Дзюдо или рисование: специалист объясняет, как выбирать занятия для ребенка и стоит ли его нагружать с самого детства - «Материнство»
Федот 06-ноя, 08:20 239Читать раньше, чем ходить, языки с рождения, после трех уже поздно – знакомы ли вам эти фразы? Большинство родителей практически с рождения ребенка обременены выбором: с пеленок пробовать всевозможные методики развития детей, прививать им одновременно любовь к спорту и искусству, учить читать и писать, как можно раньше, или довериться интуиции и давать ребенку только то, к чему он будет самостоятельно проявлять интерес.
Многие мамы и папы цепляются за возможность раннего обучения, как за спасательный круг. Зачастую в попытках вырастить счастливого способного ребенка и удовлетворить свои родительские амбиции игнорируется интуиция и здравый смысл. Как не перестараться с количеством занятий, но не лишить ребенка возможности узнать что-то новое?
Педагог и старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА» Татьяна Барзаковская объясняет, почему спорт не должен идти вместо занятий музыкой и как детские секции способствуют формированию здоровой психики у ребенка.
Татьяна Барзаковская
Старший тренер, член методической группы в «МОЗГОШКОЛЕ», филолог, переводчик, педагог, специалист по межкультурной коммуникации. Опыт работы с детьми более 10 лет.
Мой личный опыт, как мамы двух дочек 15 и 12 лет, подсказывает, что в дошкольный период стоит знакомить ребенка с максимально возможными для его возраста занятиями, создать среду, где он может себя пробовать и выбирать, что ему в данный момент по душе. Для своих детей я определила три направления: спорт, музыка и творчество. Плавание и айкидо, скрипка и народное пение, художественная студия (с которой мы сейчас много ездим по России на пленэры и проводим семейные лагеря).
Спорт и другие активные занятия
Доказано, что ребенку нужно много двигаться прежде всего для развития мозга. Физическая нагрузка улучшает координацию и кровообращение, что способствует насыщению мозга кислородом. А для развития памяти детям с 3-4 лет нужно предоставлять возможность как можно больше перемещаться в 3D-пространствах: панда-парках, спортивных комплексах, лабиринтах.
В домашних условиях вполне подойдет шведская стенка. Можно давать ребенку серию заданий на время. Например, три раза заползти по канату, десять секунд провисеть на перекладине, потом пять раз залезть на шведскую стенку и десять раз закинуть мяч в корзину. Если говорить о спортивных секциях, то я и мои коллеги всегда рекомендуют плавание детям любого возраста. Особенно оно подходит детям, у которых есть склонность к тревожности и сложности с усидчивостью. Лично я – за раннее плавание. Помимо пользы для физического и психического развития ребенка, хочу отметить спокойствие за детей во время поездок на любые водоемы. Но при этом даже хорошо плавающим детям важно объяснить правила безопасного поведения на открытой воде, а также рассказать про обратное течение. В первые 7 лет жизни темп и уровень развития мозга отстает от физического, поэтому дети могут неадекватно оценивать свои силы.
Активным мальчикам и девочкам отлично подойдут единоборства. Мы с коллегами не рекомендуем бокс и виды спорта с ударными техниками из-за возможных травм головы, но среди боевых искусств много менее травмоопасных направлений. Например, ребятам, любящим соревноваться, можно пойти на дзюдо, а тем, кому конкуренция не важна, – на айкидо.
Айкидо рекомендую еще и тем, кого обижают, например, в школе, и кто не может дать отпор и правильно отстоять свои границы: этот вид единоборств основан на использовании агрессии нападающего против него самого.
Единоборства – это прежде всего самосовершенствование. В них есть кодекс чести и клятва ученика. А еще важна личность тренера-наставника, следование установленной идеологии и уважение ко всем участникам процесса.
Еще один вариант полезной активности для детей – современные групповые танцы. Рекомендую их для развития координации, самоконтроля и группового взаимодействия. Более того, в танцах нужно уметь многократно повторять движения – это важно для активации работы зеркальных нейронов и учит осознанному послушанию, а это хорошо в «протестные» периоды взросления.
Музыкальное образование и творчество
Музыкальные занятия и посещение концертов развивают духовную и эмоциональную сферы ребенка, прививают вкус. Игра на любом музыкальном инструменте способствует улучшению координации, чувства ритма, слуха и памяти. Пение укрепляет и развивает дыхательную систему. Более того, занятия музыкой способствуют развитию математических способностей и логики. А детям, которым сложно выражать свои эмоции, музыка поможет раскрепоститься.
