Как вселить в ребёнка веру в себя - «Развитие ребёнка» » Дети и Я

Как вселить в ребёнка веру в себя - «Развитие ребёнка»

Роман Прокофьев учит свою дочь не бояться ошибок и верить в себя. Как он это делает?



Как вселить в ребёнка веру в себя - «Развитие ребёнка»

У меня растет 7-летняя дочь и как и любой родитель я хочу, чтобы она была счастливой. А еще умной, здоровой, успешной и дальше по списку. К счастью, в 7-летнем возрасте ребенок не страдает дурацкими вопросами взрослых, типа как быть счастливой, поэтому остается заниматься второй частью вопроса, как направить энергию ребенка на развитие.


В воспитании своей дочки я хотел бы быть похож на моих родителей, скромно признаюсь, у них получился неплохой продукт, даже два таких продукта. Самомотивированные, ориентированные на постоянное развитие своих навыков, без боязни получить негативную оценку от окружающих. Но как говорил Лао-цзы “Великое искусство подобно неумению”, у моих родителей не было времени читать книги по воспитанию детей или ходить на тренинги, в 90-ые, как и большинство населения во времена развала СССР, они решали главную задачу — выжить. В тоже время “невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она создана”, понять что на меня повлияло в детстве, и почему я такой какой я есть, представляется невозможной задачей.


И так было до тех пор, пока мне не попалась книга “Гибкое сознание”, профессора Стэнфорде (до этого долгое время в Колумбийском университете) Кэрол Дуэк и пазл сошелся. Как и полагается всем американским книгам, Кэрол одну простую мысль повторяет 35 раз на 400 страницах. Но эта мысль настолько важная с точки зрения воспитания детей, да и взрослых тоже, что я готов был перечитывать ее снова и снова. Суть всей книги я могу описать в одном абзаце, но выводы фундаментально определяют навыки к обучению детей.



Кэрол делит сознание на два типа типа: ориентация на данность (Fixed Mindset) и ориентация на рост (Growth Mindset). Ориентация на данность — когда человек верит, что все способности даны от рождения. Если я хорош в математике, значит у меня от природы математические способности. Если я хорошо рисую, значит я художник от рождения. Если у меня получается хорошо играть в теннис, это потому что я прирожденный теннисти. Ориентация на рост — когда человек верит, что все способности можно развить своим трудом. Если я хорош в математике, то только потому что я много тренировался. Если я хорошо рисую, это только потому что я до этого нарисовал сотню картин.


Вот я и сэкономил вам 8 часов чтения. На самом деле нет. А теперь самое интересное, следствия из этих утверждений.


Вы говорите своему ребенку о том какой он у вас умный? Говорите часто, потому что знаете, что человек всегда стремиться оправдать ожидания, поэтому хотите чтобы ваш ребенок был умным. Здорово. Ребенку нравится, когда его хвалят и когда называют умным. И он будет стараться доказывать это каждый раз. Сначала вам, потом в школе, потом всем вокруг. А как доказать что ты умный? Нужно брать только те задачи, в которых ты хорошо разбираешься. Подумайте, какую программу вы внедряете ребенку, когда говорите (аккуратно, спойлеры):

“Ты молодец, сделал все без ошибок!” — ребенок понимает, он молодец, когда не делает ошибок. Как не делать ошибок? Брать только легкие задачи, которые ты уже знаешь как решать


“Ты такой умный, сделал задание так быстро!” — ребенок понимает, что он молодец, когда делает все быстро, а если возникают трудности, то сразу надо бросать задание, чтобы вдруг все не поняли, что он не такой умный


“Ты сегодня завоевала первое место, у тебя настоящий талант!” — ребенок понимает, что я талантлив от природы, поэтому мне заслуженно принадлежит первое место. Значит мне нужно тренироваться меньше, я же талант


А теперь установка для рост:


“Ты молодец, ты потренировалась на примерах, выучил таблицу умножения, разобралась как складывать числа в столбик, поэтому все сделал без ошибок” — ребенок понимает, он молодец, потому что приложил усилия. Это мотивирует его и в будущем прикладывать усилия


“Ты так быстро решаешь все примеры, давай найдем задание поинтереснее, где ты сможешь чему-то научиться” — ребенок понимает, что если я решаю задание быстро, значит я ничему не могу научиться, это слишком легко, надо брать задания на которые нужны усилия


