15 методов, благодаря которым ребенок начнет есть разнообразно - «Материнство»
Амвросий 26-окт, 08:20 613Избирательность рациона детей - частая проблема, с которой сталкиваются родители. Например, ребенок ест все группы продуктов, но не хочет пробовать новое. Или пробует новое, но эти продукты не становятся частью его рациона. Вам хочется, наконец, готовить одно и то же для всей семьи, а не держать в холодильнике замену на случай отказа от того, что едят все? Понимаем. Нутрициолог и автор книги «Детское питание: одна еда для всей семьи» Александра Ситнова уверена: применяя последовательно методы из списка ниже, вы не заметите, как ребенок начнет есть все более разнообразно.
Накладывайте ребенку общую еду, даже если он ест выборочно
Когда ребенок предпочитает только несколько продуктов, а все новое встречает громким протестом, родители перестают предлагать новое, чтобы избежать скандалов за столом. Такая тактика, хоть и приводит к временному спокойствию, также приводит и к дальнейшему сокращению рациона ребенка, ведь даже гречка и макароны изо дня в день могут надоесть. Ребенку важно видеть, что ест семья, и иметь возможность взаимодействовать с едой. Накладывайте непривычную, нелюбимую или новую еду каждый раз, когда едите ее сами. Порция нового, которое вы предлагаете, должна быть небольшой, примерно как горошина.
Предлагая новое, не настаивайте на пробе
Фраза «ты должен попробовать» или мотивация за пробу может использоваться, например, для детей с аутизмом. У здоровых детей в этом нет необходимости. Важно, наоборот, объяснить ребенку, что он не должен пробовать и может отказаться. Эта тактика принесет свои плоды, пусть не так быстро, как мотивация за пробу, но более стабильно. Используйте две фразы, предлагая новое: «это доступно для еды» + «ты не должен есть все».
Предлагая новое, делайте это регулярно
Для того чтобы дети старше 1,5–2 лет пробовали новое, им может требоваться 20-25 встреч с продуктом. Обеспечьте все эти встречи в течение месяца. Это значит, что каждый новый продукт появляется на тарелке ребенка каждый день или в большинство дней недели. При этом постарайтесь, чтобы в тарелке ребенка не было больше 2 новых продуктов одновременно.
Увеличение порции должно быть очень медленным
До момента, пока ребенок попробует продукт, порция на тарелке всегда минимальна - размером с горошину. После первой пробы сохраняйте крошечную порцию попробованного продукта еще несколько дней, после чего вы можете начать плавно увеличивать ее: до 2 горошин, до чайной ложки, до 2 чайных ложек. Такое плавное, ступенчатое увеличение порции продукта помогает ребенку не испугаться и продолжать пробовать как этот продукт, так и все другие.
Используйте принцип цветового и текстурного сходства, предлагая новое
Некоторые дети охотнее пробуют новое, которое «звучит» как привычное: хрустящий огурец, хрустящая морковь, хрустящее яблоко, хрустящий сельдерей.
Ребенку проще пробовать новое, если оно по какому-то признаку схоже с привычным, особенно если вы расскажете ему о сходствах
Зеленый горошек - зеленая фасоль - бобы эдамаме. Огурец - сырой кабачок - патиссон - сырая цветная капуста - сырая белокочанная капуста. Морковь - батат - тыква. Картофель - пастернак - банан - белая фасоль. Помидор - красный перец. Рис - булгур - белая гречка - ячневая крупа или перловка. Гречка - киноа. Яблоко - груша - айва. Рис - бурый рис - пшено.
Избегайте замен
Каждая замена усиливает отказ. Встать и достать «запасную» еду означает, что ребенок определяет меню семьи. Это усиливает его избирательность. Когда вы готовите замену, вы как будто говорите ребенку: «Я все равно дам тебе привычную еду, тебе нужно только отказаться». Если вы хотите дать ребенку что-то, что он ест и любит, то это блюдо или продукт должны быть предложены всей семье и предложены вместе с остальной едой. Это поможет не выделять любимое, не превращать его в награду.
