На что готова Украина ради займа - «Бизнес»
Ульян 17-окт, 08:02 1 342До конца октября украинские власти надеются выйти на подписание с Международным валютным фондом (МВФ) новой программы заимствований stаnd-by.
«Программу планируется подписать в октябре — есть такое политическое решение. Идеально было бы до 18 октября, но вряд ли уже успеем», — сказал агентству «Українські Новини» источник, знакомый с ходом переговоров.
Миссия МВФ работала на Украине с 6 по 19 сентября. Тогда планировалось, что эксперты фонда и правительство Украины согласуют программу выделения очередных траншей кредита в объеме $1,9 млрд. Миссия отбыла ни с чем, договорившись лишь о продолжении переговоров. Официальной информации о том, чем закончились переговоры, до сих пор нет.
Но, по информации агентства, официальный Киев принял политическое решение: во что бы то ни стало завершить подписание программы с МВФ до конца текущего месяца.
Сделать это будет сложно. Основные условия для выделения кредита: повышение цены на газ, минимальный дефицит госбюджета и реальная борьба с коррупцией.
Долги переключат на население
МВФ требует поднять цены на газ на 23,5% до конца этого года. Эти 23,5% означают, что цена газа для населения будет около 8,5 тыс. гривен за тысячу кубометров — тот размер, который позволит поднять тарифы без увеличения субсидий, заложенных в госбюджет.
Следующее повышение цен на газ — до уровня 80% импортного паритета — нужно будет ввести с 1 мая 2019 года, а с 1 января 2020 года цена на газ должна сравняться с импортной.
В противном случае Украина не сможет обслуживать долг, считают в МВФ. Причина очевидна – украинская экономика растет, но ее рост, скорее всего, замедляется.
В октябрьском обзоре мировой экономики МВФ снизил оценку роста ВВП Украины в 2019 году с прогнозировавшихся в апреле 3,3% до 2,7%. Кроме того, фонд ухудшил прогноз роста на 2020 год с 4% до 3,4%, в то же время улучшил на доли процента прогноз на текущий год — с 3,2% до 3,5%.
Еще одним проблемным вопросом, препятствующим выдаче кредита, является сохранение согласованных параметров украинского госбюджета. Эксперты фонда требуют, чтобы дефицит бюджета не превышал 2,3%.
Оба этих требования крайне болезненны в преддверии президентских выборов, которые запланированы на март следующего года.
Имитация борьбы с коррупцией
Наконец, МВФ настаивает на усилении борьбы с коррупцией. Антикоррупционный пакет мер все тот же, невыполненный ранее. МВФ, например, хочет видеть результат по подготовке к началу работы Высшего антикоррупционного суда. Сейчас стадия самая начальная – идет конкурс судей на вакантные места. К концу сентября конкурс составил уже почти 10 человек на место — 342 заявки на 35 мест.
Не исключено, что МВФ может сократить размер транша с обещанных $1,9 млрд до $1 млрд, если Украина не сможет взять на себя выполнение всех обязательств.
Международные резервы Украины составляют $16,6 млрд — это соответствует 2,8 месяца размера импорта и это уже ниже критического уровня — 3 месяца.
Чем закончатся переговоры с МВФ, ждет и Еврокомиссия. Причем требования ЕК и МВФ во многом схожи. В конце прошлого года ЕК отложила выделение Украине очередного транша финансовой помощи в €600 млн. Киев должен был ускорить реформы и выполнить аналогичные обязательства по борьбе с коррупцией. Если Украина и дальше будет только имитировать эту борьбу, то президент страны Петр Порошенко может забыть о европейском финансировании, давали понять еврочиновники.
В 2015 году Брюссель одобрил выделение €1,8 млрд Украине. Первый транш в €600 млн Киев получил в тот же год. Второй на такую же сумму – в 2016 году. Однако с третьим траншем возникли проблемы, которые не решены до сих пор.
В требованиях ЕК отмечается также, что Украина должна повысить прозрачность управления государственными финансами, проводить судебную и административную реформу, реформировать энергетический сектор, улучшить бизнес-среду и укрепить систему социальной защиты.
Однако четыре условия, необходимые для выделения финпомощи, остаются не реализованными. Какие именно условия не выполнил Киев, в заявлении Еврокомиссии не уточнялось. Но в конце ноября посол Евросоюза на Украине Хьюг Мингарелли публично раскритиковал президента Порошенко за бездеятельность. Мингарелли заявил, что киевская власть должна бороться с коррупцией, а не имитировать ее.
Если третий транш все-таки будет выдан, то макрофинансовая помощь, предоставленная ЕС Украине с 2014 года, достигнет €2,81 млрд. «Это самая большая макрофинансовая помощь, которую Евросоюз предоставлял какой-либо стране, не входящей в ЕС», — отмечали в ЕК.
Если Украина продемонстрирует прогресс по реформам, то общий пакет помощи могут увеличить до 12,8 млрд евро.
