Обмани! Будь успешным! - «Отцы и дети»
Софья 05-сен, 04:00 1 323
Не менее 60 % людей обманывают других. Как подготовить наших детей к суровой реальности?
Играем в ходилку. Вместо выпавших на кубике двух ходов шестилетний сын передвинул фишку только один раз, чтобы не попасть на пропуск хода.
— Как так? Это не честно! — восклицаю я.
— Так можно, — с обидой в голосе отвечает мне сын, — так Никита делает!
— Но ты тогда обманщик!
— А так я проиграю, — плачет сын.
В одном из исследований (1994 г., С. Китинг и К. Хелтмен) рассматривалась «связь между успешностью обмана Других у детей дошкольного возраста и их социальным статусом». Ученые пришли к выводу, что «дети, которым удалось обмануть эксперта, были социально доминантными».
Двухлетний Андрей плачет.
— Дай конфету!
— Ты уже съел одну?
— Нет! (Хотя я точно знаю, что съел.)
— Точно нет?
— Нет!
— Или ты ещё хочешь, а одну уже съел?
— Да!
34% россиян (по данным «Левада-центра») уверяют, что никогда не поступали вопреки тому, что считают правильным и справедливым (в 2003 г. так говорили 18%). Политолог Дмитрий Бадовский объясняет это тем, что «некоторые массовые представления о правильном и неправильном со временем меняются».
25% опрошенных признают, что шли против правды, когда «это было нужно для пользы дела», а 15% – «под давлением начальства».
Если даже по оптимистическим оценкам более 60% людей вынужденно или вполне осознанно обманывают, то, может быть, ложь уже давно стала обычным коммуникативным инструментом? Почему же мы упорствуем в своем желании научить наших детей всегда говорить правду? Похоже на то, как мы призываем своих детей вести здоровый образ жизни, быть разборчивыми и сдержанными в отношениях с противоположным полом. При этом умалчиваем детали нашей беспечной юности. И часто слышим обвинения: «сами-то брали от жизни все, а теперь нам запрещают».
Да, я знаю, что вы упрекнете меня, обратив внимание на религиозные и этические нормы, императивы, вспомните про Страшный Суд и чистую совесть. И будете правы. Наверное…
Знаменитая цитата из воспоминаний Аль Пачино: «В детстве я молил Бога о велосипеде. Потом понял, что Бог работает по-другому… Я украл велосипед и стал молить Бога о прощении».
Один знакомый, занимающий важный пост в одном из государственных контролирующих органов, в неформальной беседе признался, что не торопится идти на исповедь, так как понимает, что, работая в существующей системе, он не может не преступать моральные, этические, да и просто правовые нормы. «Вот когда обеспечу себя, семью, — додумываю я за знакомого, — тогда и на исповедь схожу, да и пожертвую на благие дела копеечку».
Социолог Лев Гудков, комментируя приведенные выше результаты исследования констатирует, что «с одной стороны, это означает исчезновение совести, а с другой – ослабление ответственности и рост самодовольства».
И добавляет оценочное суждение: «это ненормально».
«Так почему же ненормально?» — задаюсь вопросом я. Может, если 60% так поступают, то они-то как раз и нормальны!
Представим себе разговор с ребенком, столкнувшимся с обманом.
— Тебя обманули, но ты так никогда не поступай!
— Почему? Он обманул и получил хорошую оценку (сладости, похвалу, выиграл в соревновании, игре…)
— Да, но потом он об этом пожалеет – его ложь станет известна.
— Но он объяснит, что это получилось случайно (по незнанию, по недосмотру, шутя…)
— Его накажут…
— Но своего же он все равно добился (конфету съел, гол забил…)
Часто ли вы сталкивались с тем, что вам откровенно врут, при этом делают это так искренне и убежденно, что начинаешь сомневаться, что это вранье? А когда ловишь человека на вранье, он искусно объясняет, что это совсем даже не вранье, если посмотреть с другой стороны, учесть все обстоятельства и пр.?
Я – часто.
Лев Гудков продолжает свои размышления: «Люди больше готовы прогибаться под внешним давлением, хотя и понимают, что это неправильно. Это отражение усиливающегося давления власти и попыток ужиться с государством».
И опять вопрос: это мы такие, потому, что «жизнь такая», или жизнь такая, потому что мы такие?
А если менять такую жизнь, то почему именно я должен это делать в ущерб своим интересам?
Дмитрий Бадовский убежден, что в обществе растет запрос на справедливость, а Лев Гудков добавляет, что запрос этот возникает «как надежда на чудо, а не на собственные силы».
Так какое же чудо должно произойти, что бы справедливость из запроса превратилась в реальность?
