Развод родителей, ревность, адаптация к школе: как сказкотерапия помогает детям справляться с трудными ситуациями - «Материнство»
Тимур 11-июн, 09:20 326Сказкотерапия стоит особняком в психотерапевтических практиках. Тем не менее к ней обращаются многие специалисты, когда работают с детьми и взрослыми. «Для нас это в прямом смысле терапия через сказку», — говорит клинический детский психолог Татьяна Крысанова. Все дело в том, что классические, известные всем сюжеты передают накопленный опыт и взгляды на мораль и нравственность из поколения в поколение. То, как ребенок или взрослый рассказывает сказку, может многое о нем сказать. Мы попросили Татьяну объяснить, как это работает и кому помогает.
Татьяна Крысанова
детский психолог, психотерапевт, мама
Почему и в каких ситуациях сказкотерапия помогает?
«Сказка для ребенка — это хранилище образов и сюжетов, способов взаимодействия с окружающими и самим собой, преодоление трудностей и знакомство с базовыми человеческими ценностями и истинами. Для взрослых — это еще и источник метафор и установок. Все это и используют сказкотерапевты: берут известные сюжеты или сказки, придуманные клиентом; сочиняют сказку самостоятельно или вместе с ребенком/взрослым. Нужные элементы при этом укладываются «кирпичиками» в повествование», — объясняет Татьяна.
С помощью сказкотерапии можно эффективно работать в нескольких направлениях:
- коррекция и развитие эмоциональной сферы у ребенка;
- поведенческие нарушения;
- повышение адаптивности ребенка;
- сопровождение в трудные периоды жизни (развод родителей, потеря близкого человека, рождение брата или сестры, переезд, адаптация к детскому саду или школе);
- обучение контролю цикла «напряжение-расслабление».
«Я применяю сказкотерапию для работы с трудными темами, о которых не всегда получается говорить напрямую или которые не до конца осознаются. Например, со взрослыми это может быть идиопатическое бесплодие. А у детей — периоды горевания и ревность».
Придумывать самостоятельно или использовать готовые сказки могут и сами родители после консультации с психологом. Специалист должен рассказать принципы составления сказок и сюжетных линий в зависимости от конкретной ситуации или помочь подобрать уже написанные сказки.
Существуют универсальные терапевтические сказки для детей. Они, как правило, написаны специалистами и помогают разрешить такие ситуации: адаптация к детскому саду, рождение младших детей, развод родителей, смерть близких, трудности в общении с другими ребятами, страхи и многое многое другое.
Какие сказки считаются терапевтическими?
Готовые сказки становятся терапевтическими, как только попадают в опытные руки сказкотерапевтов. Их эффект построен на крайне мягком и бережном встраивании в психическую реальность человека.
«При этом терапевтический эффект достигается за счет подбора персонажей, сюжетной линии, манеры прочтения и дальнейшей работы с материалом. Обсуждаются переживания и мысли ребенка, сказка может быть драматически разыграна, вылеплена из пластилина или глины, нарисована. К ней могут появиться альтернативные линии или концовка. Это богатейший материал для специалиста, упакованный максимально изящно и ненавязчиво», — объясняет Татьяна.
Психолог советует при выборе сказок ориентироваться, в первую очередь, на компетентность авторов и на качество самого произведения: «Из известных и хорошо зарекомендовавших себя я использую в работе произведения Ольги Владимировны и Олега Евгеньевича Хухлаевых. Они опубликованы в книге «Лабиринт души. Терапевтические сказки». У них также есть и другие книги, в которых собраны сказки по разным тематикам».
Татьяна уточняет, что если вы решили искать терапевтические сказки самостоятельно в сети, то обращайте внимание на сюжет и трансформацию главного героя. В хорошей сказке есть понятное противоречие и описаны сложности, с которыми сталкивается главное действующее лицо. А также путь его внутреннего и внешнего преображения.
«Нередко психолог самостоятельно сочиняет сказку для работы с конкретным ребенком с конкретными трудностями. Это широко распространенная и эффективная практика. Зная особенности ситуации и ребенка, специалист может оптимально подобрать образ главного героя, подсветить отдельные моменты, расставить акценты, дать более подходящие пути выхода, основанные на сильных сторонах того ребенка, для которого пишется сказка», — добавляет эксперт.
