Пиши расписку - «Бизнес»
Miller 31-май, 17:00 1 581Вы пришли в любимый ресторан, отлично провели время, а когда пришло время оплачивать счет, то с удивлением узнали, что из-за «небольших технических проблем» безналичный расчет невозможен. Вроде бы ничего криминального, но только не в том случае, когда в кошельке пусто, а до ближайшего банкомата нужно добираться чуть ли не на перекладных. Как действовать в этой ситуации и можно ли пожаловаться на сотрудников заведения, которые преподнесли вам такой «чудесный сюрприз», рассказывает судебный юрист Денис Ульянов.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Можно ли не оплачивать счет, если вас заранее не предупредили о технических неполадках и невозможности расплатиться картой?
Денис Ульянов: Естественно, нет. В законодательстве четко прописано: получив любую услугу, вы обязаны ее оплатить. Просто способ оплаты всегда лучше уточнить заранее, поскольку часто бывают ситуации, когда, например, что-то сломалось, либо безналичный расчет вообще не предусмотрен в заведении, если это какое-то маленькое кафе.
Исходя из постулата о том, что вы обязаны оплатить услугу, вы можете либо пойти искать банкомат, чтобы снять наличные, либо оставить расписку, в которой укажете, сколько именно денег, за какую конкретно услугу и в какой срок обязуетесь вернуть. Это полноценный документ, который может выручить в такой ситуации, но, естественно, по договорённости с представителем кафе.
— Правильно ли я понимаю, что мы не можем никуда пожаловаться на ресторан, который поставил нас в подобную неудобную ситуацию?
— Жаловаться можно в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Однако, скорее всего, там просто сделают звоночек в этот ресторан и порекомендуют предупреждать посетителей о временно неработающем терминале. Вот если в заведении вообще не работает касса, по закону оно должно закрыться. Это серьезная проблема, которая, конечно, не идет ни в какое сравнение с неработающим терминалом.
— Получается, что никаких серьёзных санкций к заведению не применят?
— Абсолютно верно, поскольку это разовый случай. Если там вообще не принимают карты, хотя обязаны это делать, то это серьезное нарушение.
— Предположим, что это не разовый случай, а система, во многих заведениях терминалы стабильно не работают в выходные, когда самый большой поток клиентов. Что тогда делать?
— Ничего удивительного в этом нет. В России банки берут за транзакции от 1,5 до 3%, в то время как в Европе эта цифра в десять раз меньше. Конечно, если поломанный терминал — это обычная фикция, то действия продавца противозаконны. Вы опять же можете пожаловаться в Роспотребнадзор, но при этом у вас должно быть подтверждение того, что заведение систематически нарушает закон.
— Часто в ситуации с «неработающим терминалом» сотрудники предлагают клиенту воспользоваться банкоматом, который находится недалеко, но если у вас карта другого банка, то с вас снимут комиссию. Можно ли попросить ресторан возместить данные потери?
— Увы, нет. Что такое комиссия? Это плата за услугу, которую вам оказывает сторонний банк, производя для вас транзакцию со счета вашего банка. И уже ваше личное дело, будете ли вы искать подходящий банкомат, в котором сможете снять деньги без комиссии, либо используете терминал поблизости.
— Еще один способ решить проблему — это сделать перевод через «Сбербанк-online», при этом вам, естественно, не дают чек. Законно ли это?
— По большому счету это незаконно, поскольку у вас обязательно должен быть подтверждающий документ. Но на практике подобные вещи происходят с завидной регулярностью.
— Какие риски могут возникнуть в данном случае?
— Клиент оказывается в невыгодной для себя ситуации, ведь всегда можно сказать, что он не оплатил услугу. Но я ни разу не сталкивался с подобными вещами, более того, сам лично соглашался на online-переводы, например, при оплате такси. В данном случае вы всегда действуете на свой страх и риск. Более того, если речь идет не о ресторане, а, допустим, о магазине, и товар окажется некачественным, вы не сможете доказать, что купили его именно у этого продавца. Закон говорит, что наличие гарантийного талона и кассового чека обязательно, но никто не отменял обязанность потребителя подтвердить тот факт, что он приобретал товар в конкретном магазине.
— Получается, что в ситуации с неработающим терминалом мы никак не защищены и вся ответственность ложится на плечи клиента?
— Я бы так не сказал. Просто есть такое понятие, как «должная осмотрительность». Когда я прихожу в какое-то заведение, то уже на автомате до начала обслуживания задаю вопрос: «Принимаете ли вы карты?» Не нужно рассчитывать на то, что кто-то будет думать за вас.
