Школа онлайн – испытание или «прокачка»? - «Отцы и дети»
Анисья 27-апр, 14:35 1 392В связи с эпидемией коронавируса российские школы еще в марте перешли на дистанционную форму обучения. Через месяц с лишним в органах государственной власти заявляют, что перевод школьного образования в дистанционную форму на постоянной основе не планируется («Ничто не может заменить живого общения», — подчеркнула спикер Совфеда Валентина Матвиенко). Но вот когда дети вернутся за парты, пока неизвестно.
Эффективно ли онлайн-обучение, как при дистанционной учебе детям избежать стресса и не испортить здоровье, корпя над планшетом?
Рассказывает детский психолог Ольга Родионцева. Ольга занимается нейродиагностикой и коррекцией в оффлайн-режиме, работает психологом в онлайн-проекте Animago.world, а также наблюдает, как сейчас удаленно учится ее сын в одной из московских школ.
Для современных детей компьютер и планшет – это часть реальной жизни практически с рождения. У многих, к сожалению, эта часть довольно значительная, но не всегда при этом полезная. Но занятия и тренировки онлайн и для большинства из них, скорее, в новинку.
Поэтому эффективность и мотивация ребенка в процессе онлайн-обучения зависят от многих факторов. Это и умение конкретного преподавателя пользоваться Zoom-ом, скайпом и электронными учебниками, и его гибкость, открытость новому и умение перекроить традиционный учебный процесс под онлайн-формат, и специфика, «пригодность» его дисциплины для онлайн-формата. Это и техническая сторона вопроса: на каком устройстве и с какой скоростью интернета у ребёнка есть возможность заниматься. Конечно, это и индивидуальные особенности восприятия и обработки информации у отдельно взятого ребёнка. Кроме того, в онлайн-формат сейчас намного больше, чем раньше в оффлайн, вовлечены родители. С их возможностями — физическими, психологическими, временными и материальными – эффективность и мотивация детей также напрямую связаны.
Находясь дома, в привычной для себя среде, дети с исходно невысоким уровнем функций самоконтроля и саморегуляции испытывают ещё большие трудности с концентрацией внимания, чем в оффлайн-среде. Они привыкли к тому, что в условиях реального обучения кто-то из взрослых – учитель, тренер, родитель – подталкивает их, контролирует, дополнительно мотивирует. У них есть представление о том, что дом – это место для отдыха и сна, ну, максимум –подготовки «домашки» в свободном режиме после уроков. И когда им нужно у себя дома собрать себя в кучку и самостоятельно выполнить немалое количество заданий, в том числе иногда в режиме реального времени, можете представить, что происходит с их вниманием? Для них и их родителей это большое испытание!
Если же с самоконтролем и мотивацией у ребёнка изначально всё в порядке, то онлайн-формат занятий будет только на пользу.
Именно родителям нужно определять количество, качество и содержание ежедневной цифровой нагрузки для ребенка. В условиях самоизоляции, особенно в городской среде (дети меньше двигаются, больше едят, практически не гуляют и недополучают кислорода) важно максимально ограничивать экранное время.
Вместе с ребёнком можно провести ревизию занятий, на время сделав выбор в пользу наиболее важных и полезных. Если ребёнок хочет смотреть мультики, фильмы или играет в видеоигры, стоит договориться с ним о переносе этих занятий на выходные, когда нет необходимости сидеть перед экраном и учиться. Но и в выходные нужны разумные ограничения, основанные на возрасте ребёнка и состоянии его здоровья.
Первое, что важно — длительность самих занятий и наличие перерывов между ними. Оптимально делать перерывы каждые полчаса и заполнять их деятельностью, альтернативной тому, что ребёнок делал на уроке. К примеру, если был онлайн-урок по русскому языку, будет здорово после него 10-15 минут провести в активном режиме: почеканить мяч или сделать упражнение на растяжку, выйти на балкон, посмотреть на пейзаж вокруг и выполнить гимнастику для глаз. Или, если балкона нет, открыть форточку и сделать несколько дыхательных упражнений. Даже в самоицзоляции для успехов в учебе нужны физическая нагрузка, свежий воздух и эпизодическая смена деятельности.