До конца октября Украина ждет от МВФ решения по поводу выделения очередного транша. Фонд даст $1,9 млрд, если Украина найдет, чем отдавать. Например, за счет роста тарифов на газ для населения и снижения коррупционной нагрузки на бизнес. Выполнить требования фонда трудно. Однако у Украины нет выбора: в противном случае страну ждет банкротство.До конца октября украинские власти надеются выйти на подписание с Международным валютным фондом (МВФ) новой программы заимствований stаnd-by. «Программу планируется подписать в октябре — есть такое политическое решение. Идеально было бы до 18 октября, но вряд ли уже успеем», — сказал агентству «Українські Новини» источник, знакомый с ходом переговоров. Миссия МВФ работала на Украине с 6 по 19 сентября. Тогда планировалось, что эксперты фонда и правительство Украины согласуют программу выделения очередных траншей кредита в объеме $1,9 млрд. Миссия отбыла ни с чем, договорившись лишь о продолжении переговоров. Официальной информации о том, чем закончились переговоры, до сих пор нет. Но, по информации агентства, официальный Киев принял политическое решение: во что бы то ни стало завершить подписание программы с МВФ до конца текущего месяца. Сделать это будет сложно. Основные условия для выделения кредита: повышение цены на газ, минимальный дефицит госбюджета и реальная борьба с коррупцией. Долги переключат на население МВФ требует поднять цены на газ на 23,5% до конца этого года. Эти 23,5% означают, что цена газа для населения будет около 8,5 тыс. гривен за тысячу кубометров — тот размер, который позволит поднять тарифы без увеличения субсидий, заложенных в госбюджет. Следующее повышение цен на газ — до уровня 80% импортного паритета — нужно будет ввести с 1 мая 2019 года, а с 1 января 2020 года цена на газ должна сравняться с импортной. В противном случае Украина не сможет обслуживать долг, считают в МВФ. Причина очевидна – украинская экономика растет, но ее рост, скорее всего, замедляется. В октябрьском обзоре мировой экономики МВФ снизил оценку роста ВВП Украины в 2019 году с прогнозировавшихся в апреле 3,3% до 2,7%. Кроме того, фонд ухудшил прогноз роста на 2020 год с 4% до 3,4%, в то же время улучшил на доли процента прогноз на текущий год — с 3,2% до 3,5%. Еще одним проблемным вопросом, препятствующим выдаче кредита, является сохранение согласованных параметров украинского госбюджета. Эксперты фонда требуют, чтобы дефицит бюджета не превышал 2,3%. Оба этих требования крайне болезненны в преддверии президентских выборов, которые запланированы на март следующего года. Имитация борьбы с коррупцией Наконец, МВФ настаивает на усилении борьбы с коррупцией. Антикоррупционный пакет мер все тот же, невыполненный ранее. МВФ, например, хочет видеть результат по подготовке к началу работы Высшего антикоррупционного суда. Сейчас стадия самая начальная – идет конкурс судей на вакантные места. К концу сентября конкурс составил уже почти 10 человек на место — 342 заявки на 35 мест. Не исключено, что МВФ может сократить размер транша с обещанных $1,9 млрд до $1 млрд, если Украина не сможет взять на себя выполнение всех обязательств. Международные резервы Украины составляют $16,6 млрд — это соответствует 2,8 месяца размера импорта и это уже ниже критического уровня — 3 месяца. Чем закончатся переговоры с МВФ, ждет и Еврокомиссия. Причем требования ЕК и МВФ во многом схожи. В конце прошлого года ЕК отложила выделение Украине очередного транша финансовой помощи в €600 млн. Киев должен был ускорить реформы и выполнить аналогичные обязательства по борьбе с коррупцией. Если Украина и дальше будет только имитировать эту борьбу, то президент страны Петр Порошенко может забыть о европейском финансировании, давали понять еврочиновники. В 2015 году Брюссель одобрил выделение €1,8 млрд Украине. Первый транш в €600 млн Киев получил в тот же год. Второй на такую же сумму – в 2016 году. Однако с третьим траншем возникли проблемы, которые не решены до сих пор. В требованиях ЕК отмечается также, что Украина должна повысить прозрачность управления государственными финансами, проводить судебную и административную реформу, реформировать энергетический сектор, улучшить бизнес-среду и укрепить систему социальной защиты. Однако четыре условия, необходимые для выделения финпомощи, остаются не реализованными. Какие именно условия не выполнил Киев, в заявлении Еврокомиссии не уточнялось. Но в конце ноября посол Евросоюза на Украине Хьюг Мингарелли публично раскритиковал президента Порошенко за бездеятельность. Мингарелли заявил, что киевская власть должна бороться с коррупцией, а не имитировать ее. Если третий транш все-таки будет выдан, то макрофинансовая помощь, предоставленная ЕС Украине с 2014 года, достигнет €2,81 млрд. «Это самая большая макрофинансовая помощь, которую Евросоюз предоставлял какой-либо стране, не входящей в ЕС», — отмечали в ЕК. Если Украина продемонстрирует прогресс по реформам, то общий пакет помощи могут увеличить до 12,8 млрд евро.