“Ты сегодня завоевала первое место, потому что каждый день по 5 часов тренировалась со своим тренером и сыграл больше 40 тренировочных матчей” — как побеждать дальше? Конечно, еще больше тренироваться


Казалось бы, разница совсем небольшая. И в первом и во втором случае мы хвалим, но посыл совсем разный. Когда мы хвалим только за результат, мы внушаем, что ребенок заслуживает этот результат, потому что он такой от природы и всю жизнь он тратит на то чтобы доказывать это окружающим. Когда мы хвалим за усилия, мы внушаем, ты можешь достичь всего, если приложишь достаточно усилий. Супер простой вывод, который можно описать одним предложением, но который может изменить всю жизнь “Хвалите за усилия, а не за результат”.


Просто понять? Очень. Внедрить в жизнь — вот это настоящий вызов. Много ли вы знаете людей, которые во чтобы не стало хотят доказать какие они умные, красивые, талантливые? А многие люди благодарят вас за критику, за то что вы помогаете им становится лучше? В этом и есть разница между ориентацией на данность и рост.


Я бесконечно благодарен своим родителям за простой, но один из самых важных посылов детства “Все зависит только от тебя, если хочешь чего-то добиться, работай, это твоя жизнь”. Я не верю во врожденные способности, что кому-то математика дана, а кому-то нет. У меня была возможность убедиться на собственном опыте, в 7-ом классе я был уверен, что математика это вообще не про меня, а в 11-ом я выиграл Малую Академию Наук по математике. Все зависит только от наших усилий, нет талантов и нет гениев. Есть трудяги, которые постоянным трудом добиваются выдающихся результатов.


В следующий раз, когда вы будете хвалить или ругать ребенка, подумайте, какой посыл вы вкладываете? Он такой умный, потому что он такой умный? Или потому что занимался последний месяц по 2 часа в день, чтобы добиться такого результата? Или он глупый, потому что допустил ошибку? Как думаете, захочет ли ребенок в следующий раз взять задание посложнее? А может ошибки это и есть процесс обучения и допускать ошибки это важная часть этого процесса?


Все важные вещи в жизни легко понять, но нелегко следовать. Я обещаю приложить все свои усилия, чтобы мой ребенок не боялся ошибаться, не боялась брать непростые задания, и чтобы она была уверена в том, что все зависит только от ее усилий