Если же говорить о конкретных упражнениях, то вот они:
Дыхательное упражнение «Сила и здоровье»
Сесть прямо, закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки. Очень медленно и бесшумно вдохнуть. Максимально наполнить легкие через левую ноздрю. Закрыть левую ноздрю указательным и средним пальцами правой руки, медленно выдохнуть через правую ноздрю, как можно тише и бесшумней. После полного выдоха через правую ноздрю вдохнуть воздух через нее же и выдыхать через левую. Это один цикл. Сделать 4 цикла без перерыва.
Самомассаж для активизации работы мозга
Ребенок сидит на полу по-турецки или на пятках. Во время выполнения упражнений важно прислушиваться к ощущениям, осознавать их, проговаривать вслух или про себя.
Шаг 1. Интенсивно потереть ладони друг о друга в течение 30-60 секунд.
Шаг 2. Несколько раз растереть лицо ладонями, круговыми движениями от подбородка, по щекам, с переходом на волосистую часть головы. Затем двигаться по волосам к затылку, довести пальцы до шеи сзади, опустить руки и потрясти ими, сбрасывая напряжение.
Шаг 3. Подвести пальцы под волосы к коже головы. Массировать голову, надавливая подушечками пальцев, поступательно двигаясь в направлении от ушей вдоль висков к макушке — 3 раза; от лба к макушке — 3 раза; от шеи вдоль затылка к макушке — 3 раза.
Шаг 4. Взять себя за волосы и ощутимо потянуть, переходя от одного участка головы к другому (пока не будет затронута вся волосистая часть головы).
«Солдат и тряпичная кукла»
Это упражнение помогает ребёнку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением, позволяет расслабить напряжённые мышцы.
Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу — вытянувшись в струнку и замерев. Пусть ребёнок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду: «тряпичная кукла». Выполняя эту команду, ребёнок должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы его руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите ему представить, что все его тело мягкое, податливое. Затем чередуйте команды «Солдат» — «Тряпичная кукла» несколько раз и закончите упражнение на стадии расслабления. Задержитесь в этом положении подольше.
Помогать или не помогать в учебе, как и в случае с оффлайн-занятиями, родителям стоит решать самим, ориентируясь на конкретного ребёнка. Нужна ли ему помощь, просит ли он о ней? Если просит, ваша родительская интуиция подскажет, в какой степени вы будете полезны. Вот на этом и остановитесь, с учётом ваших возможностей, конечно. Не стоит помогать во всём и всегда! Для ребёнка онлайн-занятия могут быть испытанием, но испытание — это ещё и тренировка, «прокачка» навыков, возможность преодолеть себя и найти решение задачи. Это очень важные и полезные навыки, который ребёнок может развивать, если вы ему позволите (или если у вас плотная загрузка по работе).
Чтобы справляться с раздражением, которое вызывают технические сбои, детям (и родителям) с высоким уровнем тревожности можно порекомендовать регулярно практиковать релаксационные упражнения и создавать себе «островки спокойствия» — периоды времени и дни, когда они могут заниматься любимыми делами и не задумываться ни о каком «ужасном онлайне». И еще нужно напоминать себе о том, что технические трудности, как и самоизоляция, не вечны.
Дистанционные занятия имеют ряд ограничений и всё же, на мой взгляд, не могут стать полной заменой реальным урокам и тренировкам. И дело даже не в нехватке «радости живого общения»: не для всех сегодня она стоит в списке приоритетов на первом месте.
Но тот опыт, который мы получаем сейчас, позволяет всем нам расширить свои представления о возможном и невозможном, научиться чему-то новому, делает нас и наших детей гибче. Это безусловно полезно. В будущем, «когда всё закончится…», мы сможем использовать этот опыт в тех случаях, когда оффлайн-занятия по каким-либо причинам будут невозможны. Так, например, раньше я не проводила нейропсихологическую диагностику онлайн, но когда эта форма работы стала вынужденной, выяснилось, что это неплохая альтернатива оффлайн-обследованию, которая также позволяет оценить, нужна ли ребенку коррекция и, если да, то своевременно начать курс (и при этом родители и дети не тратят время и силы на дорогу). Когда дети снова вернутся за парты, наверное, большее количество школьников смогут и будут активнее применять компьютер, телефон и планшет именно для того, чтобы учиться чему-то новому и интересному за рамками стандартной учебной программы. Сейчас сфера онлайн-обучения дает огромные возможности – была бы только мотивация.