Гарантированная еда только в некоторые приемы пищи
В отношении знакомой и любимой еды существует две тактики. Первая: предлагать новое всегда вместе со знакомым. Вторая тактика: сохранить для ребенка 2 приема пищи со знакомой и любимой едой, а в остальные предлагать не слишком любимое или незнакомое.
Избегайте эмоциональных качелей за столом
Игнорируйте агрессивное поведение ребенка во время еды, но утешайте, если он плачет. Ребенок может протестовать, бросать еду, кричать на вас, требовать привычное со слезами. Родителям бывает трудно игнорировать это или оставаться спокойными. Чем более спокойную реакцию получает ребенок, тем меньше будет интенсивность этих проявлений.
Предлагайте выбор правильно
Предлагая выбор, помните, что между любимым и новым выбор будет всегда в пользу любимого. Предлагайте условно равноценные варианты. Между овощным рагу и макаронами с сыром выбор будет в пользу последних. А вот между макаронами с тунцом и макаронами с мясом он может быть любым. Выбор из двух равноценных вариантов можно предлагать и при планировании меню: «Завтра мы приготовим кашу с ягодами или с бананом?».
Добавка - это нормально. Иногда добавки нет, и это тоже нормально
Отказ в добавке должен быть объективным. Например:
- Больше нет: вы приготовили 5 сырников на 5 человек, каждому по одному.
- Нужно готовить: чтобы дать добавку, вам надо встать к плите.
- У ребенка реакция на большое количество продукта: «когда ты съел один мандарин, твоя кожа осталась здоровой, когда ты съел 5 мандаринов, у тебя появилась сыпь».
- Это десерт: «десерт и сладкое - это небольшое дополнение к приему пищи, мы все съедаем по небольшому кусочку».
Овощи идут вперед
Эта тактика используется диетологами во всем мире для стимулирования интереса к овощам у детей. Тарелка с овощами, поставленная за 10 минут до основного блюда, по данным исследований, увеличивает количество овощей в рационе детей до 50%. Включайте в фруктово-овощную тарелку как знакомые овощи и фрукты, так и новые. Накладывайте и овощи, и фрукты вместе. Используйте как свежие, так и приготовленные овощи. Ставьте тарелку с овощами и фруктами, даже если вы заказали пиццу.
Требование десерта «сладкоежкой» - это нормально
Планируйте сладкое в меню. Лучше планировать на те приемы пищи, которые проходят вне дома, и в какой-то один из дней дома. Избегайте фраз вроде «ты бы только печенье и ел», старайтесьне давать сладкое на каждое требование. И тот, и другой варианты усиливают требование десертов.
Откажитесь от диетического мышления
«Мама худеет», «Мне это нельзя, от этого я набираю вес», «Куда ты ешь столько макарон, будешь толстым», «Не стать тебе балериной, одни булки ешь». Такие фразы создают предпосылки для скудного рациона и отказа от еды. Если вы решили снизить свой вес, улучшить физическую форму, то обратитесь к диетологу, который поможет вам сформировать меню без запретов. Если вас беспокоит вес ребенка, также обратитесь к врачу, чтобы понять, есть ли повод для беспокойства.
Формирование негативного образа тела - одна из причин расстройств пищевого поведения в подростковом возрасте
Экономьте время
Когда вы знакомите ребенка с новым, ваш главный страх состоит в том, что вы провели на кухне час, а он отказался и потребовал макароны. Чем меньше времени вы потратили на приготовление нового, тем слабее ваше внутреннее желание уговорить. Овощи достаточно помыть и нарезать, как и фрукты. Зерновые и белковые блюда быстрее готовятся, если это отдельно мясо и картофель, а не сложная запеканка с несколькими соусами. Тем более что простую еду с отдельными ингредиентами пробовать легче, чем сложные блюда.
Наберитесь терпения
Только серьезные проблемы питания (ребенок не умеет жевать, пьет только молоко, ест 2-3 продукта) требуют быстрых мер. Расширение рациона - это длительный процесс, который иногда не прекращается всю жизнь, ведь, даже став взрослыми, мы пробуем новое, открываем новые вкусы, сочетания и блюда. Обязательно говорите об этом с детьми: «я тоже пробую новое», «давай попробуем фрукт, который раньше мы никогда не ели», «когда я была маленькой, я не любила цветную капусту, а потом узнала, что она очень здорово хрустит и ее можно есть сырой, и полюбила», «ты тоже учишься, пробуешь новое, это нормально».
