Делают все, что говорят друзья, и не отлипают от телефонов: гайд по мирному решению конфликтов для родителей подростков - «Материнство»
Russel 17-май, 09:20 201Говорят, родители дважды переживают подростковый возраст: первый - свой, второй - детей. Справиться с этим без серьезных потерь даже один раз - уже почти подвиг, а уж когда дело касается тех, кто зависит от тебя, задача усложняется. Взрослые зачастую забывают себя в 13-17 лет, им кажется, что дети не уважают их, что им наплевать на старания и переживания семьи. В действительности происходит иное: мозг подростков формируется, гормоны бунтуют, самоидентификация только начинает проклевываться. Химические процессы в мозге побуждают его к гипертрофированной социализации. Он становится сверхчувствительным к влиянию своих сверстников.
Самое неприятное в этом - то, что ваше чадо усвоит в 11, может оказаться невостребованным в 14. И родителям трудно заранее адаптироваться к ожидающим их «американским горкам». Им не всегда легко сохранять связь, особенно на том этапе, когда ребенок захлопывает перед носом дверь своей комнаты. Как удержаться от ответной реакции? Об этом - в книге «Мы не понимаем друг друга» известного французского психотерапевта Изабель Филльозы. Она - мама двоих детей, ведущий специалист по позитивному воспитанию подростков, автор переведенных на многие языки бестселлеров по психологии и воспитанию.
Что делать, если ребенок прилип к своему смартфону?
Смартфон в наше время - средство для снятия стресса. Это как игрушка для взрослых. Когда их спрашивают, какой предмет они спасали бы в случае пожара, если бы могли взять
с собой только что-то одно, феноменальное количество людей всех возрастов выбирают сегодня свой мобильный телефон. Известно ли вам, что уже один вид телефона вызывает в мозге подростка всплеск нейромедиаторов радости, удовольствия и благополучия? Запреты и угрозы отобрать телефон могут лишь усугубить недоверие к взрослым и желание пользоваться мобильным для укрепления отношений с друзьями и подругами! Смартфон стал источником приятного ощущения, что подросток не одинок, что у него есть свой круг друзей.
Это своего рода убежище, и не стоит запретами придавать ему еще большую значимость
Текстовые сообщения и социальные сети отвечают сильнейшему в этом возрасте желанию социализации. Подросток особенно привязан к своим приятелям. В его мире родители чувствуют себя лишними, что вызывает у них раздражение.
Решение:
- предложить подростку совместно поискать в интернете информацию о длине излучаемых волн, об их влиянии на мозг и тело, об электромагнитном загрязнении, синем свете, выделении телефоном тепла и его влиянии на органы, если его носить в кармане брюк
- договориться об условиях пользования телефоном, вместе разработать правила, которые соблюдаются всеми, включая родителей! Если подросток до такой степени заигрывается, что теряет связь даже со своими приятелями, можно с ним договориться об ограничении доступа к интернету - до тех пор, пока не уменьшится количество эндогенных опиоидов в его системе вознаграждения, и он сможет снова регулировать свое поведение. Необходимо ясно объяснить ему - так же, как и самим себе, - что речь идет не о наказании, а о совместно принятом решении об оказании ему помощи в том, чтобы избавиться от этой зависимости. Мы вместе, бок о бок, а не лицом к лицу.
- исходить из его страстей. Игра, которая его занимает, проходит в средневековом сеттинге? Тогда почему бы не предложить ему не просто экскурсию в средневековый замок, но участие летом в его реконструкции? Ключом могут послужить его интерес и исследовательская страсть. Привязка и еще раз привязка к конкретике, а также возможность обрести опыт, находиться в движении, осуществить нечто, позволяющее почувствовать, как выросла его собственная значимость. Можно также предложить некий встречный вызов: ты определяешься со временем, которое уделяешь телефону, а я перестаю торчать за компом, отвечая на письма/прекращаю есть шоколад/бросаю курить/посвящаю тебе свое время...
... готов делать все, что предлагают друзья?
Экспериментально доказано, что, оставшись одни, подростки столь же осторожны, как и взрослые, если не больше. Но в присутствии друзей и подруг это совсем другая история. Гиперчувствительность мозга к социальным сигналам искажает реальность, восприятие опасности отодвигается на второй план, понижается способность ее оценивать. Родительские запреты ничего не значат. Подросток с неудовлетворенной потребностью в общении и самостоятельности перестает воспринимать даже очевидную опасность.
