«Я уже не строю планы»: как россиянка живет на карантине в Португалии - «Про жизнь»
Елизавета 07-май, 14:03 613Моя история с Португалией началась шесть лет назад, когда я впервые прилетела в Лиссабон в командировку. Был июнь, пора отпусков, океан манил своими волнами, и я решила остаться еще на пару деньков отдохнуть. Тогда-то я и познакомилась с интересным и милым португальцем, который показал мне солнечный Лиссабон, зеленые холмы Синтры и бескрайний океан. Мои фото смотри в галерее.
Скидки до 50% на AliExpress: все для обустройства домашнего офисаЯ улетела в Москву, но неожиданно мимолетное знакомство переросло в дружбу по переписке, а еще через пару месяцев я прилетела обратно в уже полноценный отпуск, и мы отправились на юг в Алгарве. Далее были встречи в Москве, Питере, Вене, Лиссабоне, и через полгода мой португалец предложил мне переехать к нему.
Если честно, в моих планах никогда не было Португалии, была Германия — я никогда не рассматривала всерьез южную страну с неторопливым течением жизни и вечным летом. Да-да, я тот странный человек, который в декабре, живя среди цветущих апельсинов, мечтает о снеге!
Одной их главных задач при планировании переезда был поиск работы, которой тогда в Португалии, только выходящей из кризиса, не было от слова «совсем», тем более работы по профессии. Я занималась деловым и событийным туризмом, организуя поездки и сопровождая корпоративные группы из Москвы по всему миру.
Но судьба сама начала подкидывать мне подарки, словно подталкивая меня к жизни в новом месте. Неожиданно обнаружилась вакансия в португальской компании, с которой я сотрудничала еще в России, а потом нашлась и квартира в 10 минутах ходьбы от офиса.
Собеседование было назначено на конец февраля, а в День всех влюбленных я разошлась со своим португальцем. Тихо, мирно и без страстей. Вот такой поворот! Но на тот момент я уже «загорелась» идеей переезда и сдаваться не собиралась: даже расставание не могло меня остановить. Я понимала: работу по профессии в Европе предлагают не каждый день.
Я подписала контракт. Моя работа должна была заключаться в организации корпоративных поездок в Португалию для российских и итальянских компаний, а также в развитии русскоговорящего рынка.Сбор документов, ожидание разрешения на работу, поиск квартиры заняли около полугода — и в сентябре 2016 года я и мои три чемодана переехали в Португалию, на улицу Святого Себастьяна, в маленький домик на старой мощеной булыжником улице, где все соседи знают друг друга, по утрам пахнет кофе, а на балконах сушится пестрое белье.
Я не говорила ни слова по-португальски, не знала ни одной живой души в Лиссабоне (бывший не в счет) и понятия не имела, что же будет дальше. Но у меня на руках был контракт, резидентская виза, три иностранных языка, которые должны были выручить в первое время, а также большой запас здорового авантюризма!
Русскоговящая диаспора на тот момент состояла в основном из украинцев и молдаван, из России, а тем более из крупных городов, эмигрантов было мало — большинство оседали в Испании и до нашего «края Земли» с шаткой еще экономикой и низкими зарплатами добирались лишь отчаянные романтики или авантюристы вроде меня. В Португалию перебирались врачи, ученые и ребята из IT-сферы.
И очень зря! Ведь Португалия — единственная страна в Евросоюзе, куда можно прилететь по туристической визе и, не выезжая обратно, легализироваться на месте, сменив свой статус на резидента с видом на жительство. Способов остаться действительно много: учиться, найти работу, открыть свой бизнес или ИП, приехать на пенсию с постоянным пассивным доходом, инвестировать денежку в португальскую экономику или купить недвижимость на сумму от 350 000 евро. Или же банально выйти замуж или жениться.