Что делать, если вы узнаете о невозможности оплатить счет картой постфактум, и почему подобные проблемы чаще всего возникают у разных заведений именно на выходных, рассказывает судебный юрист Денис Ульянов.Вы пришли в любимый ресторан, отлично провели время, а когда пришло время оплачивать счет, то с удивлением узнали, что из-за «небольших технических проблем» безналичный расчет невозможен. Вроде бы ничего криминального, но только не в том случае, когда в кошельке пусто, а до ближайшего банкомата нужно добираться чуть ли не на перекладных. Как действовать в этой ситуации и можно ли пожаловаться на сотрудников заведения, которые преподнесли вам такой «чудесный сюрприз», рассказывает судебный юрист Денис Ульянов. Наталья Кожина, АиФ.ru: Можно ли не оплачивать счет, если вас заранее не предупредили о технических неполадках и невозможности расплатиться картой? Денис Ульянов: Естественно, нет. В законодательстве четко прописано: получив любую услугу, вы обязаны ее оплатить. Просто способ оплаты всегда лучше уточнить заранее, поскольку часто бывают ситуации, когда, например, что-то сломалось, либо безналичный расчет вообще не предусмотрен в заведении, если это какое-то маленькое кафе. Исходя из постулата о том, что вы обязаны оплатить услугу, вы можете либо пойти искать банкомат, чтобы снять наличные, либо оставить расписку, в которой укажете, сколько именно денег, за какую конкретно услугу и в какой срок обязуетесь вернуть. Это полноценный документ, который может выручить в такой ситуации, но, естественно, по договорённости с представителем кафе. — Правильно ли я понимаю, что мы не можем никуда пожаловаться на ресторан, который поставил нас в подобную неудобную ситуацию? — Жаловаться можно в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Однако, скорее всего, там просто сделают звоночек в этот ресторан и порекомендуют предупреждать посетителей о временно неработающем терминале. Вот если в заведении вообще не работает касса, по закону оно должно закрыться. Это серьезная проблема, которая, конечно, не идет ни в какое сравнение с неработающим терминалом. — Получается, что никаких серьёзных санкций к заведению не применят? — Абсолютно верно, поскольку это разовый случай. Если там вообще не принимают карты, хотя обязаны это делать, то это серьезное нарушение. — Предположим, что это не разовый случай, а система, во многих заведениях терминалы стабильно не работают в выходные, когда самый большой поток клиентов. Что тогда делать? — Ничего удивительного в этом нет. В России банки берут за транзакции от 1,5 до 3%, в то время как в Европе эта цифра в десять раз меньше. Конечно, если поломанный терминал — это обычная фикция, то действия продавца противозаконны. Вы опять же можете пожаловаться в Роспотребнадзор, но при этом у вас должно быть подтверждение того, что заведение систематически нарушает закон. — Часто в ситуации с «неработающим терминалом» сотрудники предлагают клиенту воспользоваться банкоматом, который находится недалеко, но если у вас карта другого банка, то с вас снимут комиссию. Можно ли попросить ресторан возместить данные потери? — Увы, нет. Что такое комиссия? Это плата за услугу, которую вам оказывает сторонний банк, производя для вас транзакцию со счета вашего банка. И уже ваше личное дело, будете ли вы искать подходящий банкомат, в котором сможете снять деньги без комиссии, либо используете терминал поблизости. — Еще один способ решить проблему — это сделать перевод через «Сбербанк-online», при этом вам, естественно, не дают чек. Законно ли это? — По большому счету это незаконно, поскольку у вас обязательно должен быть подтверждающий документ. Но на практике подобные вещи происходят с завидной регулярностью. — Какие риски могут возникнуть в данном случае? — Клиент оказывается в невыгодной для себя ситуации, ведь всегда можно сказать, что он не оплатил услугу. Но я ни разу не сталкивался с подобными вещами, более того, сам лично соглашался на online-переводы, например, при оплате такси. В данном случае вы всегда действуете на свой страх и риск. Более того, если речь идет не о ресторане, а, допустим, о магазине, и товар окажется некачественным, вы не сможете доказать, что купили его именно у этого продавца. Закон говорит, что наличие гарантийного талона и кассового чека обязательно, но никто не отменял обязанность потребителя подтвердить тот факт, что он приобретал товар в конкретном магазине. — Получается, что в ситуации с неработающим терминалом мы никак не защищены и вся ответственность ложится на плечи клиента? — Я бы так не сказал. Просто есть такое понятие, как «должная осмотрительность». Когда я прихожу в какое-то заведение, то уже на автомате до начала обслуживания задаю вопрос: «Принимаете ли вы карты?» Не нужно рассчитывать на то, что кто-то будет думать за вас.