Решение: вместо того чтобы обвинять подростков в том, что от них не зависит и связано в этом возрасте с незрелостью мозга, давайте направим наше внимание на их потребность в изучении окружающего мира и совместном труде, на желание преодолеть запреты. Невероятная энергия подростков находит выход в том, чтобы быть частью какого-то сообщества, возглавить его, собрать музыкальную группу, участвовать в акциях солидарности и т. д. Все подростки испытывают потребность в свободе и возможности реализовать свои творческие импульсы и таланты. Если они не могут обрести эту свободу, создав новый мир, вложившись в некий проект, им остается только нарушать запреты и ограничения, чтобы бросить вызов взрослым.
.... страдает от травли в соцсетях или сам ее устраивает?
Подростки рисуют на столах, разрисовывают стены. Они оставляют следы, они шокируют, они проверяют свою власть над миром... В прежние времена молодые люди звонили в дверь и прятались за углом. В эпоху телефонов они днями напролет забавлялись телефонными шутками. Однако новые цифровые средства связи усугубляют ситуацию. Ощущение безнаказанности, дистанция и сетевая анонимность побуждают их осмелиться говорить то, что они никогда бы не посмели высказать в лицо. Запретив себе проявлять стыд, страх, отчаяние из опасения уронить себя в глазах окружающих, некоторые сбрасывают напряжение в сети, выбирая жертву.
Каждый пятый ученик становится жертвой кибербуллинга
Вопреки представлениям подростка обмен мнениями в социальных сетях - отнюдь не интимное общение. Все, что проходит через интернет, является достоянием общественности. Первостепенное значение имеет безопасность, однако важно уважать и приватность.
Решение:
- установить правило: «Я никогда не буду читать твой дневник или СМС. Но то, что ты выкладываешь на фейсбуке, может прочесть любой, в том числе и я. То, что не могут видеть другие, я тоже не увижу, но то, что можно взломать или просто просмотреть, - другое дело. Нельзя доверять всем, кто может получить доступ к твоему профилю». Ваше присутствие на его аккаунтах снижает риски. Мама не шпионит и не читает всю переписку, но при необходимости он может сказать бестактным пользователям интернета: «Моя мама может видеть то, что вы выкладываете». Различные приложения позволяют возложить ответственность на подростка в отношении пользования соцсетями, вместо того чтобы это ему запрещать.
- развивать эмпатию. Когнитивная эмпатия, то есть способность поставить себя на место других людей зависит от развития медиальной префронтальной коры. Она увеличивается у девочек к 13 годам, а у мальчиков не раньше, чем к 15, и ее развитие завершается к 21 году. Эмоциональная эмпатия, то есть способность испытывать то, что чувствует другой человек, зависит от лимбического мозга. Из-за нарастающей выработки тестостерона она снижается у мальчиков в возрасте от 13 до 16 лет. Чем они более физически зрелые, тем ниже у них способность к эмпатии. К счастью, к концу подросткового возраста к мальчикам возвращается эмоциональная восприимчивость. У девочек на протяжении всего созревания способность к эмпатии остается стабильной, что не мешает им порой проявлять жестокость по отношению друг к другу. Мальчики в возрасте 15–18 лет, имеющие обыкновение говорить с отцом и чувствующие его поддержку, проявляют лучшие способности ставить себя на место другого человека, чем остальные.
- забрать подростка из колледжа, чтобы уберечь его от преследований, если ситуация складывается неблагоприятно. Это несправедливо, однако длящаяся травма может нанести ему серьезный вред в долгосрочной перспективе.
Травля или киберугрозы - не личная проблема того или другого человека, но социальное явление. Поэтому терапия должна быть социальной. Это не злой ребенок и его жертва. Это групповое явление, которое обращено то на одного, то на другого ребенка. Если в учебном заведении или микрорайоне динамически развивается отчуждение, у жертвы мало шансов из него выйти. Регулирование происходящего взрослыми меняет ситуацию в группе.
Обидчик должен иметь возможность выйти из своей роли без унижения. Жертве необходимо выражать свои чувства и быть услышанной другими. Пассивным свидетелям необходимо выражать свои сомнения и тревогу, страх, стыд и сочувствие. Всем нужно иметь возможность высказаться, чтобы выйти из этой неприятной ситуации.
