Как развить творческие способности
Jones 14-ноя, 00:01 1 213Творческая способность — в определенном смысле тоже мышца. Вместе с книгой «Гибкий ум» разбираемся, как знание законов работы мозга помогает стать творческим человеком, почему дети замечают в окружающем мире то, что взрослые уже не видят, чем творчеству мешает «репродуктивное мышление» и как его поддерживает «триединый мозг».
«Собака, облако, вода и дверь. Найдите критерий, по которому одно из четырех слов станет лишним», — одно из заданий для разогрева мозга, которое приводит Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум». Современное общество «кишит» разнообразными стереотипами, утверждая, что все люди делятся на творческих и совершенно не приспособленных к творчеству, право– и левополушарных, способных производить тысячи гениальных идей в определенный промежуток времени и прирожденных только их исполнять согласно инструкции.
Как развить свои творческие способности
Молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель Эстанислао Бахрах неголословно опровергает практически всё из вышеперечисленного, подтверждая свои суждения результатами исследований.
Главный тезис книги можно свести к следующему: быть творческим человеком — это свободный выбор каждого и тяжелый труд по развитию и поддержанию этого навыка на протяжении всей жизни. Все изначально рождаются с одинаковыми задатками и творческим потенциалом, но опять же все по-разному распоряжаются своим генетическим наследием.
Способности можно развивать!
Наши творческие способности – прямое отражение того процесса, который происходит в нашем «бортовом компьютере» – мозге. По мнению Бахраха, мы можем развивать свое творческое начало, только если мы четко понимаем, как он (мозг) функционирует, что происходит с нами в разные периоды жизни, как отражаются на нейронных связях наши эмоциональные состояния и, наоборот, как нейронные связи порождают эмоции, как по-разному на одинаковые ситуации реагируют мужчины и женщины.
Применение современных технологий позволило нейронауке за последние десятилетия достичь настоящих прорывов, позволяя практически «фотографировать» разные состояния мозга и объяснять далеко не научными терминами, как эти состояния влияют на нашу повседневную жизнь.
Эстанислао приводит в пример детей до 6 лет и их способ исследования мира, пытаясь доказать, что все рождаются с творческими способностями. Дети отмечают в окружающем мире то, что не сразу может увидеть взрослый человек, дети пробуют соединить на первый взгляд совершенно не связанные вещи.
«Впоследствии под влиянием школы и общества мы перестаем использовать эти нейронные сети, сконцентрировавшись на логике и анализе, которые становятся основными моделями мышления».
Исследование пространства — с одной стороны, это детская характеристика, с другой стороны, это именно то, что отличает творческих людей. Художники, исследователи, изобретатели проверяют мир и его компоненты на верность, прочность, работоспособность, полезность, и в этой проверке рождаются инновационные идеи, которые украшают и значительно облегчают нам жизнь.
Творческая способность — это тоже в определенном смысле мышца. Если вы готовитесь пробежать марафон, то, безусловно, важным компонентом вашей жизни становится работа над состоянием своего тела: вы регулируете режим сна и отдыха, структуру питания и, конечно, тренируетесь, чтобы не сойти с дистанции на первом километре. Развитие творческих способностей и изучение мозга — это такой же марафон, только длиной в жизнь.
Бахрах пишет:
«Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто».
Ура! Как только вы позволите ограничениям, возведенным социумом или вами самими, пасть, и почувствуете себя снова детьми, вы сможете начать тренировать свою творческую мышцу, независимо от возраста.
Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе
Основная проблема, из-за которой многие люди считают себя нетворческими или не могут предложить радикально новые идеи, по мнению Эстанислао Бахраха, заключается в том, что наше мышление можно назвать «репродуктивным», то есть при попытке найти ответ на вопрос, мы обращаемся к своему прошлому опыту, к тому, что, так или иначе, имело к нам отношение. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые в значительной степени упрощают нам жизнь.
«Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные».
Творчество начинается в тот момент, когда мы пытаемся решить задачу, не вооружившись опытом прошлого, а начинаем с чистого листа: пытаясь понять, например, сколько существует точек зрения на поставленный вопрос.
Если же нам дадут задачу соединить два совершенно не связанных между собой предмета, для большинства из нас эти два предмета так и останутся двумя разными объектами, даже если мы и сможем найти ассоциацию, которая бы их объединяла. Для творческого человека работает правило: «один плюс один равно один». Автор приводит простую и очень понятную аналогию с водой: если одна капля соединится с другой, то получится… одна капля, а не две отдельные!
Мы и наш мозг
Все-таки немного о том, что нужно понимать про мозг, чтобы уметь найти к нему подход.