Или все же лучше, не дожидаясь светлого будущего, учить детей прозе жизни: правильно врать?
Не менее 60 % людей обманывают других. Как подготовить наших детей к суровой реальности? Играем в ходилку. Вместо выпавших на кубике двух ходов шестилетний сын передвинул фишку только один раз, чтобы не попасть на пропуск хода. — Как так? Это не честно! — восклицаю я. — Так можно, — с обидой в голосе отвечает мне сын, — так Никита делает! — Но ты тогда обманщик! — А так я проиграю, — плачет сын. В одном из исследований (1994 г., С. Китинг и К. Хелтмен) рассматривалась «связь между успешностью обмана Других у детей дошкольного возраста и их социальным статусом». Ученые пришли к выводу, что «дети, которым удалось обмануть эксперта, были социально доминантными». Двухлетний Андрей плачет. — Дай конфету! — Ты уже съел одну? — Нет! (Хотя я точно знаю, что съел.) — Точно нет? — Нет! — Или ты ещё хочешь, а одну уже съел? — Да! 34% россиян (по данным «Левада-центра») уверяют, что никогда не поступали вопреки тому, что считают правильным и справедливым (в 2003 г. так говорили 18%). Политолог Дмитрий Бадовский объясняет это тем, что «некоторые массовые представления о правильном и неправильном со временем меняются». 25% опрошенных признают, что шли против правды, когда «это было нужно для пользы дела», а 15% – «под давлением начальства». Если даже по оптимистическим оценкам более 60% людей вынужденно или вполне осознанно обманывают, то, может быть, ложь уже давно стала обычным коммуникативным инструментом? Почему же мы упорствуем в своем желании научить наших детей всегда говорить правду? Похоже на то, как мы призываем своих детей вести здоровый образ жизни, быть разборчивыми и сдержанными в отношениях с противоположным полом. При этом умалчиваем детали нашей беспечной юности. И часто слышим обвинения: «сами-то брали от жизни все, а теперь нам запрещают». Да, я знаю, что вы упрекнете меня, обратив внимание на религиозные и этические нормы, императивы, вспомните про Страшный Суд и чистую совесть. И будете правы. Наверное… Знаменитая цитата из воспоминаний Аль Пачино: «В детстве я молил Бога о велосипеде. Потом понял, что Бог работает по-другому… Я украл велосипед и стал молить Бога о прощении». Один знакомый, занимающий важный пост в одном из государственных контролирующих органов, в неформальной беседе признался, что не торопится идти на исповедь, так как понимает, что, работая в существующей системе, он не может не преступать моральные, этические, да и просто правовые нормы. «Вот когда обеспечу себя, семью, — додумываю я за знакомого, — тогда и на исповедь схожу, да и пожертвую на благие дела копеечку». Социолог Лев Гудков, комментируя приведенные выше результаты исследования констатирует, что «с одной стороны, это означает исчезновение совести, а с другой – ослабление ответственности и рост самодовольства». И добавляет оценочное суждение: «это ненормально». «Так почему же ненормально?» — задаюсь вопросом я. Может, если 60% так поступают, то они-то как раз и нормальны! Представим себе разговор с ребенком, столкнувшимся с обманом. — Тебя обманули, но ты так никогда не поступай! — Почему? Он обманул и получил хорошую оценку (сладости, похвалу, выиграл в соревновании, игре…) — Да, но потом он об этом пожалеет – его ложь станет известна. — Но он объяснит, что это получилось случайно (по незнанию, по недосмотру, шутя…) — Его накажут… — Но своего же он все равно добился (конфету съел, гол забил…) Часто ли вы сталкивались с тем, что вам откровенно врут, при этом делают это так искренне и убежденно, что начинаешь сомневаться, что это вранье? А когда ловишь человека на вранье, он искусно объясняет, что это совсем даже не вранье, если посмотреть с другой стороны, учесть все обстоятельства и пр.? Я – часто. Лев Гудков продолжает свои размышления: «Люди больше готовы прогибаться под внешним давлением, хотя и понимают, что это неправильно. Это отражение усиливающегося давления власти и попыток ужиться с государством». И опять вопрос: это мы такие, потому, что «жизнь такая», или жизнь такая, потому что мы такие? А если менять такую жизнь, то почему именно я должен это делать в ущерб своим интересам? Дмитрий Бадовский убежден, что в обществе растет запрос на справедливость, а Лев Гудков добавляет, что запрос этот возникает «как надежда на чудо, а не на собственные силы». Так какое же чудо должно произойти, что бы справедливость из запроса превратилась в реальность? Или все же лучше, не дожидаясь светлого будущего, учить детей прозе жизни: правильно врать?