Для того чтобы выразить себя, нужно безопасное пространство, где приветствуется каждое высказывание, позволяющее проявлять самые сокровенные чувства, в том числе стыд. Опыт показывает, что, если помочь им размышлять в свободной атмосфере, без осуждения и нотаций («Как по-вашему, что чувствует эта девушка?»), - они сразу скажут: «Она испытывает страх, стыд, гнев, презрение, желание мести, огромное одиночество...» То есть они осознают ситуацию и, проявив сочувствие, горько сожалеют о своих поступках. Опыт такой беседы каждый раз поражает взрослых, настолько нам трудно понять, что подростки не осознавали неблаговидность своего поступка.
... обещает и не выполняет?
Удерживаться от того, чтобы делать что-то запрещенное, подростку гораздо труднее, чем ребенку или взрослому. Ответственность - это компетенция префронтального мозга, которая подавляется послушанием. Подчиняться приказам (делать не задумываясь) полезно в экстренных случаях, но контрпродуктивно для развития ответственности.
Ощущение собственной ответственности, вместо требований подчинения, дает гарантию его внимания и заботы о безопасности.
Решение: мобилизуем его префронтальный мозг: если приятель предлагает тебе прокатиться на его скутере, как ты отреагируешь? У тебя есть десять вариантов... Важно побудить его найти хотя бы десять вариантов ответа, потому что первые, которые он предложит, - это, как правило, те, которые подросток предлагает, зная, что именно этого ждет от него родитель. Они не будут действенны. Он изложит их ради нас, а не потому, что сам так думает. Важно включать в рассмотрение опасные варианты, иначе подросток не обдумает их заранее и не сможет подготовиться к тому, чтобы их отклонить! Мы даем ему продумать максимальное число ответов, это важный процесс: мобилизация его префронтального мозга.
Если он сам себе это представит, эти картинки в нужный момент всплывут в его воображении
Главное - не спрашивать его, какое решение он в конечном итоге предпочтет, поскольку это сведет на нет всю нашу работу.
... никак не хочет вставать по утрам?
В возрасте от 12 до 14 лет происходит изменение ритма секреции мелатонина - гормона шишковидной железы (эпифиза), который отвечает за цикл бодрствования/сна. Естественное время засыпания подростка - от 23 до 1 часа ночи, при максимальном пороге секреции мелатонина, а пробуждение - между 9 и 10 часами, когда уровень кортизола (гормона стресса, адаптации), вызывающего пробуждение, начинает подниматься. Ученые называют эту тенденцию «задержкой фазы сна». У некоторых задержка фазы увеличивается, они не могут заснуть до 2–3 часов утра и даже позже и не просыпаются до 11. Это явление наблюдалось во всех культурах, даже тогда, когда не было телевизора и смартфона, а также у многих млекопитающих. Конечно, существует значительная индивидуальная вариативность, и некоторые люди более активны вечером, другие - утром. Тем не менее на шишковидную железу, а следовательно, и на выработку мелатонина влияет свет, особенно синий свет электронных гаджетов, а также уличное освещение, проникающее в комнату.
Решение: никаких гаджетов за час перед сном. Смартфон в режиме полета должен находиться на расстоянии более двух метров от головы. Вайфай на ночь выключен. Утром, после пробуждения, надо выпить стакан апельсинового сока (лучше сок из свежих фруктов и овощей!), чтобы повысить уровень сахара.
