сколько (индексация предстоит лишь в феврале 2019 года). Во всяком случае, пока единовременное пособие при рождении ребенка сохранится на уровне «сумасшедших» 16 759,09 руб. Но это средняя величина. Реальные выплаты (рассчитываются исходя из средней зарплаты за два года) составляют от 3 200 и до 24 000 рублей. Чай мы не богатый нефтедобывающих эмират, где такие пособия составляют до 20 тыс. долларов. Пособие с полутора до трех лет составляет аж 50 рублей. Это в месяц. Еще есть дотации для совсем бедных. Целых 300 руб. Тоже в месяц, пусть ни в чем себе не отказывают. Чуть получше будет семьям с более чем двумя детьми, но не кардинально. Это, на минуточку, в государстве, в Конституции которого написано, что оно — социальное. При этом федеральный бюджет страны в этом году чуть не «припух» от незапланированного профицита. По сравнению с оценками начала года он увеличился в 4,4 раза и может достигнуть 2,14 трлн рублей. Вместо ранее прогнозировавшихся 481 млрд. Почему чуточку этих денег не потратить на социальные программы, ведь они оттуда перетекут на рынок, стимулируя развитие экономики? В свое время даже 5-тысячная единоразовая доплата пенсионерам имела именно такой эффект. Однако расходы бюджета Минфин предлагает оставить практически прежними на уровне 16,8 трлн руб. вместо 16,59 трлн руб. Практически все предложения в Думе при обсуждении проекта бюджета на следующий год относительно повышения тех или иных социальных выплат были чохом отвергнуты думским большинством. Мол, все равно это «копейки». На что мы копим всей страной этих деньги, выискивая уже совершенно экзотические формы все новых и новых поборов? Которые тоже «копейки», если вдуматься, но ими почему-то не брезгуют.