Сказкотерапия стоит особняком в психотерапевтических практиках. Тем не менее к ней обращаются многие специалисты, когда работают с детьми и взрослыми. «Для нас это в прямом смысле терапия через сказку», — говорит клинический детский психолог Татьяна Крысанова. Все дело в том, что классические, известные всем сюжеты передают накопленный опыт и взгляды на мораль и нравственность из поколения в поколение. То, как ребенок или взрослый рассказывает сказку, может многое о нем сказать. Мы попросили Татьяну объяснить, как это работает и кому помогает. Татьяна Крысанова детский психолог, психотерапевт, мама Почему и в каких ситуациях сказкотерапия помогает? «Сказка для ребенка — это хранилище образов и сюжетов, способов взаимодействия с окружающими и самим собой, преодоление трудностей и знакомство с базовыми человеческими ценностями и истинами. Для взрослых — это еще и источник метафор и установок. Все это и используют сказкотерапевты: берут известные сюжеты или сказки, придуманные клиентом; сочиняют сказку самостоятельно или вместе с ребенком/взрослым. Нужные элементы при этом укладываются «кирпичиками» в повествование», — объясняет Татьяна. С помощью сказкотерапии можно эффективно работать в нескольких направлениях: коррекция и развитие эмоциональной сферы у ребенка; поведенческие нарушения; повышение адаптивности ребенка; сопровождение в трудные периоды жизни (развод родителей, потеря близкого человека, рождение брата или сестры, переезд, адаптация к детскому саду или школе); обучение контролю цикла «напряжение-расслабление». «Я применяю сказкотерапию для работы с трудными темами, о которых не всегда получается говорить напрямую или которые не до конца осознаются. Например, со взрослыми это может быть идиопатическое бесплодие. А у детей — периоды горевания и ревность». Придумывать самостоятельно или использовать готовые сказки могут и сами родители после консультации с психологом. Специалист должен рассказать принципы составления сказок и сюжетных линий в зависимости от конкретной ситуации или помочь подобрать уже написанные сказки. Существуют универсальные терапевтические сказки для детей. Они, как правило, написаны специалистами и помогают разрешить такие ситуации: адаптация к детскому саду, рождение младших детей, развод родителей, смерть близких, трудности в общении с другими ребятами, страхи и многое многое другое. Какие сказки считаются терапевтическими? Готовые сказки становятся терапевтическими, как только попадают в опытные руки сказкотерапевтов. Их эффект построен на крайне мягком и бережном встраивании в психическую реальность человека. «При этом терапевтический эффект достигается за счет подбора персонажей, сюжетной линии, манеры прочтения и дальнейшей работы с материалом. Обсуждаются переживания и мысли ребенка, сказка может быть драматически разыграна, вылеплена из пластилина или глины, нарисована. К ней могут появиться альтернативные линии или концовка. Это богатейший материал для специалиста, упакованный максимально изящно и ненавязчиво», — объясняет Татьяна. Психолог советует при выборе сказок ориентироваться, в первую очередь, на компетентность авторов и на качество самого произведения: «Из известных и хорошо зарекомендовавших себя я использую в работе произведения Ольги Владимировны и Олега Евгеньевича Хухлаевых. Они опубликованы в книге «Лабиринт души. Терапевтические сказки». У них также есть и другие книги, в которых собраны сказки по разным тематикам». Татьяна уточняет, что если вы решили искать терапевтические сказки самостоятельно в сети, то обращайте внимание на сюжет и трансформацию главного героя. В хорошей сказке есть понятное противоречие и описаны сложности, с которыми сталкивается главное действующее лицо. А также путь его внутреннего и внешнего преображения. «Нередко психолог самостоятельно сочиняет сказку для работы с конкретным ребенком с конкретными трудностями. Это широко распространенная и эффективная практика. Зная особенности ситуации и ребенка, специалист может оптимально подобрать образ главного героя, подсветить отдельные моменты, расставить акценты, дать более подходящие пути выхода, основанные на сильных сторонах того ребенка, для которого пишется сказка», — добавляет эксперт.