Привычка к насилию: травля - «Развитие ребёнка»
Edgarpo 28-дек, 16:00 1 292Психотерапевт Илья Латыпов объясняет, что делать взрослым, если ребёнка травят
Меня как-то неприятно поразила реакция некоторых родителей на жалобу моей дочки, что ей не дают прохода двое ребят во дворе. «А ты их так обзови! Или вот так их назови, они и отстанут!». Другой совет от мужчин: «Надо ей пойти и влупить им — зауважают!» То есть вместо того, чтобы учить детей разбирать конфликты или просто пресекать то, что может вылиться в травлю, предлагается единственный вариант «справляйся сама, учись быть такими же, как они — а что делать, не мы такие, мир такой»… По факту — это полное самоустранение взрослых от поддержки конструктивных способов разрешения конфликтов. В общем, колонка о том, как бесхитростные правила, «вшитые» в общественное сознание, способствуют распространению разных форм насилия и, в первую очередь — травле.
Отвечая на вопрос, как учить своих детей противостоять травле. Если речь реально о травле — учить идти за помощью ко взрослым, и точка! Учить, что в этом нет стыда, и что в одиночку против травящей группы лучше не пытаться выстоять. Если речь идет про индивидуальные конфликты, где кто-то кого-то обидел… У меня нет здесь универсального ответа, но точно одно: ребенок, который уверен в том, что он может прийти к родителям со своими переживаниями, и будет поддержан, а не отвергнут («да это все мелочи», «ты ему просто нравишься», «чего ты из-за ерунды расстроилась», «прекрати реветь!» и т.п.), то он проще будет относиться и к этим индивидуальным «разборкам». Ребенок, знающий, что за него могут заступиться, часто смелее защищает свои границы или способен увидеть (при помощи взрослых), где он перешел чужие (наши дети ведь тоже могут быть агрессорами…).
Дочка подбегает ко мне со словами: «Папа, я больше не могу, они все время обзываются!» Речь о двух ребятах во дворе, которые прицепились к ней и не дают прохода. Выхожу на улицу, Анютка продолжает жаловаться, и тут кто-то из мам предлагает обозвать этих мальчиков в ответ. На мои возражения мама неодобрительно заявляет: «А так она никогда не научится защищать себя, всегда будет бегать за помощью!» В этой бытовой зарисовке мы видим все компоненты, необходимые для возникновения травли.
Травля – это агрессивное преследование одного человека группой людей. Это явление уже вышло за пределы учебных учреждений и рабочих коллективов, где люди знают друг друга. Появилась травля в интернете, когда сотни незнакомых людей могут агрессивно преследовать выбранную жертву. В 2012 году произошла самая первая и известная из подобных историй: канадская школьница Аманда Тодд покончила жизнь самоубийством, не выдержав нападок сетевых хейтеров.
К сожалению, искоренить травлю совсем вряд ли возможно: слишком уж это в природе человека – агрессивно нападать на чужаков или случайно выбранную жертву. Другое дело, что ситуация в обществе может или способствовать распространению травли и усугублять положение жертв, или же снижать количество случаев преследования. В нашей стране, увы, положение дел с травлей оптимизма не вызывает.
В российском обществе, психологически травмированном XX веком (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая, революция 1917 года и гражданская война, массовый голод, государственный террор, Вторая мировая, распад страны), укоренилась культура адаптации к насилию. Насилия было так много, призывы к расправам над неугодными так часто звучали по радио, в газетах и по телевидению (помните это «расстрелять, как бешеных собак!» или травлю Пастернака), что люди стали психологически адаптироваться к ненависти. Можно выделить несколько правил, которые укоренились в обществе и способствуют тому, чтобы насилие в целом и травля в частности не встречали серьезного противодействия.
Правило №1. «Не выноси сор из избы». Что бы ни происходило в семье, классе, школе, коллективе, нельзя бежать за помощью на сторону, потому что это опозорит весь коллектив и может негативно сказаться на «хороших людях» в нем. Все проблемы нужно решать внутри. Обращение за помощью к чужим часто воспринимается как «стукачество». Поэтому одна из самых распространенных реакций наших начальников – попытка скрыть любую негативную информацию о происшествиях и конфликтах. Отчасти стремление все скрыть основано на идее, что «в хороших коллективах или у хороших начальников никогда не может происходить чего-то плохого». Однако в больших группах никто не может контролировать все отношения, и поэтому о качестве управления говорит то, как коллектив, организация или начальство реагирует на происшествие и какие выводы из него делает. Стремление скрыть факты травли – это попытка сделать вид, что ничего не происходит, а значит, никаких выводов сделано не будет. Насилие любит молчание.