Во второй главе книги Бахрах пишет:
«На самом деле, у нас три мозга. Можно сказать, сильно упрощая, что в ходе эволюции, перед тем как стать приматами, мы были простыми млекопитающими, а до этого — рептилиями. У нас до сих пор мозг «ящерицы-белки-обезьяны», определяющий поведение. Его называют «триединым мозгом» – это одна из множества моделей, с помощью которых ученые описывают иерархию структур мозга».
Самой «старой» области – рептильному мозгу – более 500 млн. лет, и она отвечает за все базовые функции нашего организма: дыхание, пробуждение, сон, сердечный ритм. Лимбическая система моложе, ей около 200 млн. лет. Она отвечает больше за животные реакции: спасительные решения бежать или ударить в экстремальной ситуации, а также такие базовые функции, как размножение и питание. Кстати, именно в лимбической системе расположены загадочные амигдала, гиппокамп и таламус.
Амигдала ответственна за формирование эмоций и появление воспоминаний, с ними связанных, именно она заставляет нас чувствовать досаду, страх и удовольствие. Гиппокамп участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную. Таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга.
Самая молодая (всего 100 тыс.лет) и самая человеческая часть — кора головного мозга — специализируется на зрении, языке, памяти и всех функциях, связанных с принятием решений.
Долгое время было принято считать, что человек — рациональное существо (кора головного мозга) с чувствами (лимбическая система). Но, как утверждает Эстанислао Бахрах, сегодня ученые сходятся во мнении, что у эмоций значительно больше власти над разумом, поэтому многие вещи мы делаем неосознанно, под влиянием инстинктов или воспоминаний.
Знание этих особенностей нашего мозга, понимание важности неосознаваемого восприятия могут стать той основой, на которой рождается творчество.
Слепое пятно эксперта
Эстанислао разделяет типовой творческий процесс на пять этапов:
Подготовка: по сути, постановка творческой задачи;
Обдумывание: идеи в этот момент роятся на бессознательном уровне и появляются необычные связи;
Озарение, или «Эврика!»;
Оценка и принятие решения о ценности идеи;
Разработка: один из самых сложных этапов, так как требует не полета фантазии, а усидчивости и терпения, чтобы превратить эскизы правого полушария в законченную картину.
Последовательность и количество этапов не стоит воспринимать буквально: творческий процесс, как правило, тернист и извилист, с огромным количеством тупиков, в которых оказывается человек. Однако эта простая схема позволяет найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации и либо отказаться от своей идеи, либо увидеть, где была допущена ошибка и как ее можно исправить — так называемое «слепое пятно эксперта».
В качестве примера автор приводит свою личную историю творческого кризиса в исследовании страшного генетического заболевания — мышечной дистрофии Дюшена. Накопленные данные и результаты экспериментов не давали возможность сделать выводы и продвинуться в исследовании. Консультации с гуру в области медицины тоже не принесли свои плоды.
Тогда известный ученый предложил Эстанислао творческий выход из ситуации: представить результаты своих исследований перед уборщицами Гарвардской медицинской школы, которые говорили на испанском языке так же, как и Бахрах. Несмотря на некоторую абсурдность решения (представить решение вопроса непрофессионалам в этой области), результаты были положительные: аудитория начала задавать простые, но важные вопросы, которые позволили автору вернуться к началу эксперимента и понять, что были допущены технические ошибки, которые и не позволяли сделать обобщающие выводы.
Зажечь новые фонари. Создавать — значит исследовать возможности!
В книге приведено огромное количество задач и техник, которые позволяют создать комфортные условия для появления творческой искры у каждого человека. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве управленческих подходов к работе с командой. Как разогреть свой мозг, как увидеть новое в давно примелькавшемся окружении, как предложить по-настоящему стоящие решения, как управлять своими эмоциями и уйти от примитивных реакций? Эстанислао Бахрах дает один ответ — «Тренироваться» — и десятки способов, как это можно делать!
В качестве заключения несколько вдохновляющих советов для тех, кто хочет разжечь жерло творческого вулкана:
Создайте условия для вдохновения. Тот, кто заботится об особом пространстве для души и творчества, может в любой момент получить необходимые результаты, а не ждать «музы».
Взрастите собственное любопытство. Задавайте вопросы (даже, на ваш взгляд, глупые, наивные, простые), исследуйте известные предметы и явления.
Тренируйтесь каждый день и каждый свободный момент. Почувствуйте себя Томасом Эдисоном и изобретайте, несмотря ни на что.
Записывайте все идеи, которые приходят к вам в голову, но структурируйте их по направлениям, так, чтобы в дальнейшем с ними можно было работать. Списки позволяют мышлению стать более свободным (количество идей) и более гибким (изобретательность).