В связи с эпидемией коронавируса российские школы еще в марте перешли на дистанционную форму обучения. Через месяц с лишним в органах государственной власти заявляют, что перевод школьного образования в дистанционную форму на постоянной основе не планируется («Ничто не может заменить живого общения», — подчеркнула спикер Совфеда Валентина Матвиенко). Но вот когда дети вернутся за парты, пока неизвестно. Эффективно ли онлайн-обучение, как при дистанционной учебе детям избежать стресса и не испортить здоровье, корпя над планшетом? Рассказывает детский психолог Ольга Родионцева. Ольга занимается нейродиагностикой и коррекцией в оффлайн-режиме, работает психологом в онлайн-проекте Animago. world, а также наблюдает, как сейчас удаленно учится ее сын в одной из московских школ. Для современных детей компьютер и планшет – это часть реальной жизни практически с рождения. У многих, к сожалению, эта часть довольно значительная, но не всегда при этом полезная. Но занятия и тренировки онлайн и для большинства из них, скорее, в новинку. Поэтому эффективность и мотивация ребенка в процессе онлайн-обучения зависят от многих факторов. Это и умение конкретного преподавателя пользоваться Zoom-ом, скайпом и электронными учебниками, и его гибкость, открытость новому и умение перекроить традиционный учебный процесс под онлайн-формат, и специфика, «пригодность» его дисциплины для онлайн-формата. Это и техническая сторона вопроса: на каком устройстве и с какой скоростью интернета у ребёнка есть возможность заниматься. Конечно, это и индивидуальные особенности восприятия и обработки информации у отдельно взятого ребёнка. Кроме того, в онлайн-формат сейчас намного больше, чем раньше в оффлайн, вовлечены родители. С их возможностями — физическими, психологическими, временными и материальными – эффективность и мотивация детей также напрямую связаны. Находясь дома, в привычной для себя среде, дети с исходно невысоким уровнем функций самоконтроля и саморегуляции испытывают ещё большие трудности с концентрацией внимания, чем в оффлайн-среде. Они привыкли к тому, что в условиях реального обучения кто-то из взрослых – учитель, тренер, родитель – подталкивает их, контролирует, дополнительно мотивирует. У них есть представление о том, что дом – это место для отдыха и сна, ну, максимум –подготовки «домашки» в свободном режиме после уроков. И когда им нужно у себя дома собрать себя в кучку и самостоятельно выполнить немалое количество заданий, в том числе иногда в режиме реального времени, можете представить, что происходит с их вниманием? Для них и их родителей это большое испытание! Если же с самоконтролем и мотивацией у ребёнка изначально всё в порядке, то онлайн-формат занятий будет только на пользу. Именно родителям нужно определять количество, качество и содержание ежедневной цифровой нагрузки для ребенка. В условиях самоизоляции, особенно в городской среде (дети меньше двигаются, больше едят, практически не гуляют и недополучают кислорода) важно максимально ограничивать экранное время. Вместе с ребёнком можно провести ревизию занятий, на время сделав выбор в пользу наиболее важных и полезных. Если ребёнок хочет смотреть мультики, фильмы или играет в видеоигры, стоит договориться с ним о переносе этих занятий на выходные, когда нет необходимости сидеть перед экраном и учиться. Но и в выходные нужны разумные ограничения, основанные на возрасте ребёнка и состоянии его здоровья. Первое, что важно — длительность самих занятий и наличие перерывов между ними. Оптимально делать перерывы каждые полчаса и заполнять их деятельностью, альтернативной тому, что ребёнок делал на уроке. К примеру, если был онлайн-урок по русскому языку, будет здорово после него 10-15 минут провести в активном режиме: почеканить мяч или сделать упражнение на растяжку, выйти на балкон, посмотреть на пейзаж вокруг и выполнить гимнастику для глаз. Или, если балкона нет, открыть форточку и сделать несколько дыхательных упражнений. Даже в самоицзоляции для успехов в учебе нужны физическая нагрузка, свежий воздух и эпизодическая смена деятельности. Если же говорить о конкретных упражнениях, то вот они: Дыхательное упражнение «Сила и здоровье» Сесть прямо, закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки. Очень медленно и бесшумно вдохнуть. Максимально наполнить