В моей семье, например, старшая дочка играет на скрипке, а во время карантина сама освоила гитару. Младшая поет в фольклорном коллективе. Я осваиваю аккордеон и играю на фортепиано. Периодически мы устраиваем домашние концерты.
Рисование, изучение истории искусств, знакомство с культурами народов России и других стран, участие в тематических поездках и экскурсиях, театральные занятия закладывают базу для интеллектуального и духовного развития ребенка и позволяют даже самому маленькому человеку в доступной форме познавать искусство.
Занятия рисованием рекомендую детям, которым сложно завершать начатое и у которых есть трудности с мелкой моторикой (например, плохой почерк). Рисуя, ребенок осваивает мелкомоторные движения (штриховка) и по доброй воле и с удовольствием заканчивает начатую картину. До 10-11 лет лучше избегать рисования в классических техниках и по шаблону.
Путешествия, посещение музеев и галерей тоже положительно сказываются на формировании и становлении личности: чем лучше «насмотренность» у ребенка, даже если он пока этого не осознает, тем больше у него потенциал для будущей творческой реализации. Развивать воображение и реализовываться в творчестве – важная потребность человека.
Театральные занятия (сторителлинг) прекрасно развивают речь и позволяют воплотить свои истории в жизнь – это хорошая возможность для детей, которые постоянно фантазируют и стремятся быть услышанными.
Разнообразные занятия будут полезны, если их подбирать с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка и не зацикливаться на чем-то одном.
Как бы ни были велики родительские амбиции, нужно уметь вовремя остановиться, особенно, если видно, что ребенка физически и психически травмирует то, чем он занимается. А также помнить, что даже если на ребенке «написано», что он рожден для баскетбола или рисования, он не обязан именно этому посвятить свою жизнь.
Что почитать на эту тему
Методики Марии Монтессори и Вальдорфская педагогика
Они способствуют гармоничному ненасильственному развитию ребенка в дошкольный период. Эти методики хорошо реализуются в постоянном коллективе. Более того, в разновозрастной группе лучше всего развивается эмоциональный интеллект и дети учатся играть по правилам.
Методики Гленна Домана
Я бы не стала рекомендовать их в раннем возрасте, так как этот метод расходует огромный энергетический ресурс ребенка, необходимый для естественного развития и установления прочных эмоциональных связей с родителями и близким окружением. Однако, родителям ознакомиться можно.
Читать раньше, чем ходить, языки с рождения, после трех уже поздно – знакомы ли вам эти фразы? Большинство родителей практически с рождения ребенка обременены выбором: с пеленок пробовать всевозможные методики развития детей, прививать им одновременно любовь к спорту и искусству, учить читать и писать, как можно раньше, или довериться интуиции и давать ребенку только то, к чему он будет самостоятельно проявлять интерес. Многие мамы и папы цепляются за возможность раннего обучения, как за спасательный круг. Зачастую в попытках вырастить счастливого способного ребенка и удовлетворить свои родительские амбиции игнорируется интуиция и здравый смысл. Как не перестараться с количеством занятий, но не лишить ребенка возможности узнать что-то новое? Педагог и старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА» Татьяна Барзаковская объясняет, почему спорт не должен идти вместо занятий музыкой и как детские секции способствуют формированию здоровой психики у ребенка. Татьяна Барзаковская Старший тренер, член методической группы в «МОЗГОШКОЛЕ», филолог, переводчик, педагог, специалист по межкультурной коммуникации. Опыт работы с детьми более 10 лет. Мой личный опыт, как мамы двух дочек 15 и 12 лет, подсказывает, что в дошкольный период стоит знакомить ребенка с максимально возможными для его возраста занятиями, создать среду, где он может себя пробовать и выбирать, что ему в данный момент по душе. Для своих детей я определила три направления: спорт, музыка и творчество. Плавание и айкидо, скрипка и народное пение, художественная студия (с которой мы сейчас много ездим по России на пленэры и проводим семейные лагеря). Спорт и другие активные занятия Доказано, что ребенку нужно много двигаться прежде всего для развития мозга. Физическая нагрузка улучшает координацию и кровообращение, что способствует насыщению мозга кислородом. А для развития памяти детям с 3-4 лет нужно предоставлять возможность как можно больше перемещаться в 3D-пространствах: панда-парках, спортивных комплексах, лабиринтах. В домашних условиях вполне подойдет шведская стенка. Можно давать ребенку серию заданий на время. Например, три раза заползти по канату, десять секунд провисеть на перекладине, потом пять раз залезть на шведскую стенку и