Производите большое количество идей, а не старайтесь придумать одну, но хорошую. Не ограничивайте себя во время мозгового штурма.
Изучите себя, свои ограничения, свои эмоции и реакции. Как только вы их осознаете, вы станете значительно более раскованны в творчестве.
Расслабьтесь. Озарение настигнет только того, кто спокоен!
По материалам книги «Гибкий ум» Эстанислао Бахраха
Творческая способность — в определенном смысле тоже мышца. Вместе с книгой «Гибкий ум» разбираемся, как знание законов работы мозга помогает стать творческим человеком, почему дети замечают в окружающем мире то, что взрослые уже не видят, чем творчеству мешает «репродуктивное мышление» и как его поддерживает «триединый мозг».«Собака, облако, вода и дверь. Найдите критерий, по которому одно из четырех слов станет лишним», — одно из заданий для разогрева мозга, которое приводит Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум». Современное общество «кишит» разнообразными стереотипами, утверждая, что все люди делятся на творческих и совершенно не приспособленных к творчеству, право– и левополушарных, способных производить тысячи гениальных идей в определенный промежуток времени и прирожденных только их исполнять согласно инструкции. Как развить свои творческие способности Молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель Эстанислао Бахрах неголословно опровергает практически всё из вышеперечисленного, подтверждая свои суждения результатами исследований. Главный тезис книги можно свести к следующему: быть творческим человеком — это свободный выбор каждого и тяжелый труд по развитию и поддержанию этого навыка на протяжении всей жизни. Все изначально рождаются с одинаковыми задатками и творческим потенциалом, но опять же все по-разному распоряжаются своим генетическим наследием. Способности можно развивать! Наши творческие способности – прямое отражение того процесса, который происходит в нашем «бортовом компьютере» – мозге. По мнению Бахраха, мы можем развивать свое творческое начало, только если мы четко понимаем, как он (мозг) функционирует, что происходит с нами в разные периоды жизни, как отражаются на нейронных связях наши эмоциональные состояния и, наоборот, как нейронные связи порождают эмоции, как по-разному на одинаковые ситуации реагируют мужчины и женщины. Применение современных технологий позволило нейронауке за последние десятилетия достичь настоящих прорывов, позволяя практически «фотографировать» разные состояния мозга и объяснять далеко не научными терминами, как эти состояния влияют на нашу повседневную жизнь. Эстанислао приводит в пример детей до 6 лет и их способ исследования мира, пытаясь доказать, что все рождаются с творческими способностями. Дети отмечают в окружающем мире то, что не сразу может увидеть взрослый человек, дети пробуют соединить на первый взгляд совершенно не связанные вещи. «Впоследствии под влиянием школы и общества мы перестаем использовать эти нейронные сети, сконцентрировавшись на логике и анализе, которые становятся основными моделями мышления». Исследование пространства — с одной стороны, это детская характеристика, с другой стороны, это именно то, что отличает творческих людей. Художники, исследователи, изобретатели проверяют мир и его компоненты на верность, прочность, работоспособность, полезность, и в этой проверке рождаются инновационные идеи, которые украшают и значительно облегчают нам жизнь. Творческая способность — это тоже в определенном смысле мышца. Если вы готовитесь пробежать марафон, то, безусловно, важным компонентом вашей жизни становится работа над состоянием своего тела: вы регулируете режим сна и отдыха, структуру питания и, конечно, тренируетесь, чтобы не сойти с дистанции на первом километре. Развитие творческих способностей и изучение мозга — это такой же марафон, только длиной в жизнь. Бахрах пишет: «Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто». Ура! Как только вы позволите ограничениям, возведенным социумом или вами самими, пасть, и почувствуете себя снова детьми, вы сможете начать тренировать свою творческую мышцу, независимо от возраста. Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе Основная проблема, из-за которой многие люди считают себя нетворческими или не могут предложить радикально новые идеи, по мнению Эстанислао Бахраха, заключается в том, что наше мышление можно назвать «репродуктивным», то есть при попытке найти ответ на вопрос, мы обращаемся к своему прошлому опыту, к тому, что, так или иначе, имело к нам отношение. