Если у вас гиперактивный ребенок, его все равно нужно учить хорошо себя вести - «Дети» » Дети и Я

Если у вас гиперактивный ребенок, его все равно нужно учить хорошо себя вести - «Дети»

Безусловное принятиеКонкретика и последовательностьУменьшение объема задачСнижение требований к аккуратностиОзвучиваем правила заранееПраво выбораВнятная система поощрений и наказанийПраво на ошибкуПоддержкаПомощник

Стоит ли всеми силами "тянуть" особого ребенка до нормы — или принять его "особенность" и даже не пытаться? Родителям детей с теми или иными нарушениями развития постоянно приходится балансировать, искать "золотую середину" — и часто это становится очень полезным опытом для других. Ольга Морозова, автор книги "Такой ребенок: Опыт мамы особого малыша" дает возможность почувствовать трудности особого ребенка "на своей шкуре" — и выработать свою стратегию воспитания.



Часто специалисты, работающие с детьми с какими-то отставаниями, нарушениями или особенностями, рассматривают каждый симптом в отдельности. Есть проблемы с моторикой — работаем с моторикой; проблемы с социальным взаимодействием — вовлекаем в коммуникацию; проблемы с речью — стимулируем речь.


Но как отмечает, скажем, специалист по работе с гиперактивными детьми, доктор медицинских наук профессор Ю.С. Шевченко, "ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...".


Поскольку все функции головного мозга связаны, особым детям нужна комплексная помощь. Если у ребенка трудности в распознавании зрительных образов, он не учится эмоциям по выражению маминого лица. Если нарушена мелкая моторика, то и развитие речи, скорее всего, тоже нарушается.


Среди направлений работы, которые помогают и тревожным, и гиперактивным детям (и, открою тайну, помогают детям вовсе без всяких нарушений), одно из главных — повышение самооценки. Из чего оно складывается?



Помощник


Помогая ребенку, мы как-то забываем, что и он может нам помочь. Да, сначала это немножко понарошку. А может, и не немножко.


Однажды у нас в гостях была моя приятельница и ее дочка, ровесница моего сына. В какой-то момент я подобрала с пола бумажку и попросила девочку, ближе стоящую к мусорному ведру, ее выбросить. Совершенно автоматически, как обычно прошу своего зайца. У девочки приключился ступор. Сначала она не поняла, чего от нее хотят. Потом она не поняла зачем. Потом не поняла как. А потом полчаса удивленно спрашивала: "Вы заставляете меня копаться в грязи? Почему я должна выбрасывать мусор?"


Повышение самооценки ведет к улучшению адаптации особых (и неособых) детей в нашем взрослом обществе. А ведь мы именно этого хотим, верно? А что может лучше показать ребенку, что он молодец, чем реальная помощь значимому человеку?


Мой гиперактивный, тревожный, слабо управляемый пятилетний заяц практически не умеет играть один, зато может помочь донести пакет из магазина, придержать дверь, переместить белье из стиральной машины на сушилку, взбить молочный коктейль. Господи, он сам отдает деньги за булку с маком в пекарне, чтобы мне не пришлось тянуться. Я так привыкла к этому, что даже не замечаю. И не обращаю внимания на то, что и куда валится в процессе совершения этих действий. И валится, знаете, все меньше...


Ситуации успеха


Ребенку с отставанием в развитии важных функций необходимо показать, что в его жизни есть ситуации, где его успех не подлежит сомнению. Плохо говорит? Возможно, он же прекрасно рисует? Танцует? Лепит из глины? Прыгает в длину? Делает мостик? Изображает животных? Угадывает слова?


Предоставьте сыну или дочери возможность проявить себя. Это могут быть и домашние занятия, и кружки, и уличные игры, и беседы в машине. Неважно. Важно, что в этом ребенок действительно молодец и он это знает.


Эмоциональная оценка результатов


В книге "Общаться с ребенком. Как?" психолог Ю.Б. Гиппенрейтер пишет: "Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов". Это о чем?


Первый результат — знание или умение, которое он освоит.


Второй — тренировка общей способности учиться.


Третий — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование.


Наконец, четвертый результат — след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (друг другом остались недовольны).


Запомните, говорит Юлия Борисовна: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее.


А теперь представим: мы с вами решили чему-то научиться. Вязать крючком, готовить торт "Наполеон", владеть Photoshop на уровне профи — неважно. И вот мы пыхтим, у нас сначала не очень получается, потом вроде получается, потом что-то пригорело, спустило петлю, забыли, где искать фильтр, — потом опять получается.


В итоге мы с гордостью смотрим на кривой шарф, кривобокий торт и немножко кривовато обработанный портрет. И тут сверху голос: "А чего так криво-то? Могло быть и лучше". Это, скажем, муж, мама или господь бог, которые желают вам добра, хотят указать на ошибки и объяснить, как лучше. Ну как, вам захочется продолжать учиться?


Так вот: какая разница, криво ваш ребенок построил дом из Лего или не криво? Он, вспомните, не мог даже липучку на сандалике застегнуть и пять минут тихо посидеть, а тут дом построил. Круто?


Некоторые специалисты считают, что за очевидные и простые вещи детей хвалить не надо. Надо так: "Мама, я нарисовал солнышко". — "Вижу". Не согласна. Во-первых, для маленьких зайцев ничто не является очевидным — они учатся всему. Во-вторых, простым тоже поначалу не является ничто (как там ваш "Наполеон" — с первого раза получился как на картинке?). А в-третьих, если мы не будем хвалить наших детей, то кто их похвалит?


Другой вопрос, что прославлять за каждую мелочь, падать в обморок от экстатического восторга при виде нарисованного солнышка не обязательно. Гиперреакция радости не равна. А у нас тут радость, и ребенок, кстати, учится радоваться вместе с вами.