Правило №2. «Нет дыма без огня». Если кого-то травят, значит, жертва что-то такое сделала. Это известный способ психологической защиты от страха и беспомощности. Человеку трудно примириться с тем, что никто (в том числе и он сам) не застрахован от травли, и поэтому рождается идея, что травят не абы кого. И тогда начинают интересоваться биографией ребенка или взрослого, выискивая порочащие детали и фактически оправдывая травящих. Например, я слышал такую характеристику в адрес ребенка, которого травили в школе: «Он не умеет находить общий язык с ребятами, его надо показать психологу». Даже если это и так, травлю все равно нельзя оправдать чужими странностями и проблемами. Но так делают, и очень часто: ведь это так просто – списать все на недостатки личности.
Правило №3. «Насилие – приемлемый способ воспитания и контроля». Это классическое «меня били – и ничего, хорошим человеком вырос, выбили из меня всю дурь». Поразительно, когда родители просят педагогов «быть построже» с учениками, включая их собственных детей, или когда они же выступают в защиту учителей, бьющих детей на уроках или переменах. Бессилие и психологическая некомпетентность родителей и учителей ставит их перед выбором: или обращаться за помощью, признавая, что они с чем-то справиться не могут, или же прибегать к насилию. И часто выбор делается в пользу насилия, потому что обращение за помощью блокируется следующим правилом, пришедшим из уголовной среды.
Правило №4. «Не верь, не бойся, не проси». Просить о помощи – это слабость, а в хищном сообществе она воспринимается как сигнал к атаке. Слабость и бессилие приравнены к унижению. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение. Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь». Стыд может парализовать волю жертвы насилия.
Должно смениться не одно поколение, чтобы в сознании наших людей угнездились другие идеи. Обращаться за помощью в ситуации, когда не можешь совладать сам, – естественно и нужно. Насилие – маркер бессилия и неспособности решать проблемы, а не один из «способов» разобраться с ситуацией. Уязвимость – это не «недостаток» и не приглашение пнуть, а естественная черта человека, и самое естественное – это поддержать уязвимого, а не добить его.
Психотерапевт Илья Латыпов объясняет, что делать взрослым, если ребёнка травят Меня как-то неприятно поразила реакция некоторых родителей на жалобу моей дочки, что ей не дают прохода двое ребят во дворе. «А ты их так обзови! Или вот так их назови, они и отстанут!». Другой совет от мужчин: «Надо ей пойти и влупить им — зауважают!» То есть вместо того, чтобы учить детей разбирать конфликты или просто пресекать то, что может вылиться в травлю, предлагается единственный вариант «справляйся сама, учись быть такими же, как они — а что делать, не мы такие, мир такой»… По факту — это полное самоустранение взрослых от поддержки конструктивных способов разрешения конфликтов. В общем, колонка о том, как бесхитростные правила, «вшитые» в общественное сознание, способствуют распространению разных форм насилия и, в первую очередь — травле. Отвечая на вопрос, как учить своих детей противостоять травле. Если речь реально о травле — учить идти за помощью ко взрослым, и точка! Учить, что в этом нет стыда, и что в одиночку против травящей группы лучше не пытаться выстоять. Если речь идет про индивидуальные конфликты, где кто-то кого-то обидел… У меня нет здесь универсального ответа, но точно одно: ребенок, который уверен в том, что он может прийти к родителям со своими переживаниями, и будет поддержан, а не отвергнут («да это все мелочи», «ты ему просто нравишься», «чего ты из-за ерунды расстроилась», «прекрати реветь!» и т.п.), то он проще будет относиться и к этим индивидуальным «разборкам». Ребенок, знающий, что за него могут заступиться, часто смелее защищает свои границы или способен увидеть (при помощи взрослых), где он перешел чужие (наши дети ведь тоже могут быть агрессорами…). Дочка подбегает ко мне со словами: «Папа, я больше не могу, они все время обзываются!» Речь о двух ребятах во дворе, которые прицепились к ней и не дают прохода. Выхожу на улицу, Анютка продолжает жаловаться, и тут кто-то из мам предлагает обозвать этих мальчиков в ответ. На мои возражения мама неодобрительно заявляет: «А так она никогда не научится защищать себя, всегда будет бегать за помощью!» В этой бытовой зарисовке мы видим все компоненты, необходимые для возникновения травли. Травля – это агрессивное преследование одного человека группой людей. Это явление уже вышло за пределы учебных учреждений и рабочих коллективов, где люди знают