Избирательность рациона детей - частая проблема, с которой сталкиваются родители. Например, ребенок ест все группы продуктов, но не хочет пробовать новое. Или пробует новое, но эти продукты не становятся частью его рациона. Вам хочется, наконец, готовить одно и то же для всей семьи, а не держать в холодильнике замену на случай отказа от того, что едят все? Понимаем. Нутрициолог и автор книги «Детское питание: одна еда для всей семьи» Александра Ситнова уверена: применяя последовательно методы из списка ниже, вы не заметите, как ребенок начнет есть все более разнообразно. Накладывайте ребенку общую еду, даже если он ест выборочно Когда ребенок предпочитает только несколько продуктов, а все новое встречает громким протестом, родители перестают предлагать новое, чтобы избежать скандалов за столом. Такая тактика, хоть и приводит к временному спокойствию, также приводит и к дальнейшему сокращению рациона ребенка, ведь даже гречка и макароны изо дня в день могут надоесть. Ребенку важно видеть, что ест семья, и иметь возможность взаимодействовать с едой. Накладывайте непривычную, нелюбимую или новую еду каждый раз, когда едите ее сами. Порция нового, которое вы предлагаете, должна быть небольшой, примерно как горошина. Предлагая новое, не настаивайте на пробе Фраза «ты должен попробовать» или мотивация за пробу может использоваться, например, для детей с аутизмом. У здоровых детей в этом нет необходимости. Важно, наоборот, объяснить ребенку, что он не должен пробовать и может отказаться. Эта тактика принесет свои плоды, пусть не так быстро, как мотивация за пробу, но более стабильно. Используйте две фразы, предлагая новое: «это доступно для еды» «ты не должен есть все». Предлагая новое, делайте это регулярно Для того чтобы дети старше 1,5–2 лет пробовали новое, им может требоваться 20-25 встреч с продуктом. Обеспечьте все эти встречи в течение месяца. Это значит, что каждый новый продукт появляется на тарелке ребенка каждый день или в большинство дней недели. При этом постарайтесь, чтобы в тарелке ребенка не было больше 2 новых продуктов одновременно. Увеличение порции должно быть очень медленным До момента, пока ребенок попробует продукт, порция на тарелке всегда минимальна - размером с горошину. После первой пробы сохраняйте крошечную порцию попробованного продукта еще несколько дней, после чего вы можете начать плавно увеличивать ее: до 2 горошин, до чайной ложки, до 2 чайных ложек. Такое плавное, ступенчатое увеличение порции продукта помогает ребенку не испугаться и продолжать пробовать как этот продукт, так и все другие. Используйте принцип цветового и текстурного сходства, предлагая новое Некоторые дети охотнее пробуют новое, которое «звучит» как привычное: хрустящий огурец, хрустящая морковь, хрустящее яблоко, хрустящий сельдерей. Ребенку проще пробовать новое, если оно по какому-то признаку схоже с привычным, особенно если вы расскажете ему о сходствах Зеленый горошек - зеленая фасоль - бобы эдамаме. Огурец - сырой кабачок - патиссон - сырая цветная капуста - сырая белокочанная капуста. Морковь - батат - тыква. Картофель - пастернак - банан - белая фасоль. Помидор - красный перец. Рис - булгур - белая гречка - ячневая крупа или перловка. Гречка - киноа. Яблоко - груша - айва. Рис - бурый рис - пшено. Избегайте замен Каждая замена усиливает отказ. Встать и достать «запасную» еду означает, что ребенок определяет меню семьи. Это усиливает его избирательность. Когда вы готовите замену, вы как будто говорите ребенку: «Я все равно дам тебе привычную еду, тебе нужно только отказаться». Если вы хотите дать ребенку что-то, что он ест и любит, то это блюдо или продукт должны быть предложены всей семье и предложены вместе с остальной едой. Это поможет не выделять любимое, не превращать его в награду. Гарантированная еда только в некоторые приемы пищи В отношении знакомой и любимой еды существует две тактики. Первая: предлагать новое всегда вместе со знакомым. Вторая тактика: сохранить для ребенка 2 приема пищи со знакомой