Жизнь в стране стала лучше или хуже? Что ответили дети 12-17 лет - «Дети»
Авдей 12-окт, 04:01 1 320Сейчас мирное время или война? Если война, то кто с кем воюет? Крым наш? Что бы ты поменял, если бы стал президентом? Эти и другие вопросы задала в начале 2018 года детям и подросткам психолог Екатерина Мурашова. Что ответили ее респонденты и какие на основании их ответов можно сделать выводы? Глава из новой книги "Дети взрослым не игрушки".
Так сложилось, что выраженной гражданской позиции я не имею, на выборы не хожу, но при этом у меня наличествует смутное представление о том, что все-таки каждый гражданин любой страны должен внести свой посильный вклад в ее политическую жизнь. Если каждый — значит, и я тоже.
И вот, где-то в течение двух месяцев перед нашими выборами в марте 2018 года я проводила опрос детей. Это кажется мне логичным, ведь именно им придется как-то ориентироваться, что-то делать и кого-то выбирать, когда В.В. Путин куда-нибудь наконец денется. Поэтому важно, как они видят и что думают в самом чувствительном для формирования взглядов на мир возрасте. Но их почему-то никто ни о чем не спрашивает. Я решила исправить эту несправедливость.
Сразу признаюсь: в процессе опроса я получила абсолютно неожиданное для себя удовольствие. Ответы и рассуждения детей показались мне интересными, забавными и, может быть, даже важными. Спешу поделиться.
Первое: дети оказались неожиданно политически активны. Отвечали охотно и явно радовались, что их мнением кто-то поинтересовался. Кроме того, я собиралась опросить пятьдесят человек. В результате получилось пятьдесят семь — семеро примкнули сами, явочным порядком: а вот спросите еще меня (моего друга, мою девушку).
Возраст опрошенных — 12–17 лет, двадцать пять мальчиков и тридцать две девочки.
Национальность — сорок шесть условно русских (на самом деле большинство смеси, конечно), двое среднеазиатов, трое кавказцев, один российский немец, один полуфинн (отец — гражданин Финляндии), один бурят, два татарина, один еврей.
Почти все неоднократно бывали за границами России, десять человек там даже некоторое время жили.
Второе: был специальный вопрос, и хочется заранее сообщить ответ на него читателям. Дети очень мало смотрят телевизор. Только пятеро ответили "смотрю достаточно много". Остальные — "почти не смотрю" или "смотрю редко". То есть штука, которую взрослые называют "зомбоящиком", для них — мимо. Новости по стране они узнают другими путями. Из интернета, конечно, и неожиданно высокий результат (29 процентов) — из разговоров в семье. Из разговоров со сверстниками — всего 17 процентов. Взрослые — внимание! — еще и эта ответственность на вас.
Первый вопрос: если бы ты мог голосовать в этот раз, за кого бы голосовал и почему?
Путин, конечно, побеждает с огромным отрывом. На втором месте — Ксения Собчак. Остальных кандидатов дети даже не очень четко и знают. Например, двое были уверены, что в выборах принимает участие дедушка Зюганов, а один даже — о господи! — что покойный Немцов!
— Так его же убили! — не удержалась я.
— Да?! — удивился ребенок.
На этом дело не кончилось. Впоследствии появился еще один, который думал, что убили — Явлинского...
Был чудесный юноша, который твердо сказал, что голосовал бы за Навального.
— Но его же нет в списке.
— А я бы вписал внизу и поставил галочку. На самом деле именно так и нужно было всем сказать: не бойкотировать выборы, а вот прийти, вписать и поставить. И потом отметиться на каком-нибудь специальном сайте — еще одна галочка. Тогда бы все знали, сколько на самом деле за него.
И я подумала: а ведь да, действительно, звучит разумно. Почему никто из оппозиции не сообразил?
Объяснения причин. Ведущая: "Путин — сильный президент, при нем нас никто не тронет". Еще: "Он уйдет — будет как в девяностые" (понятно, что это та самая треть, которая "из разговоров в семье", — сами дети девяностые помнить не могут). "Все же нормально, вот и пускай". "Просто нет никого другого достойного". "Да он красавчик!" "Он уже знает, что к чему, а другие пока сообразят, мало ли что случится..."
Те, кто голосовал бы за Собчак: "Ну а чего, прикольно!"; "Путин надоел, надо, чтоб кто-то еще"; "А чего все мужчины, мужчины..."; "А мне она нравится!"
Вопрос: Крым наш?