друг друга. Появилась травля в интернете, когда сотни незнакомых людей могут агрессивно преследовать выбранную жертву. В 2012 году произошла самая первая и известная из подобных историй: канадская школьница Аманда Тодд покончила жизнь самоубийством, не выдержав нападок сетевых хейтеров. К сожалению, искоренить травлю совсем вряд ли возможно: слишком уж это в природе человека – агрессивно нападать на чужаков или случайно выбранную жертву. Другое дело, что ситуация в обществе может или способствовать распространению травли и усугублять положение жертв, или же снижать количество случаев преследования. В нашей стране, увы, положение дел с травлей оптимизма не вызывает. В российском обществе, психологически травмированном XX веком (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая, революция 1917 года и гражданская война, массовый голод, государственный террор, Вторая мировая, распад страны), укоренилась культура адаптации к насилию. Насилия было так много, призывы к расправам над неугодными так часто звучали по радио, в газетах и по телевидению (помните это «расстрелять, как бешеных собак!» или травлю Пастернака), что люди стали психологически адаптироваться к ненависти. Можно выделить несколько правил, которые укоренились в обществе и способствуют тому, чтобы насилие в целом и травля в частности не встречали серьезного противодействия. Правило №1. «Не выноси сор из избы». Что бы ни происходило в семье, классе, школе, коллективе, нельзя бежать за помощью на сторону, потому что это опозорит весь коллектив и может негативно сказаться на «хороших людях» в нем. Все проблемы нужно решать внутри. Обращение за помощью к чужим часто воспринимается как «стукачество». Поэтому одна из самых распространенных реакций наших начальников – попытка скрыть любую негативную информацию о происшествиях и конфликтах. Отчасти стремление все скрыть основано на идее, что «в хороших коллективах или у хороших начальников никогда не может происходить чего-то плохого». Однако в больших группах никто не может контролировать все отношения, и поэтому о качестве управления говорит то, как коллектив, организация или начальство реагирует на происшествие и какие выводы из него делает. Стремление скрыть факты травли – это попытка сделать вид, что ничего не происходит, а значит, никаких выводов сделано не будет. Насилие любит молчание. Правило №2. «Нет дыма без огня». Если кого-то травят, значит, жертва что-то такое сделала. Это известный способ психологической защиты от страха и беспомощности. Человеку трудно примириться с тем, что никто (в том числе и он сам) не застрахован от травли, и поэтому рождается идея, что травят не абы кого. И тогда начинают интересоваться биографией ребенка или взрослого, выискивая порочащие детали и фактически оправдывая травящих. Например, я слышал такую характеристику в адрес ребенка, которого травили в школе: «Он не умеет находить общий язык с ребятами, его надо показать психологу». Даже если это и так, травлю все равно нельзя оправдать чужими странностями и проблемами. Но так делают, и очень часто: ведь это так просто – списать все на недостатки личности. Правило №3. «Насилие – приемлемый способ воспитания и контроля». Это классическое «меня били – и ничего, хорошим человеком вырос, выбили из меня всю дурь». Поразительно, когда родители просят педагогов «быть построже» с учениками, включая их собственных детей, или когда они же выступают в защиту учителей, бьющих детей на уроках или переменах. Бессилие и психологическая некомпетентность родителей и учителей ставит их перед выбором: или обращаться за помощью, признавая, что они с чем-то справиться не могут, или же прибегать к насилию. И часто выбор делается в пользу насилия, потому что обращение за помощью блокируется следующим правилом, пришедшим из уголовной среды. Правило №4. «Не верь, не бойся, не проси». Просить о помощи – это слабость, а в хищном сообществе она воспринимается как сигнал к атаке. Слабость и бессилие приравнены к унижению. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение. Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь». Стыд может парализовать волю жертвы насилия. Должно смениться не одно поколение, чтобы в сознании наших людей угнездились другие идеи. Обращаться за помощью в ситуации, когда не можешь совладать сам, – естественно и нужно. Насилие – маркер бессилия и неспособности решать проблемы, а не один из «способов» разобраться с ситуацией. Уязвимость – это не «недостаток» и не приглашение пнуть, а естественная черта человека, и самое естественное – это поддержать уязвимого, а не добить его.