и любимой едой, а в остальные предлагать не слишком любимое или незнакомое. Избегайте эмоциональных качелей за столом Игнорируйте агрессивное поведение ребенка во время еды, но утешайте, если он плачет. Ребенок может протестовать, бросать еду, кричать на вас, требовать привычное со слезами. Родителям бывает трудно игнорировать это или оставаться спокойными. Чем более спокойную реакцию получает ребенок, тем меньше будет интенсивность этих проявлений. Предлагайте выбор правильно Предлагая выбор, помните, что между любимым и новым выбор будет всегда в пользу любимого. Предлагайте условно равноценные варианты. Между овощным рагу и макаронами с сыром выбор будет в пользу последних. А вот между макаронами с тунцом и макаронами с мясом он может быть любым. Выбор из двух равноценных вариантов можно предлагать и при планировании меню: «Завтра мы приготовим кашу с ягодами или с бананом?». Добавка - это нормально. Иногда добавки нет, и это тоже нормально Отказ в добавке должен быть объективным. Например: Больше нет: вы приготовили 5 сырников на 5 человек, каждому по одному. Нужно готовить: чтобы дать добавку, вам надо встать к плите. У ребенка реакция на большое количество продукта: «когда ты съел один мандарин, твоя кожа осталась здоровой, когда ты съел 5 мандаринов, у тебя появилась сыпь». Это десерт: «десерт и сладкое - это небольшое дополнение к приему пищи, мы все съедаем по небольшому кусочку». Овощи идут вперед Эта тактика используется диетологами во всем мире для стимулирования интереса к овощам у детей. Тарелка с овощами, поставленная за 10 минут до основного блюда, по данным исследований, увеличивает количество овощей в рационе детей до 50%. Включайте в фруктово-овощную тарелку как знакомые овощи и фрукты, так и новые. Накладывайте и овощи, и фрукты вместе. Используйте как свежие, так и приготовленные овощи. Ставьте тарелку с овощами и фруктами, даже если вы заказали пиццу. Требование десерта «сладкоежкой» - это нормально Планируйте сладкое в меню. Лучше планировать на те приемы пищи, которые проходят вне дома, и в какой-то один из дней дома. Избегайте фраз вроде «ты бы только печенье и ел», старайтесьне давать сладкое на каждое требование. И тот, и другой варианты усиливают требование десертов. Откажитесь от диетического мышления «Мама худеет», «Мне это нельзя, от этого я набираю вес», «Куда ты ешь столько макарон, будешь толстым», «Не стать тебе балериной, одни булки ешь». Такие фразы создают предпосылки для скудного рациона и отказа от еды. Если вы решили снизить свой вес, улучшить физическую форму, то обратитесь к диетологу, который поможет вам сформировать меню без запретов. Если вас беспокоит вес ребенка, также обратитесь к врачу, чтобы понять, есть ли повод для беспокойства. Формирование негативного образа тела - одна из причин расстройств пищевого поведения в подростковом возрасте Экономьте время Когда вы знакомите ребенка с новым, ваш главный страх состоит в том, что вы провели на кухне час, а он отказался и потребовал макароны. Чем меньше времени вы потратили на приготовление нового, тем слабее ваше внутреннее желание уговорить. Овощи достаточно помыть и нарезать, как и фрукты. Зерновые и белковые блюда быстрее готовятся, если это отдельно мясо и картофель, а не сложная запеканка с несколькими соусами. Тем более что простую еду с отдельными ингредиентами пробовать легче, чем сложные блюда. Наберитесь терпения Только серьезные проблемы питания (ребенок не умеет жевать, пьет только молоко, ест 2-3 продукта) требуют быстрых мер. Расширение рациона - это длительный процесс, который иногда не прекращается всю жизнь, ведь, даже став взрослыми, мы пробуем новое, открываем новые вкусы, сочетания и блюда. Обязательно говорите об этом с детьми: «я тоже пробую новое», «давай попробуем фрукт, который раньше мы никогда не ели», «когда я была маленькой, я не любила цветную капусту, а потом узнала, что она очень здорово хрустит и ее можно есть сырой, и полюбила», «ты тоже учишься, пробуешь новое, это нормально».