Говорят, родители дважды переживают подростковый возраст: первый - свой, второй - детей. Справиться с этим без серьезных потерь даже один раз - уже почти подвиг, а уж когда дело касается тех, кто зависит от тебя, задача усложняется. Взрослые зачастую забывают себя в 13-17 лет, им кажется, что дети не уважают их, что им наплевать на старания и переживания семьи. В действительности происходит иное: мозг подростков формируется, гормоны бунтуют, самоидентификация только начинает проклевываться. Химические процессы в мозге побуждают его к гипертрофированной социализации. Он становится сверхчувствительным к влиянию своих сверстников. Самое неприятное в этом - то, что ваше чадо усвоит в 11, может оказаться невостребованным в 14. И родите лям трудно заранее адаптироваться к ожидающим их «аме риканским горкам». Им не всегда легко сохранять связь, особенно на том этапе, когда ребенок захлопывает перед но сом дверь своей комнаты. Как удержаться от ответной реакции? Об этом - в книге «Мы не понимаем друг друга» известного французского психотерапевта Изабель Филльозы. Она - мама двоих детей, ведущий специалист по позитивному воспитанию подростков, автор переведенных на многие языки бестселлеров по психологии и воспитанию. Что делать, если ребенок прилип к своему смартфону? Смартфон в наше время - средство для снятия стресса. Это как игрушка для взрослых. Когда их спрашивают, какой предмет они спасали бы в случае пожара, если бы могли взять с собой только что-то одно, феноменальное количество людей всех возрастов выбирают сегодня свой мобильный телефон. Известно ли вам, что уже один вид телефона вызывает в мозге подростка всплеск нейромедиаторов радости, удовольствия и благополучия? Запреты и угрозы отобрать телефон могут лишь усугубить недоверие к взрослым и желание пользоваться мобильным для укрепления отношений с друзьями и подругами! Смартфон стал источником приятного ощущения, что подросток не одинок, что у него есть свой круг друзей. Это своего рода убежище, и не стоит запретами придавать ему еще большую значимость Текстовые сообщения и социальные сети отвечают сильнейшему в этом возрасте желанию социализации. Подросток особенно привязан к своим приятелям. В его мире родители чувствуют себя лишними, что вызывает у них раздражение. Решение: предложить подростку совместно поискать в интернете информацию о длине излучаемых волн, об их влиянии на мозг и тело, об электромагнитном загрязнении, синем свете, выделении телефоном тепла и его влиянии на органы, если его носить в кармане брюк договориться об условиях пользования телефоном, вместе разработать правила, которые соблюдаются всеми, включая родителей! Если подросток до такой степени заигрывается, что теряет связь даже со своими приятелями, можно с ним договориться об ограничении доступа к интернету - до тех пор, пока не уменьшится количество эндогенных опиоидов в его системе вознаграждения, и он сможет снова регулировать свое поведение. Необходимо ясно объяснить ему - так же, как и самим себе, - что речь идет не о наказании, а о совместно принятом решении об оказании ему помощи в том, чтобы избавиться от этой зависимости. Мы вместе, бок о бок, а не лицом к лицу. исходить из его страстей. Игра, которая его занимает, проходит в средневековом сеттинге? Тогда почему бы не предложить ему не просто экскурсию в средневековый замок, но участие летом в его реконструкции? Ключом могут послужить его интерес и исследовательская страсть. Привязка и еще раз привязка к конкретике, а также возможность обрести опыт, находиться в движении, осуществить нечто, позволяющее почувствовать, как выросла его собственная значимость. Можно также предложить некий встречный вызов: ты определяешься со временем, которое уделяешь телефону, а я перестаю торчать за компом, отвечая на письма/прекращаю есть шоколад/бросаю курить/посвящаю тебе свое время. . готов делать все, что предлагают друзья? Экспериментально доказано, что, оставшись одни, подростки столь же осторожны, как и взрослые, если не больше. Но в присутствии друзей и подруг это совсем другая история. Гиперчувствительность мозга к социальным сигналам искажает реальность, восприятие опасности отодвигается на второй план, понижается способность ее оценивать. Родительские запреты ничего не значат. Подросток с неудовлетворенной потребностью в общении и самостоятельности перестает воспринимать даже очевидную опасность. Решение: вместо того чтобы обвинять подростков в том, что от них не зависит и связано в этом возрасте с незрелостью мозга, давайте направим наше внимание на их потребность в изучении окружающего мира и совместном труде, на желание преодолеть запреты. Невероятная энергия подростков находит выход в том, чтобы быть частью какого-то сообщества, возглавить его, собрать музыкальную группу, участвовать в акциях солидарности и т. д. Все подростки испытывают потребность в свободе и возможности реализовать свои творческие импульсы и таланты. Если они не могут обрести эту свободу, создав новый мир, вложившись в некий проект, им