3 условия для здоровой самооценки
Беатриса 31-мар, 10:00 538Чем могут быть опасны тренинги личностного роста? Они накачивают нас искусственным позитивом. Тренер личностного роста не научит нас опираться на реальность и на персональный опыт. Он не поможет разобраться в себе и в корне наших проблем. Как же быть? Вот три ключевых принципа позитивной психологии
«Путешествие к уверенности неуверенных в себе людей не начинается с нуля. Оно начинается с минус ста», — сказал Роберт Келси, автор книги «Код уверенности». И это действительно так: у людей с низкой самооценкой уже есть достаточно большой негативный опыт, поверх которого невозможно искусственно «нарисовать» оптимизм и радость. Именно поэтому мотивационные тренинги не работают в долгосрочной перспективе: они приносят лишь временное облегчение, после которого порой становится еще хуже, чем было. В статье поговорим о том, что реально способствует здоровой самооценке.
Почему самооценку нельзя поднять, накачивая себя искусственным позитивом
Известный американский психолог, профессор психологии Пенсильванского университета Мартин Селигман стал одним из основателей позитивной психологии. К сожалению, это направление в психологии незаслуженно ругают, и всё «благодаря» огромному количеству тренингов личностного роста, которые накачивают человека искусственным позитивом. Чем они опасны? Человек впадает в некое подобие маниакального состояния и начинает игнорировать законы реальности.
Тренеры личностного роста не учат нас опираться на реальность и на наш личный опыт. Они не помогают разобраться в себе и в корне наших проблем. На таких тренингах вам скажут то, что вы хотите услышать, и научат подстраивать реальность под порой совершенно неоправданные ожидания. Какое-то время вы будете убеждены, что жизнь и правда заиграла новыми красками, начала меняться в лучшую сторону. Но заряда, полученного на таких тренингах, как правило, хватает ненадолго, потому что он не подкреплен вашим личным опытом и вашими реальными возможностями. Рано или поздно с реальностью придется столкнуться, и падать будет больно. Осознание, что на самом деле вы реальностью не управляете, может привести к гневу и разочарованию.
Мартин Селигман предупреждает об этом в своей книге «Как научиться оптимизму». Он пишет, что «навыки оптимизма не имеют ничего общего со взглядом на мир сквозь розовые очки. Они не сводятся к постоянному проговариванию про себя позитивных аффирмаций, потому что такой способ имеет незначительный эффект, если вообще имеет.
А вот что действительно имеет значение, так это то, что вы думаете и говорите себе, когда с вами случается какая-то неудача». Способность менять привычные деструктивные мысли на более позитивные и, как ни странно, более реалистичные — вот что, по мнению Селигмана, является основой оптимизма.
Три базовых принципа позитивной психологии
Поговорим о трех базовых принципах позитивной психологии, которые помогут не падать духом, стать оптимистичнее и увереннее в себе.
1. Контроль над привычным стилем мышления
Мартин Селигман предлагает вернуть осознанность в наш привычный образ мыслей, который мы уже не контролируем. Вспомните, что вы на автомате говорите себе, когда у вас что-то не получается? Думаю, вы будете удивлены, как вы к себе безжалостны и как, на самом деле, ваши мысли далеки от реального положения дел. Важно это изменить, потому что привычные мысли превращаются в убеждения, а убеждения влияют на наши поступки, а из поступков состоит наша жизнь.
Селигман разработал интересную методику, которая позволяет вернуть контроль в эту область и улучшить общий эмоциональный настрой с опорой на реальность. Подробно об этой методике вы можете прочитать в нашем обзоре бестселлера Мартина Селигмана «Как научиться оптимизму».
2. Фокус внимания на положительном опыте
Каждый день с нами случаются разные события: и хорошие, и не очень. Однако мы склонны долго помнить плохое и почти не замечаем хорошее. Мартин Селигман предлагает поменять фокус внимания: сознательно концентрироваться на положительном. Это не значит, что всё остальное надо игнорировать. Это значит, что надо помочь своему мозгу запоминать не только плохое, но и хорошее. Если каждый вечер перед сном вы будете вспоминать, что хорошего с вами произошло за день, то через некоторое время удивитесь, как изменится ваше настроение и отношение к миру. Вы вдруг начнете осознавать, что и хорошее в вашей жизни тоже случается и его не так уж и мало, как вам казалось раньше.