Пятьдесят шесть однозначных "да", одно не очень понятное, от полуфинна — "надо было сделать как в Гонконге".
Вопрос: что такое политика? Можно было не отвечать, и почти половина (в основном младшие) ничего не ответила или написала "не знаю".
Ведущий ответ: "Политика — грязное дело". Мой фаворит (13 лет): "Когда кто-то хочет у других отнять и взять себе или дать своим, но без прямой драки". Другие ответы: "чтобы одни другими управляли"; "специальные люди, чтобы страны договаривались" (видимо, путает с дипломатией); "треп всякий, чтобы бабла загрести"; "кто не умеет лечить, там, или строить, идет в политику" (предположу, что тоже из семьи).
Вопрос: тебе лет еще немного, но что-то ты уже видел, понял, осознал. На твой взгляд, жизнь в нашей стране с годами становится лучше или хуже?
Оптимисты. Тридцать два — лучше. Только семь — хуже. Остальные — не лучше, ни хуже, стабильность.
Вопрос: сейчас мирное время или война? Если война, то кто с кем воюет?
О, какой разброс!
Двадцать ответов: сейчас мирное время.
Два ответа: Россия воюет с Украиной, взаимно.
Два ответа: Украина воюет с Россией, а Россия с ней — нет.
Западный мир (включая нас) воюет с исламским.
Запад воюет со всеми, кто не как он (семь ответов с вариациями).
США воюет где придется за свою власть над миром. Но нас им не победить.
Все вместе воюют против терроризма (три ответа).
Все против ИГИЛ, но между собой тоже договориться не могут.
Запад (в основном США) против нас (пять ответов).
Один ответ: мы все воюем против инопланетян, просто пока об этом не знаем.
Два ответа: все против всех, мир так устроен. Один из ответивших (кавказец): поэтому я хочу, когда подрасту, стать наемником. У нас или, может, во Французском иностранном легионе.
Европа и США воюют за демократию во всем мире (нет, нет, не финн и не немец — татарин!).
Силы добра воюют против сил зла (мы, Россия, на стороне сил добра, Путин — главный джедай).
Господь сражается с Сатаной, так всегда было, мы, Россия, опять же в основном на светлой стороне, но иногда нас заносит, ибо Сатана силен и коварен.
Иншалла... (один из среднеазиатов).
Вопрос: что бы ты поменял, если бы сам стал президентом?
- раздал бы всем детям по айфону;
- запретил родителям командовать детьми;
- предложил бы всем странам дружить;
- ничего не стал бы менять, я еще мало знаю, вдруг чего испорчу (десять ответов с вариациями);
- открыл бы все границы — они устарели, и все равно интернет границ не знает;
- дружил бы с Китаем, за ним будущее;
- охранял бы природу больше, и чтобы собак не убивали;
- нужно восстановить СССР;
- развитие и льготное кредитование мелкого и среднего бизнеса в регионах (но не в Москве и Питере — пусть туда едут), развитие туризма на Дальнем Востоке, направление прибылей от нефти на перевооружение тяжелой промышленности, спустить на тормозах все внешние конфликты, притвориться демократической овечкой и сосредоточиться на внутренней социальной сфере, повысить пенсионный возраст, вкладывать деньги в прикладную (фундаментальную пока не потянем) науку, в основном в перерабатывающую промышленность, органический синтез, фармакологию и генетику (чисто по электронике нам не догнать, нечего и позориться, но по нейросетям у нас есть заделы), реформа самоуправления на местах... и еще три страницы (!) убористого, местами очень неглупого текста. 17 лет. Новый Явлинский? А вдруг судьба этого сложится не столь печально?
Вопрос: кто из политиков тебе нравится?
Первое место — Путин.
Второе — Че Гевара (четыре ответа).
Еще — Навальный, Трамп, Гурбангулы Мяликкулиевич Бердыммухаммедов, К. Собчак, Индира Ганди, Ленин, Сталин, Брежнев, Петр I, Столыпин (боже, а это-то откуда?), Александр Македонский, король Артур, Дарт Вейдер, Дейенерис Таргариен...
Кажется, нас все-таки ждут интересные времена, вы согласны?
Авторская статья
Сейчас мирное время или война? Если война, то кто с кем воюет? Крым наш? Что бы ты поменял, если бы стал президентом? Эти и другие вопросы задала в начале 2018 года детям и подросткам психолог Екатерина Мурашова. Что ответили ее респонденты и какие на основании их ответов можно сделать выводы? Глава из новой книги