Роман Прокофьев учит свою дочь не бояться ошибок и верить в себя. Как он это делает? У меня растет 7-летняя дочь и как и любой родитель я хочу, чтобы она была счастливой. А еще умной, здоровой, успешной и дальше по списку. К счастью, в 7-летнем возрасте ребенок не страдает дурацкими вопросами взрослых, типа как быть счастливой, поэтому остается заниматься второй частью вопроса, как направить энергию ребенка на развитие. В воспитании своей дочки я хотел бы быть похож на моих родителей, скромно признаюсь, у них получился неплохой продукт, даже два таких продукта. Самомотивированные, ориентированные на постоянное развитие своих навыков, без боязни получить негативную оценку от окружающих. Но как говорил Лао-цзы “Великое искусство подобно неумению”, у моих родителей не было времени читать книги по воспитанию детей или ходить на тренинги, в 90-ые, как и большинство населения во времена развала СССР, они решали главную задачу — выжить. В тоже время “невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она создана”, понять что на меня повлияло в детстве, и почему я такой какой я есть, представляется невозможной задачей. И так было до тех пор, пока мне не попалась книга “Гибкое сознание”, профессора Стэнфорде (до этого долгое время в Колумбийском университете) Кэрол Дуэк и пазл сошелся. Как и полагается всем американским книгам, Кэрол одну простую мысль повторяет 35 раз на 400 страницах. Но эта мысль настолько важная с точки зрения воспитания детей, да и взрослых тоже, что я готов был перечитывать ее снова и снова. Суть всей книги я могу описать в одном абзаце, но выводы фундаментально определяют навыки к обучению детей. Кэрол делит сознание на два типа типа: ориентация на данность (Fixed Mindset) и ориентация на рост (Growth Mindset). Ориентация на данность — когда человек верит, что все способности даны от рождения. Если я хорош в математике, значит у меня от природы математические способности. Если я хорошо рисую, значит я художник от рождения. Если у меня получается хорошо играть в теннис, это потому что я прирожденный теннисти. Ориентация на рост — когда человек верит, что все способности можно развить своим трудом. Если я хорош в математике, то только потому что я много тренировался. Если я хорошо рисую, это только потому что я до этого нарисовал сотню картин. Вот я и сэкономил вам 8 часов чтения. На самом деле нет. А теперь самое интересное, следствия из этих утверждений. Вы говорите своему ребенку о том какой он у вас умный? Говорите часто, потому что знаете, что человек всегда стремиться оправдать ожидания, поэтому хотите чтобы ваш ребенок был умным. Здорово. Ребенку нравится, когда его хвалят и когда называют умным. И он будет стараться доказывать это каждый раз. Сначала вам, потом в школе, потом всем вокруг. А как доказать что ты умный? Нужно брать только те задачи, в которых ты хорошо разбираешься. Подумайте, какую программу вы внедряете ребенку, когда говорите (аккуратно, спойлеры): “Ты молодец, сделал все без ошибок!” — ребенок понимает, он молодец, когда не делает ошибок. Как не делать ошибок? Брать только легкие задачи, которые ты уже знаешь как решать “Ты такой умный, сделал задание так быстро!” — ребенок понимает, что он молодец, когда делает все быстро, а если возникают трудности, то сразу надо бросать задание, чтобы вдруг все не поняли, что он не такой умный “Ты сегодня завоевала первое место, у тебя настоящий талант!” — ребенок понимает, что я талантлив от природы, поэтому мне заслуженно принадлежит первое место. Значит мне нужно тренироваться меньше, я же талант А теперь установка для рост: “Ты молодец, ты потренировалась на примерах, выучил таблицу умножения, разобралась как складывать числа в столбик, поэтому все сделал без ошибок” — ребенок понимает, он молодец, потому что приложил усилия. Это мотивирует его и в будущем прикладывать усилия “Ты так быстро решаешь все примеры, давай найдем задание поинтереснее, где ты сможешь чему-то научиться” — ребенок понимает, что если я решаю задание быстро, значит я ничему не могу научиться, это слишком легко, надо брать задания на которые нужны усилия “Ты сегодня завоевала первое место, потому что каждый день по 5 часов тренировалась со своим тренером и сыграл больше 40 тренировочных матчей” — как побеждать дальше? Конечно, еще больше тренироваться Казалось бы, разница совсем небольшая. И в первом и во втором случае мы хвалим, но посыл совсем разный. Когда мы хвалим только за результат, мы внушаем, что ребенок заслуживает этот результат, потому что он такой от природы и всю жизнь он тратит на то чтобы доказывать это окружающим. Когда мы хвалим за усилия, мы внушаем, ты можешь достичь всего, если приложишь достаточно усилий. Супер простой вывод, который можно описать одним предложением, но который может изменить всю жизнь “Хвалите за усилия, а не за результат”. Просто понять? Очень. Внедрить в жизнь — вот это настоящий вызов. Много ли вы знаете людей, которые во чтобы не стало хотят доказать какие они умные, красивые, талантливые? А многие люди благодарят вас за критику, за то что вы помогаете им становится лучше? В этом и есть разница между ориентацией на данность и рост. Я бесконечно благодарен своим родителям за простой, но один из самых важных посылов детства “Все зависит только от тебя, если хочешь чего-то добиться, работай, это твоя жизнь”. Я не верю во врожденные способности, что кому-то математика дана, а кому-то нет. У меня была возможность убедиться на собственном опыте, в 7-ом классе я был уверен, что математика это вообще не про меня, а в 11-ом я выиграл Малую Академию Наук по математике. Все зависит только от наших усилий, нет талантов и нет гениев. Есть трудяги, которые постоянным трудом добиваются выдающихся результатов. В следующий раз, когда вы будете хвалить или ругать ребенка, подумайте, какой посыл вы вкладываете? Он такой умный, потому что он такой умный? Или потому что занимался последний месяц по 2 часа в день, чтобы добиться такого результата? Или он глупый, потому что допустил ошибку? Как думаете, захочет ли ребенок в следующий раз взять задание посложнее? А может ошибки это и есть процесс обучения и допускать ошибки это важная часть этого процесса? Все важные вещи в жизни легко понять, но нелегко следовать. Я обещаю приложить все свои усилия, чтобы мой ребенок не боялся ошибаться, не боялась брать непростые задания, и чтобы она была уверена в том, что все зависит только от ее усилий
Мы в Яндекс.Дзен
→ 


ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Гороскоп дня.