3. Накопление положительного опыта
В начале статьи мы писали, что у неуверенных людей за плечами много негативного опыта. У некоторых дело доходит даже до выученной беспомощности. Этот термин предложил Мартин Селигман. Он обозначает состояние, когда человек, основываясь на своем предыдущем негативном опыте, теряет надежду что-либо изменить в будущем и вообще перестает что-либо делать. Особенно опасно такое состояние для детей. Если ребенок постоянно получает плохие оценки, и учитель транслирует ему, что на большее он не способен, то в какой-то момент ребенок перестает стараться: зачем делать уроки, если результат всегда один и тот же? Это опасное состояние, которое может закрепиться. Что же советует Мартин Селигман в своей книге?
Доктор Селигман советует: чтобы выйти из состояния выученной беспомощности, надо накапливать положительный опыт решения жизненных задач. В ситуации с детьми может быть даже придется создавать для ребенка ситуации успеха - по крайней мере вначале. Хвалите его даже за минимальные старания, находите в его работах хоть что-то, что можно расценить как, пусть маленький, но успех. Можно даже чуть-чуть преувеличить: важно, чтобы ребенок опять поверил, что может получить хорошую оценку — что от его усилий что-то зависит. Тут, конечно, нужна еще и помощь учителя.
А что же делать взрослым? Тоже самое — накапливать положительный опыт, и неважно, в какой области. Успех в чем-то одном распространяется на всё остальное. Любой положительный опыт (в спорте, хобби — где угодно) делает нас увереннее, помогает почувствовать свою силу. Благодаря этому, нам легче решиться на что-то новое или пережить неудачу. Наверно, этот феномен можно назвать по аналогии с выученной беспомощностью выученной привычкой к успеху.
Только так мы можешь поднять свою самооценку, а не с помощью аффирмаций и искусственного вливания в нас мотивационной энергии других людей на тренингах. Да, растить свой положительный опыт изнутри непросто, особенно если учесть, что отрицательного в разы больше. Но вода камень точит — постепенно, маленькими шагами это получится.
Мы, взрослые, находимся в более выигрышном положении, потому что сами можем создавать для себя эти ситуации успеха, а детям нужно помочь. В любом случае, Мартин Селигман уверен, что с выученной беспомощностью можно справиться с помощью привычки к успеху. Чем больше положительного опыта вы накопите, тем более уверенными станете - и ваша самооценка повысится.
Чем могут быть опасны тренинги личностного роста? Они накачивают нас искусственным позитивом. Тренер личностного роста не научит нас опираться на реальность и на персональный опыт. Он не поможет разобраться в себе и в корне наших проблем. Как же быть? Вот три ключевых принципа позитивной психологии«Путешествие к уверенности неуверенных в себе людей не начинается с нуля. Оно начинается с минус ста», — сказал Роберт Келси, автор книги «Код уверенности». И это действительно так: у людей с низкой самооценкой уже есть достаточно большой негативный опыт, поверх которого невозможно искусственно «нарисовать» оптимизм и радость. Именно поэтому мотивационные тренинги не работают в долгосрочной перспективе: они приносят лишь временное облегчение, после которого порой становится еще хуже, чем было. В статье поговорим о том, что реально способствует здоровой самооценке. Почему самооценку нельзя поднять, накачивая себя искусственным позитивом Известный американский психолог, профессор психологии Пенсильванского университета Мартин Селигман стал одним из основателей позитивной психологии. К сожалению, это направление в психологии незаслуженно ругают, и всё «благодаря» огромному количеству тренингов личностного роста, которые накачивают человека искусственным позитивом. Чем они опасны? Человек впадает в некое подобие маниакального состояния и начинает игнорировать законы реальности. Тренеры личностного роста не учат нас опираться на реальность и на наш личный опыт. Они не помогают разобраться в себе и в корне наших проблем. На таких тренингах вам скажут то, что вы хотите услышать, и научат подстраивать реальность под порой совершенно неоправданные ожидания. Какое-то время вы будете убеждены, что жизнь и правда заиграла новыми красками, начала меняться в лучшую сторону. Но заряда, полученного на таких тренингах, как правило, хватает ненадолго, потому что он не подкреплен вашим личным опытом и вашими реальными возможностями. Рано или поздно с реальностью придется столкнуться, и падать будет больно. Осознание, что на самом деле вы реальностью не управляете, может привести к гневу и разочарованию. Мартин Селигман предупреждает об этом в своей книге «Как научиться оптимизму». Он