Авторская статья

Безусловное принятиеКонкретика и последовательностьУменьшение объема задачСнижение требований к аккуратностиОзвучиваем правила заранееПраво выбораВнятная система поощрений и наказанийПраво на ошибкуПоддержкаПомощник Стоит ли всеми силами "тянуть" особого ребенка до нормы — или принять его "особенность" и даже не пытаться? Родителям детей с теми или иными нарушениями развития постоянно приходится балансировать, искать "золотую середину" — и часто это становится очень полезным опытом для других. Ольга Морозова, автор книги "Такой ребенок: Опыт мамы особого малыша" дает возможность почувствовать трудности особого ребенка "на своей шкуре" — и выработать свою стратегию воспитания. Часто специалисты, работающие с детьми с какими-то отставаниями, нарушениями или особенностями, рассматривают каждый симптом в отдельности. Есть проблемы с моторикой — работаем с моторикой; проблемы с социальным взаимодействием — вовлекаем в коммуникацию; проблемы с речью — стимулируем речь. Но как отмечает, скажем, специалист по работе с гиперактивными детьми, доктор медицинских наук профессор Ю.С. Шевченко, "ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться.". Поскольку все функции головного мозга связаны, особым детям нужна комплексная помощь. Если у ребенка трудности в распознавании зрительных образов, он не учится эмоциям по выражению маминого лица. Если нарушена мелкая моторика, то и развитие речи, скорее всего, тоже нарушается. Среди направлений работы, которые помогают и тревожным, и гиперактивным детям (и, открою тайну, помогают детям вовсе без всяких нарушений), одно из главных — повышение самооценки. Из чего оно складывается? Помощник Помогая ребенку, мы как-то забываем, что и он может нам помочь. Да, сначала это немножко понарошку. А может, и не немножко. Однажды у нас в гостях была моя приятельница и ее дочка, ровесница моего сына. В какой-то момент я подобрала с пола бумажку и попросила девочку, ближе стоящую к мусорному ведру, ее выбросить. Совершенно автоматически, как обычно прошу своего зайца. У девочки приключился ступор. Сначала она не поняла, чего от нее хотят. Потом она не поняла зачем. Потом не поняла как. А потом полчаса удивленно спрашивала: "Вы заставляете меня копаться в грязи? Почему я должна выбрасывать мусор?" Повышение самооценки ведет к улучшению адаптации особых (и неособых) детей в нашем взрослом обществе. А ведь мы именно этого хотим, верно? А что может лучше показать ребенку, что он молодец, чем реальная помощь значимому человеку? Мой гиперактивный, тревожный, слабо управляемый пятилетний заяц практически не умеет играть один, зато может помочь донести пакет из магазина, придержать дверь, переместить белье из стиральной машины на сушилку, взбить молочный коктейль. Господи, он сам отдает деньги за булку с маком в пекарне, чтобы мне не пришлось тянуться. Я так привыкла к этому, что даже не замечаю. И не обращаю внимания на то, что и куда валится в процессе совершения этих действий. И валится, знаете, все меньше. Ситуации успеха Ребенку с отставанием в развитии важных функций необходимо показать, что в его жизни есть ситуации, где его успех не подлежит сомнению. Плохо говорит? Возможно, он же прекрасно рисует? Танцует? Лепит из глины? Прыгает в длину? Делает мостик? Изображает животных? Угадывает слова? Предоставьте сыну или дочери возможность проявить себя. Это могут быть и домашние занятия, и кружки, и уличные игры, и беседы в машине. Неважно. Важно, что в этом ребенок действительно молодец и он это знает. Эмоциональная оценка результатов В книге "Общаться с ребенком. Как?" психолог Ю.Б. Гиппенрейтер пишет: "Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов". Это о чем? Первый результат — знание или умение, которое он освоит. Второй — тренировка общей способности учиться. Третий — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование. Наконец, четвертый результат — след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (друг другом остались недовольны). Запомните, говорит Юлия Борисовна: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее. А теперь представим: мы с вами решили чему-то научиться. Вязать крючком, готовить торт "Наполеон", владеть Photoshop на уровне профи — неважно. И вот мы пыхтим, у нас сначала не очень получается, потом вроде получается, потом что-то пригорело, спустило петлю, забыли, где искать фильтр, — потом опять получается. В итоге мы с гордостью смотрим на кривой шарф, кривобокий торт и немножко кривовато обработанный портрет. И тут сверху голос: "А чего так криво-то? Могло быть и лучше". Это, скажем, муж, мама или господь бог, которые желают вам добра, хотят указать на ошибки и объяснить, как лучше. Ну как, вам захочется продолжать учиться? Так вот: какая разница, криво ваш ребенок построил дом из Лего или не криво? Он, вспомните, не мог даже липучку на сандалике застегнуть и пять минут тихо посидеть, а тут дом построил. Круто? Некоторые специалисты считают, что за очевидные и простые вещи детей хвалить не надо. Надо так: "Мама, я нарисовал солнышко". — "Вижу". Не согласна. Во-первых, для маленьких зайцев ничто не является очевидным — они учатся всему. Во-вторых, простым тоже поначалу не является ничто (как там ваш "Наполеон" — с первого раза получился как на картинке?). А в-третьих, если мы не будем хвалить наших детей, то кто их похвалит? Другой вопрос, что прославлять за каждую мелочь, падать в обморок от экстатического восторга при виде нарисованного солнышка не обязательно. Гиперреакция радости не равна. А у нас тут радость, и ребенок, кстати, учится радоваться вместе с вами. Автор Ольга Морозова Авторская статья
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Гороскоп дня.