десять раз закинуть мяч в корзину. Если говорить о спортивных секциях, то я и мои коллеги всегда рекомендуют плавание детям любого возраста. Особенно оно подходит детям, у которых есть склонность к тревожности и сложности с усидчивостью. Лично я – за раннее плавание. Помимо пользы для физического и психического развития ребенка, хочу отметить спокойствие за детей во время поездок на любые водоемы. Но при этом даже хорошо плавающим детям важно объяснить правила безопасного поведения на открытой воде, а также рассказать про обратное течение. В первые 7 лет жизни темп и уровень развития мозга отстает от физического, поэтому дети могут неадекватно оценивать свои силы. Активным мальчикам и девочкам отлично подойдут единоборства. Мы с коллегами не рекомендуем бокс и виды спорта с ударными техниками из-за возможных травм головы, но среди боевых искусств много менее травмоопасных направлений. Например, ребятам, любящим соревноваться, можно пойти на дзюдо, а тем, кому конкуренция не важна, – на айкидо. Айкидо рекомендую еще и тем, кого обижают, например, в школе, и кто не может дать отпор и правильно отстоять свои границы: этот вид единоборств основан на использовании агрессии нападающего против него самого. Единоборства – это прежде всего самосовершенствование. В них есть кодекс чести и клятва ученика. А еще важна личность тренера-наставника, следование установленной идеологии и уважение ко всем участникам процесса. Еще один вариант полезной активности для детей – современные групповые танцы. Рекомендую их для развития координации, самоконтроля и группового взаимодействия. Более того, в танцах нужно уметь многократно повторять движения – это важно для активации работы зеркальных нейронов и учит осознанному послушанию, а это хорошо в «протестные» периоды взросления. Музыкальное образование и творчество Музыкальные занятия и посещение концертов развивают духовную и эмоциональную сферы ребенка, прививают вкус. Игра на любом музыкальном инструменте способствует улучшению координации, чувства ритма, слуха и памяти. Пение укрепляет и развивает дыхательную систему. Более того, занятия музыкой способствуют развитию математических способностей и логики. А детям, которым сложно выражать свои эмоции, музыка поможет раскрепоститься. В моей семье, например, старшая дочка играет на скрипке, а во время карантина сама освоила гитару. Младшая поет в фольклорном коллективе. Я осваиваю аккордеон и играю на фортепиано. Периодически мы устраиваем домашние концерты. Рисование, изучение истории искусств, знакомство с культурами народов России и других стран, участие в тематических поездках и экскурсиях, театральные занятия закладывают базу для интеллектуального и духовного развития ребенка и позволяют даже самому маленькому человеку в доступной форме познавать искусство. Занятия рисованием рекомендую детям, которым сложно завершать начатое и у которых есть трудности с мелкой моторикой (например, плохой почерк). Рисуя, ребенок осваивает мелкомоторные движения (штриховка) и по доброй воле и с удовольствием заканчивает начатую картину. До 10-11 лет лучше избегать рисования в классических техниках и по шаблону. Путешествия, посещение музеев и галерей тоже положительно сказываются на формировании и становлении личности: чем лучше «насмотренность» у ребенка, даже если он пока этого не осознает, тем больше у него потенциал для будущей творческой реализации. Развивать воображение и реализовываться в творчестве – важная потребность человека. Театральные занятия (сторителлинг) прекрасно развивают речь и позволяют воплотить свои истории в жизнь – это хорошая возможность для детей, которые постоянно фантазируют и стремятся быть услышанными. Разнообразные занятия будут полезны, если их подбирать с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка и не зацикливаться на чем-то одном. Как бы ни были велики родительские амбиции, нужно уметь вовремя остановиться, особенно, если видно, что ребенка физически и психически травмирует то, чем он занимается. А также помнить, что даже если на ребенке «написано», что он рожден для баскетбола или рисования, он не обязан именно этому посвятить свою жизнь. Что почитать на эту тему Методики Марии Монтессори и Вальдорфская педагогика Они способствуют гармоничному ненасильственному развитию ребенка в дошкольный период. Эти методики хорошо реализуются в постоянном коллективе. Более того, в разновозрастной группе лучше всего развивается эмоциональный интеллект и дети учатся играть по правилам. Методики Гленна Домана Я бы не стала рекомендовать их в раннем возрасте, так как этот метод расходует огромный энергетический ресурс ребенка, необходимый для естественного развития и установления прочных эмоциональных связей с родителями и близким окружением. Однако, родителям ознакомиться можно.