Мой путь оказался куда проще: прилетев в Португалию с резидентской визой на основании рабочего контракта, я уже через пару месяцев получила заветную голубую карточку с видом на место жительства. Но были и трудности — тотальное одиночество и социальная изоляция. Мне, отъявленному экстраверту, первое время было очень тяжело: я гуляла часами одна по городу, а вечером звонила всем оставшимся в Москве. Со временем из шумной толпы друзей в моих мессенджерах остались лишь 5—6 самых близких людей и родители. Это нормально: поначалу всем любопытно, как у тебя дела, но со временем жизнь затягивает и люди постепенно о тебе забывают.
Переезжая в Португалию, я наивно полагала, что завести друзей среди всегда радушных португальцев не составит труда. Как же я ошибалась!Внешне болтливые и такие искренне-дружелюбные, они оказались весьма закрытыми в отличие от соседей испанцев и итальянцев. Да, они с радостью позовут тебя на бокальчик в бар вечером после работы, вы будете вместе ходить на бизнес-ланчи и судачить о боссе, но близкими друзьями вы не станете, по крайней мере сразу. Обычно проходит год-два, прежде чем тебя впустят в круг доверия или даже пригласят домой.
Зарядка со звездойЕсть и не толстеть: тренировка Елены ЗахаровойПортугальцы — люди открытые, но консервативные (да, вот такой каламбур), им самим сложно найти новых друзей. Они даже шутят над собой: мы как статуя Христа над рекой Тежу (копия той самой знаменитой статуи в Рио-де-Жанейро) — всегда раскрываем свои объятия, но крайне редко их сжимаем! Тем не менее они всегда придут на помощь, и при этом совершенно бескорыстно. Так, мои коллеги как-то примчались из соседнего города среди ночи спасать меня из застрявшего лифта. Что касается русскоговорящей диаспоры, то оказалось, что общий язык вовсе не гарантирует близких по духу людей.
Меня спасала работа. Язык учился медленно, и на первых порах меня выручала моя бухгалтерия, где никто не говорил ни слова по-английски, поэтому первыми выученными португальскими словами были «счет», «отчетность» и «прибыль». В связи с работой я много путешествовала по стране и все больше и больше влюблялась в этот удивительный, солнечный и не похожий на прочие европейские страны край Земли. Так я завела блог о Португалии и ее жителях. Я всегда обожала фотографировать, писать и путешествовать, и тут моим увлечениям нашлось применение!
Блог потихоньку рос: людям понравились мои истории, подача и слог. Как-то одна из подписчиц, которая собиралась с мужем в Лиссабон, спросила меня, вожу ли я экскурсии по городу. Я честно ответила, что нет, но могу помочь найти ей хорошего гида. Она продолжала настаивать: «Пожалуйста, я очень хочу погулять именно с тобой, я и Португалией впечатлилась благодаря твоему блогу». Я решила согласиться и не брать с нее денег.
Мы гуляли, кажется, 7 часов по Лиссабону, я показала им свои любимые смотровые, рассказала о легендах города и уличном искусстве, а потом мы сидели в лучах заката на набережной и пили зеленое вино. Прощаться не хотелось, мы болтали, будто добрые друзья, и совершенно потеряли счет времени. «Спасибо, мы не ожидали ничего особенного от Лиссабона, но сегодня он ожил. Ты словно влюбила нас в него!» — сказали они мне при прощании. Вернувшись домой и заглянув в зеркало, я увидела, как блестят мои глаза. Вот оно! Вот чем я хочу заниматься! Влюблять людей в Лиссабон!
Я продолжала работать в офисе еще полтора года, по выходным водила экскурсии, вечерами учила историю, смотрела передачи о Португалии. Горящие глаза моих туристов и их улыбки были лучшей наградой. Некоторые из них возвращались снова, приезжали их друзья. Через какое-то время постоянная работа стала мешать, да и в финансовом плане экскурсии приносили уже намного больше, чем ежемесячная зарплата. К декабрю 2019-го я наконец-то решилась, поговорила с руководством, и мы полюбовно прервали мой контракт. Про документы и продление вида на жительство я не волновалась — португальский закон позволяет его продлить на основании открытого ИП.