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые в значительной степени упрощают нам жизнь. «Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные». Творчество начинается в тот момент, когда мы пытаемся решить задачу, не вооружившись опытом прошлого, а начинаем с чистого листа: пытаясь понять, например, сколько существует точек зрения на поставленный вопрос. Если же нам дадут задачу соединить два совершенно не связанных между собой предмета, для большинства из нас эти два предмета так и останутся двумя разными объектами, даже если мы и сможем найти ассоциацию, которая бы их объединяла. Для творческого человека работает правило: «один плюс один равно один». Автор приводит простую и очень понятную аналогию с водой: если одна капля соединится с другой, то получится… одна капля, а не две отдельные! Мы и наш мозг Все-таки немного о том, что нужно понимать про мозг, чтобы уметь найти к нему подход. Во второй главе книги Бахрах пишет: «На самом деле, у нас три мозга. Можно сказать, сильно упрощая, что в ходе эволюции, перед тем как стать приматами, мы были простыми млекопитающими, а до этого — рептилиями. У нас до сих пор мозг «ящерицы-белки-обезьяны», определяющий поведение. Его называют «триединым мозгом» – это одна из множества моделей, с помощью которых ученые описывают иерархию структур мозга». Самой «старой» области – рептильному мозгу – более 500 млн. лет, и она отвечает за все базовые функции нашего организма: дыхание, пробуждение, сон, сердечный ритм. Лимбическая система моложе, ей около 200 млн. лет. Она отвечает больше за животные реакции: спасительные решения бежать или ударить в экстремальной ситуации, а также такие базовые функции, как размножение и питание. Кстати, именно в лимбической системе расположены загадочные амигдала, гиппокамп и таламус. Амигдала ответственна за формирование эмоций и появление воспоминаний, с ними связанных, именно она заставляет нас чувствовать досаду, страх и удовольствие. Гиппокамп участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную. Таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга. Самая молодая (всего 100 тыс.лет) и самая человеческая часть — кора головного мозга — специализируется на зрении, языке, памяти и всех функциях, связанных с принятием решений. Долгое время было принято считать, что человек — рациональное существо (кора головного мозга) с чувствами (лимбическая система). Но, как утверждает Эстанислао Бахрах, сегодня ученые сходятся во мнении, что у эмоций значительно больше власти над разумом, поэтому многие вещи мы делаем неосознанно, под влиянием инстинктов или воспоминаний. Знание этих особенностей нашего мозга, понимание важности неосознаваемого восприятия могут стать той основой, на которой рождается творчество. Слепое пятно эксперта Эстанислао разделяет типовой творческий процесс на пять этапов: Подготовка: по сути, постановка творческой задачи; Обдумывание: идеи в этот момент роятся на бессознательном уровне и появляются необычные связи; Озарение, или «Эврика!»; Оценка и принятие решения о ценности идеи; Разработка: один из самых сложных этапов, так как требует не полета фантазии, а усидчивости и терпения, чтобы превратить эскизы правого полушария в законченную картину. Последовательность и количество этапов не стоит воспринимать буквально: творческий процесс, как правило, тернист и извилист, с огромным количеством тупиков, в которых оказывается человек. Однако эта простая схема позволяет найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации и либо отказаться от своей идеи, либо увидеть, где была допущена ошибка и как ее можно исправить — так называемое «слепое пятно эксперта». В качестве примера автор приводит свою личную историю творческого кризиса в исследовании страшного генетического заболевания — мышечной дистрофии Дюшена. Накопленные данные и результаты экспериментов не давали возможность сделать выводы и продвинуться в исследовании. Консультации с гуру в области медицины тоже не принесли свои плоды. Тогда известный ученый предложил Эстанислао творческий выход из ситуации: представить результаты своих исследований перед уборщицами Гарвардской медицинской школы, которые говорили на испанском языке так же, как и Бахрах. Несмотря на некоторую абсурдность решения (представить решение вопроса непрофессионалам в этой области), результаты были положительные: аудитория начала задавать простые, но важные вопросы, которые позволили автору вернуться к началу эксперимента и понять, что были допущены технические ошибки, которые и не позволяли сделать обобщающие выводы. Зажечь новые фонари. Создавать — значит исследовать возможности! В книге приведено огромное количество задач и техник, которые позволяют создать комфортные условия для появления творческой искры у каждого человека. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве управленческих подходов к работе с командой. Как разогреть свой мозг, как увидеть новое в давно примелькавшемся окружении, как предложить по-настоящему стоящие решения, как управлять своими эмоциями и уйти от примитивных реакций? Эстанислао Бахрах дает один ответ — «Тренироваться» — и десятки способов, как это можно делать! В качестве заключения несколько вдохновляющих советов для тех, кто хочет разжечь жерло творческого вулкана: Создайте условия для вдохновения. Тот, кто заботится об особом пространстве для души и творчества, может в любой момент получить необходимые результаты, а не ждать «музы». Взрастите собственное любопытство. Задавайте вопросы (даже, на ваш взгляд, глупые, наивные, простые), исследуйте