легкие через левую ноздрю. Закрыть левую ноздрю указательным и средним пальцами правой руки, медленно выдохнуть через правую ноздрю, как можно тише и бесшумней. После полного выдоха через правую ноздрю вдохнуть воздух через нее же и выдыхать через левую. Это один цикл. Сделать 4 цикла без перерыва. Самомассаж для активизации работы мозга Ребенок сидит на полу по-турецки или на пятках. Во время выполнения упражнений важно прислушиваться к ощущениям, осознавать их, проговаривать вслух или про себя. Шаг 1. Интенсивно потереть ладони друг о друга в течение 30-60 секунд. Шаг 2. Несколько раз растереть лицо ладонями, круговыми движениями от подбородка, по щекам, с переходом на волосистую часть головы. Затем двигаться по волосам к затылку, довести пальцы до шеи сзади, опустить руки и потрясти ими, сбрасывая напряжение. Шаг 3. Подвести пальцы под волосы к коже головы. Массировать голову, надавливая подушечками пальцев, поступательно двигаясь в направлении от ушей вдоль висков к макушке — 3 раза; от лба к макушке — 3 раза; от шеи вдоль затылка к макушке — 3 раза. Шаг 4. Взять себя за волосы и ощутимо потянуть, переходя от одного участка головы к другому (пока не будет затронута вся волосистая часть головы). «Солдат и тряпичная кукла» Это упражнение помогает ребёнку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением, позволяет расслабить напряжённые мышцы. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу — вытянувшись в струнку и замерев. Пусть ребёнок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду: «тряпичная кукла». Выполняя эту команду, ребёнок должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы его руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите ему представить, что все его тело мягкое, податливое. Затем чередуйте команды «Солдат» — «Тряпичная кукла» несколько раз и закончите упражнение на стадии расслабления. Задержитесь в этом положении подольше. Помогать или не помогать в учебе, как и в случае с оффлайн-занятиями, родителям стоит решать самим, ориентируясь на конкретного ребёнка. Нужна ли ему помощь, просит ли он о ней? Если просит, ваша родительская интуиция подскажет, в какой степени вы будете полезны. Вот на этом и остановитесь, с учётом ваших возможностей, конечно. Не стоит помогать во всём и всегда! Для ребёнка онлайн-занятия могут быть испытанием, но испытание — это ещё и тренировка, «прокачка» навыков, возможность преодолеть себя и найти решение задачи. Это очень важные и полезные навыки, который ребёнок может развивать, если вы ему позволите (или если у вас плотная загрузка по работе). Чтобы справляться с раздражением, которое вызывают технические сбои, детям (и родителям) с высоким уровнем тревожности можно порекомендовать регулярно практиковать релаксационные упражнения и создавать себе «островки спокойствия» — периоды времени и дни, когда они могут заниматься любимыми делами и не задумываться ни о каком «ужасном онлайне». И еще нужно напоминать себе о том, что технические трудности, как и самоизоляция, не вечны. Дистанционные занятия имеют ряд ограничений и всё же, на мой взгляд, не могут стать полной заменой реальным урокам и тренировкам. И дело даже не в нехватке «радости живого общения»: не для всех сегодня она стоит в списке приоритетов на первом месте. Но тот опыт, который мы получаем сейчас, позволяет всем нам расширить свои представления о возможном и невозможном, научиться чему-то новому, делает нас и наших детей гибче. Это безусловно полезно. В будущем, «когда всё закончится…», мы сможем использовать этот опыт в тех случаях, когда оффлайн-занятия по каким-либо причинам будут невозможны. Так, например, раньше я не проводила нейропсихологическую диагностику онлайн, но когда эта форма работы стала вынужденной, выяснилось, что это неплохая альтернатива оффлайн-обследованию, которая также позволяет оценить, нужна ли ребенку коррекция и, если да, то своевременно начать курс (и при этом родители и дети не тратят время и силы на дорогу). Когда дети снова вернутся за парты, наверное, большее количество школьников смогут и будут активнее применять компьютер, телефон и планшет именно для того, чтобы учиться чему-то новому и интересному за рамками стандартной учебной программы. Сейчас сфера онлайн-обучения дает огромные возможности – была бы только мотивация.