Декабрь и январь были очень плодотворными: я развивала блог, строила планы, почти каждый день водила экскурсии, а в свободное время исследовала новые маршруты и училась водить машину мечты всей моей жизни — голубой жук-кабриолет, который ласково назвала Зая. Мои корпоративные клиенты с бывшей работы меня не забыли, и помимо экскурсий я продолжала заниматься организацией мероприятий в Португалии, но уже как фрилансер.
Все было классно, пока в нашу жизнь не ворвался стремительно коронавирус, внесший свои коррективы в наши планы. 15 марта, за несколько дней до введения карантина, я провела последнюю экскурсию, корпоративные мероприятия отменились, я уехала в деревню. Правда, отъезд скорее был похож на эвакуацию.Португальцы, несмотря на южный менталитет, оказались весьма сознательными, и улицы города опустели в три дня. Сейчас, смотря сводки из Лиссабона, я не узнаю этот город. Когда-то шумный и пестрый, сейчас он тих и пустынен, он отдыхает, словно престарелая красотка в санатории, каждый день его улицы дезинфицируют, стоит патруль, а выезд из города регламентирован. Закрыто все, кроме супермаркетов, продуктовых лавок, аптек, банков и нескольких кофеен, где можно купить напитки навынос. Рестораны закрыли свои двери, но не кухни, португальцы, чьей второй неофициальной религией является «вкусно покушать», не смогли бы смириться с такой несправедливостью, и теперь можно заказать доставку блюд на дом.
Я не знаю, что будет дальше. Я уже не строю планы, но верю в хорошее, продолжаю вести блог и думаю, что эта передышка нам всем чем-то полезна. Многие мои туристы и читатели с нетерпением ожидают конца карантина, чтобы приехать и увидеть Лиссабон своими глазами. Корпоративные клиенты переносят часть проектов на осень, так что я не унываю! Наконец-то появилось время подтянуть португальский и заняться разработкой новых маршрутов.
Как жить на карантине, чтобы не сойти с ума:
Екатерина ОпаринаФото: @dasha_in_portugalРоссиянка Дарья перебралась в Португалию четыре года назад. За это время она завела друзей и основала свой бизнес. Но теперь, как и все, ждет окончания карантина.Моя история с Португалией началась шесть лет назад, когда я впервые прилетела в Лиссабон в командировку. Был июнь, пора отпусков, океан манил своими волнами, и я решила остаться еще на пару деньков отдохнуть. Тогда-то я и познакомилась с интересным и милым португальцем, который показал мне солнечный Лиссабон, зеленые холмы Синтры и бескрайний океан. Мои фото смотри в галерее. Скидки до 50% на AliExpress: все для обустройства домашнего офиса Я улетела в Москву, но неожиданно мимолетное знакомство переросло в дружбу по переписке, а еще через пару месяцев я прилетела обратно в уже полноценный отпуск, и мы отправились на юг в Алгарве. Далее были встречи в Москве, Питере, Вене, Лиссабоне, и через полгода мой португалец предложил мне переехать к нему. Если честно, в моих планах никогда не было Португалии, была Германия — я никогда не рассматривала всерьез южную страну с неторопливым течением жизни и вечным летом. Да-да, я тот странный человек, который в декабре, живя среди цветущих апельсинов, мечтает о снеге! Одной их главных задач при планировании переезда был поиск работы, которой тогда в Португалии, только выходящей из кризиса, не было от слова «совсем», тем более работы по профессии. Я занималась деловым и событийным туризмом, организуя поездки и сопровождая корпоративные группы из Москвы по всему миру. Но судьба сама начала подкидывать мне подарки, словно подталкивая меня к жизни в новом месте. Неожиданно обнаружилась вакансия в португальской компании, с которой я сотрудничала еще в России, а потом нашлась и квартира в 10 минутах ходьбы от офиса. Собеседование было назначено на конец февраля, а в День всех влюбленных я разошлась со своим португальцем. Тихо, мирно и без страстей. Вот такой поворот! Но на тот момент я уже «загорелась» идеей переезда и сдаваться не собиралась: даже расставание не могло меня остановить. Я понимала: работу по профессии в Европе предлагают не каждый день.