пишет, что «навыки оптимизма не имеют ничего общего со взглядом на мир сквозь розовые очки. Они не сводятся к постоянному проговариванию про себя позитивных аффирмаций, потому что такой способ имеет незначительный эффект, если вообще имеет. А вот что действительно имеет значение, так это то, что вы думаете и говорите себе, когда с вами случается какая-то неудача». Способность менять привычные деструктивные мысли на более позитивные и, как ни странно, более реалистичные — вот что, по мнению Селигмана, является основой оптимизма. Три базовых принципа позитивной психологии Поговорим о трех базовых принципах позитивной психологии, которые помогут не падать духом, стать оптимистичнее и увереннее в себе. 1. Контроль над привычным стилем мышления Мартин Селигман предлагает вернуть осознанность в наш привычный образ мыслей, который мы уже не контролируем. Вспомните, что вы на автомате говорите себе, когда у вас что-то не получается? Думаю, вы будете удивлены, как вы к себе безжалостны и как, на самом деле, ваши мысли далеки от реального положения дел. Важно это изменить, потому что привычные мысли превращаются в убеждения, а убеждения влияют на наши поступки, а из поступков состоит наша жизнь. Селигман разработал интересную методику, которая позволяет вернуть контроль в эту область и улучшить общий эмоциональный настрой с опорой на реальность. Подробно об этой методике вы можете прочитать в нашем обзоре бестселлера Мартина Селигмана «Как научиться оптимизму». 2. Фокус внимания на положительном опыте Каждый день с нами случаются разные события: и хорошие, и не очень. Однако мы склонны долго помнить плохое и почти не замечаем хорошее. Мартин Селигман предлагает поменять фокус внимания: сознательно концентрироваться на положительном. Это не значит, что всё остальное надо игнорировать. Это значит, что надо помочь своему мозгу запоминать не только плохое, но и хорошее. Если каждый вечер перед сном вы будете вспоминать, что хорошего с вами произошло за день, то через некоторое время удивитесь, как изменится ваше настроение и отношение к миру. Вы вдруг начнете осознавать, что и хорошее в вашей жизни тоже случается и его не так уж и мало, как вам казалось раньше. 3. Накопление положительного опыта В начале статьи мы писали, что у неуверенных людей за плечами много негативного опыта. У некоторых дело доходит даже до выученной беспомощности. Этот термин предложил Мартин Селигман. Он обозначает состояние, когда человек, основываясь на своем предыдущем негативном опыте, теряет надежду что-либо изменить в будущем и вообще перестает что-либо делать. Особенно опасно такое состояние для детей. Если ребенок постоянно получает плохие оценки, и учитель транслирует ему, что на большее он не способен, то в какой-то момент ребенок перестает стараться: зачем делать уроки, если результат всегда один и тот же? Это опасное состояние, которое может закрепиться. Что же советует Мартин Селигман в своей книге? Доктор Селигман советует: чтобы выйти из состояния выученной беспомощности, надо накапливать положительный опыт решения жизненных задач. В ситуации с детьми может быть даже придется создавать для ребенка ситуации успеха - по крайней мере вначале. Хвалите его даже за минимальные старания, находите в его работах хоть что-то, что можно расценить как, пусть маленький, но успех. Можно даже чуть-чуть преувеличить: важно, чтобы ребенок опять поверил, что может получить хорошую оценку — что от его усилий что-то зависит. Тут, конечно, нужна еще и помощь учителя. А что же делать взрослым? Тоже самое — накапливать положительный опыт, и неважно, в какой области. Успех в чем-то одном распространяется на всё остальное. Любой положительный опыт (в спорте, хобби — где угодно) делает нас увереннее, помогает почувствовать свою силу. Благодаря этому, нам легче решиться на что-то новое или пережить неудачу. Наверно, этот феномен можно назвать по аналогии с выученной беспомощностью выученной привычкой к успеху. Только так мы можешь поднять свою самооценку, а не с помощью аффирмаций и искусственного вливания в нас мотивационной энергии других людей на тренингах. Да, растить свой положительный опыт изнутри непросто, особенно если учесть, что отрицательного в разы больше. Но вода камень точит — постепенно, маленькими шагами это получится. Мы, взрослые, находимся в более выигрышном положении, потому что сами можем создавать для себя эти ситуации успеха, а детям нужно помочь. В любом случае, Мартин Селигман уверен, что с выученной беспомощностью можно справиться с помощью привычки к успеху. Чем больше положительного опыта вы накопите, тем более уверенными станете - и ваша самооценка повысится.