остается только нарушать запреты и ограничения, чтобы бросить вызов взрослым. страдает от травли в соцсетях или сам ее устраивает? Подростки рисуют на столах, разрисовывают стены. Они оставляют следы, они шокируют, они проверяют свою власть над миром. В прежние времена молодые люди звонили в дверь и прятались за углом. В эпоху телефонов они днями напролет забавлялись телефонными шутками. Однако новые цифровые средства связи усугубляют ситуацию. Ощущение безнаказанности, дистанция и сетевая анонимность побуждают их осмелиться говорить то, что они никогда бы не посмели высказать в лицо. Запретив себе проявлять стыд, страх, отчаяние из опасения уронить себя в глазах окружающих, некоторые сбрасывают напряжение в сети, выбирая жертву. Каждый пятый ученик становится жертвой кибербуллинга Вопреки представлениям подростка обмен мнениями в социальных сетях - отнюдь не интимное общение. Все, что проходит через интернет, является достоянием общественности. Первостепенное значение имеет безопасность, однако важно уважать и приватность. Решение: установить правило: «Я никогда не буду читать твой дневник или СМС. Но то, что ты выкладываешь на фейсбуке, может прочесть любой, в том числе и я. То, что не могут видеть другие, я тоже не увижу, но то, что можно взломать или просто просмотреть, - другое дело. Нельзя доверять всем, кто может получить доступ к твоему профилю». Ваше присутствие на его аккаунтах снижает риски. Мама не шпионит и не читает всю переписку, но при необходимости он может сказать бестактным пользователям интернета: «Моя мама может видеть то, что вы выкладываете». Различные приложения позволяют возложить ответственность на подростка в отношении пользования соцсетями, вместо того чтобы это ему запрещать. развивать эмпатию. Когнитивная эмпатия, то есть способность поставить себя на место других людей зависит от развития медиальной префронтальной коры. Она увеличивается у девочек к 13 годам, а у мальчиков не раньше, чем к 15, и ее развитие завершается к 21 году. Эмоциональная эмпатия, то есть способность испытывать то, что чувствует другой человек, зависит от лимбического мозга. Из-за нарастающей выработки тестостерона она снижается у мальчиков в возрасте от 13 до 16 лет. Чем они более физически зрелые, тем ниже у них способность к эмпатии. К счастью, к концу подросткового возраста к мальчикам возвращается эмоциональная восприимчивость. У девочек на протяжении всего созревания способность к эмпатии остается стабильной, что не мешает им порой проявлять жестокость по отношению друг к другу. Мальчики в возрасте 15–18 лет, имеющие обыкновение говорить с отцом и чувствующие его поддержку, проявляют лучшие способности ставить себя на место другого человека, чем остальные. забрать подростка из колледжа, чтобы уберечь его от преследований, если ситуация складывается неблагоприятно. Это несправедливо, однако длящаяся травма может нанести ему серьезный вред в долгосрочной перспективе. Травля или киберугрозы - не личная проблема того или другого человека, но социальное явление. Поэтому терапия должна быть социальной. Это не злой ребенок и его жертва. Это групповое явление, которое обращено то на одного, то на другого ребенка. Если в учебном заведении или микрорайоне динамически развивается отчуждение, у жертвы мало шансов из него выйти. Регулирование происходящего взрослыми меняет ситуацию в группе. Обидчик должен иметь возможность выйти из своей роли без унижения. Жертве необходимо выражать свои чувства и быть услышанной другими. Пассивным свидетелям необходимо выражать свои сомнения и тревогу, страх, стыд и сочувствие. Всем нужно иметь возможность высказаться, чтобы выйти из этой неприятной ситуации. Для того чтобы выразить себя, нужно безопасное пространство, где приветствуется каждое высказывание, позволяющее проявлять самые сокровенные чувства, в том числе стыд. Опыт показывает, что, если помочь им размышлять в свободной атмосфере, без осуждения и нотаций («Как по-вашему, что чувствует эта девушка?»), - они сразу скажут: «Она испытывает страх, стыд, гнев, презрение, желание мести, огромное одиночество.» То есть они осознают ситуацию и, проявив сочувствие, горько сожалеют о своих поступках. Опыт такой беседы каждый раз поражает взрослых, настолько нам трудно понять, что подростки не осознавали неблаговидность своего поступка. . обещает и не выполняет? Удерживаться от того, чтобы делать что-то запрещенное, подростку гораздо труднее, чем ребенку или взрослому. Ответственность - это компетенция префронтального мозга, которая подавляется послушанием. Подчиняться приказам (делать не задумываясь) полезно в экстренных случаях, но контрпродуктивно для развития ответственности. Ощущение собственной ответственности, вместо требований подчинения, дает гарантию его внимания и заботы о безопасности. Решение: мобилизуем его префронтальный мозг: если приятель предлагает тебе прокатиться на его скутере, как ты отреагируешь? У тебя есть десять вариантов. Важно побудить его найти хотя бы десять вариантов ответа, потому что