Я подписала контракт. Моя работа должна была заключаться в организации корпоративных поездок в Португалию для российских и итальянских компаний, а также в развитии русскоговорящего рынка.Сбор документов, ожидание разрешения на работу, поиск квартиры заняли около полугода — и в сентябре 2016 года я и мои три чемодана переехали в Португалию, на улицу Святого Себастьяна, в маленький домик на старой мощеной булыжником улице, где все соседи знают друг друга, по утрам пахнет кофе, а на балконах сушится пестрое белье. Я не говорила ни слова по-португальски, не знала ни одной живой души в Лиссабоне (бывший не в счет) и понятия не имела, что же будет дальше. Но у меня на руках был контракт, резидентская виза, три иностранных языка, которые должны были выручить в первое время, а также большой запас здорового авантюризма! Русскоговящая диаспора на тот момент состояла в основном из украинцев и молдаван, из России, а тем более из крупных городов, эмигрантов было мало — большинство оседали в Испании и до нашего «края Земли» с шаткой еще экономикой и низкими зарплатами добирались лишь отчаянные романтики или авантюристы вроде меня. В Португалию перебирались врачи, ученые и ребята из IT-сферы. И очень зря! Ведь Португалия — единственная страна в Евросоюзе, куда можно прилететь по туристической визе и, не выезжая обратно, легализироваться на месте, сменив свой статус на резидента с видом на жительство. Способов остаться действительно много: учиться, найти работу, открыть свой бизнес или ИП, приехать на пенсию с постоянным пассивным доходом, инвестировать денежку в португальскую экономику или купить недвижимость на сумму от 350 000 евро. Или же банально выйти замуж или жениться. Мой путь оказался куда проще: прилетев в Португалию с резидентской визой на основании рабочего контракта, я уже через пару месяцев получила заветную голубую карточку с видом на место жительства. Но были и трудности — тотальное одиночество и социальная изоляция. Мне, отъявленному экстраверту, первое время было очень тяжело: я гуляла часами одна по городу, а вечером звонила всем оставшимся в Москве. Со временем из шумной толпы друзей в моих мессенджерах остались лишь 5—6 самых близких людей и родители. Это нормально: поначалу всем любопытно, как у тебя дела, но со временем жизнь затягивает и люди постепенно о тебе забывают.Переезжая в Португалию, я наивно полагала, что завести друзей среди всегда радушных португальцев не составит труда. Как же я ошибалась!Внешне болтливые и такие искренне-дружелюбные, они оказались весьма закрытыми в отличие от соседей испанцев и итальянцев. Да, они с радостью позовут тебя на бокальчик в бар вечером после работы, вы будете вместе ходить на бизнес-ланчи и судачить о боссе, но близкими друзьями вы не станете, по крайней мере сразу. Обычно проходит год-два, прежде чем тебя впустят в круг доверия или даже пригласят домой. Зарядка со звездой Есть и не толстеть: тренировка Елены Захаровой Португальцы — люди открытые, но консервативные (да, вот такой каламбур), им самим сложно найти новых друзей. Они даже шутят над собой: мы как статуя Христа над рекой Тежу (копия той самой знаменитой статуи в Рио-де-Жанейро) — всегда раскрываем свои объятия, но крайне редко их сжимаем! Тем не менее они всегда придут на помощь, и при этом совершенно бескорыстно. Так, мои коллеги как-то примчались из соседнего города среди ночи спасать меня из застрявшего лифта. Что касается русскоговорящей диаспоры, то оказалось, что общий язык вовсе не гарантирует близких по духу людей. Меня спасала работа. Язык учился медленно, и на первых порах меня выручала моя бухгалтерия, где никто не говорил ни слова по-английски, поэтому первыми выученными португальскими словами были «счет», «отчетность» и «прибыль». В связи с работой я много путешествовала по стране и все больше и больше влюблялась в этот удивительный, солнечный и не похожий на прочие европейские страны край Земли. Так я завела блог о Португалии и ее жителях. Я всегда обожала фотографировать, писать и путешествовать, и тут моим увлечениям нашлось применение! Блог потихоньку рос: людям понравились мои истории, подача и слог. Как-то одна из подписчиц, которая собиралась с мужем в Лиссабон, спросила меня, вожу ли я экскурсии по городу. Я честно ответила, что нет, но могу помочь найти ей хорошего гида. Она продолжала настаивать: «Пожалуйста, я очень хочу погулять именно с тобой, я и Португалией впечатлилась благодаря твоему блогу». Я решила согласиться и не брать с нее денег. Мы гуляли, кажется, 7 часов по Лиссабону, я показала им свои любимые смотровые, рассказала о легендах города и уличном искусстве, а потом мы сидели в лучах заката на набережной и пили зеленое вино. Прощаться не хотелось, мы болтали, будто добрые друзья, и совершенно потеряли счет времени. «Спасибо, мы не ожидали ничего особенного от Лиссабона, но сегодня он ожил. Ты словно влюбила нас в него!» — сказали они мне при прощании. Вернувшись домой и заглянув в зеркало, я увидела, как блестят мои глаза. Вот оно! Вот чем я хочу заниматься! Влюблять людей в Лиссабон! Я продолжала работать в офисе еще полтора года, по выходным водила экскурсии, вечерами учила историю, смотрела передачи о Португалии. Горящие глаза моих туристов и их улыбки были лучшей наградой. Некоторые из них возвращались снова, приезжали их друзья. Через какое-то время постоянная работа стала мешать, да и в финансовом плане экскурсии приносили уже намного больше, чем ежемесячная зарплата. К декабрю 2019-го я наконец-то решилась, поговорила с руководством, и мы полюбовно прервали мой контракт. Про документы и продление вида на жительство я не волновалась — португальский закон позволяет его продлить на основании открытого ИП. Декабрь и январь были очень плодотворными: я развивала блог, строила планы, почти каждый день водила экскурсии, а в свободное время исследовала новые маршруты и училась водить машину мечты всей моей жизни — голубой жук-кабриолет, который ласково назвала Зая. Мои корпоративные клиенты с бывшей работы меня не забыли, и помимо экскурсий я продолжала заниматься организацией мероприятий в Португалии, но уже как фрилансер.Все было классно, пока в нашу жизнь не ворвался стремительно коронавирус, внесший свои коррективы в наши планы. 15 марта, за несколько дней до введения карантина, я провела последнюю экскурсию, корпоративные мероприятия отменились, я уехала в деревню. Правда, отъезд скорее был похож на эвакуацию.Португальцы, несмотря на южный менталитет, оказались весьма сознательными, и улицы города опустели в три дня. Сейчас, смотря сводки из Лиссабона, я не узнаю этот город. Когда-то шумный и пестрый, сейчас он тих и пустынен, он отдыхает, словно престарелая красотка в санатории, каждый день его улицы дезинфицируют, стоит патруль, а выезд из города регламентирован. Закрыто все, кроме супермаркетов, продуктовых лавок, аптек, банков и нескольких кофеен, где можно купить напитки навынос. Рестораны закрыли свои двери, но не кухни, португальцы, чьей второй неофициальной религией является «вкусно покушать», не смогли бы смириться с такой несправедливостью, и теперь можно заказать доставку блюд на дом. Я не знаю, что будет дальше. Я уже не строю планы, но верю в хорошее, продолжаю вести блог и думаю, что эта передышка нам всем чем-то полезна. Многие мои туристы и читатели с нетерпением ожидают конца карантина, чтобы приехать и увидеть Лиссабон своими глазами. Корпоративные клиенты переносят часть проектов на осень, так что я не унываю! Наконец-то появилось время подтянуть португальский и заняться разработкой новых маршрутов. Как жить на карантине, чтобы не сойти с ума: Екатерина ОпаринаФото: @dasha_in_portugal