Цель брака - любовь
Пантелеймон 17-июл, 10:59 563Интервью о многодетности настоятеля Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцента Московской духовной академии, главного редактора портала Богослов.Ру протоиерея Павла Великанова комментирует протоиерей Максим Первозванский, многодетный отец, главный редактор журнала «Наследник»
В разобщенности людей виновата не советизация, а индустриализация
Статья протоиерея Павла состоит из двух очень разных частей, неравных как по объёму, так и по содержанию. В первой части он пишет о состоянии современного православного российского общества вообще, при этом связывает вещи, которые, на мой взгляд, связывать совершенно некорректно, примерно, как тёплое и зелёное. Он говорит о том, что разобщенность современного общества связана с советской историей. Я категорически с этим не согласен. И не потому, что я хорошо или плохо отношусь к советской истории, а потому что это просто ошибка.
Разобщенность общества всегда возникает в связи с индустриализацией, с разрушением сельской общины, и неважно, по какому типу происходит эта индустриализация – по социалистическому или по капиталистическому. Огораживание в Англии так же разрушало общество, как коллективизация и индустриализация в России в 30-х, а затем 40-х и 60-х годах. Потому что индустриальное общество требует человека-индивидуума, живущего самого по себе. Еще Карл Маркс сказал, что труд должен стать товаром, чего в традиционных обществах нет.
Поэтому при всей сложности и трагичности истории нашей родины в ХХ веке, ни в коем случае не нужно все проблемы списывать на советизацию. Везде, не важно в России ли, в США, в Индии или Китае, где возникает капитализм, города индустриального типа, а потом мегаполисы, степень разобщенности резко возрастает. Даже современной деревне она высокая, но гораздо ниже, чем в современном маленьком городе, а в мегаполисе она совсем большая. И неважно, что это за мегаполис – Москва или Нью-Йорк. Даже на православном приходе, достаточно стабильном и дружном, люди, стоящие на службе, часто не знают друг друга. А соседи, живущие в одном подъезде, хорошо, если здороваются в лифте – это значит, в этом подъезде очень здоровая атмосфера. Общество действительно серьезно разобщено.
Многодетность – не панацея
Теперь о многодетности. Безусловно, многодетность не является панацеей в том случае, если у людей в семье, в отношениях, во внутренней жизни есть какие-то серьезные проблемы.
Если люди в повседневной жизни не живут друг ради друга, а живут ради собственного эгоизма; если у них нет стремления, желания или возможности решить свои материальные проблемы базового уровня – где жить, что есть, во что одеться; – если Господь не дает родителям любви к детям, если психика родителей неустойчива, если у мужа и жены (неважно, как они строят свою семью – патриархально, равноправно или матриархально) нет сбалансированных отношений, то многодетность не только не поможет, а наоборот усугубит и приблизит гибель семьи.
Конечно, многодетная семья по отношению к целому ряду внешних воздействий гораздо более уязвима, чем семья малодетная – мама, папа и один или двое несовершеннолетних детей (модель, распространенная в индустриальном обществе). Потому что в случае, например, серьезной болезни одного из детей, внимание родителей полностью переключается на решение этой проблемы, и остальные дети оказываются лишены какого бы то ни было родительского внимания. Поэтому при каких-то серьезных воздействиях многодетная семья оказывается неустойчивой.
Но если проблемы базового уровня решены – семье есть, где жить, есть, что есть, – если в семье родители любят друг друга, если у них хоть сколько-то сбалансированы отношения, то тогда многодетная семья оказывается саморегулирующейся системой. И очень многие проблемы, которые в малодетной семье приходится решать специально, в многодетной семье решаются автоматически. Это закон о сложности – в сложноорганизованной системе проблемы простого уровня решаются автоматически.
Поэтому, если эту сложность удастся поддерживать гармонично и сбалансированно, то в многодетной семье жить просто замечательно, и дети там счастливы, нет проблем с воспитанием, образованием, мотивацией жизни, с любовью, взаимопомощью и так далее.
Целью брака, с христианской точки зрения, является любовь, а не количество детей. Дети – это плоды этой любви. Конечно, если не любящие друг друга муж и жена живут с тремя детьми на вокзале, я бы не советовал им рожать четвертого. Только если любви хватает, особенно, если Господь подкрепляет эту любовь материальными возможностями, многодетная семья – это замечательно и православно.
Подготовила Мария Строганова
Интервью о многодетности настоятеля Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцента Московской духовной академии, главного редактора портала Богослов.Ру протоиерея Павла Великанова комментирует протоиерей Максим Первозванский, многодетный отец, главный редактор журнала «Наследник»В разобщенности людей виновата не советизация, а индустриализация Статья протоиерея Павла состоит из двух очень разных частей, неравных как по объёму, так и по содержанию. В первой части он пишет о состоянии современного православного российского общества вообще, при этом связывает вещи, которые, на мой взгляд, связывать совершенно некорректно, примерно, как тёплое и зелёное. Он говорит о том, что разобщенность современного общества связана с советской историей. Я категорически с этим не согласен. И не потому, что я хорошо или плохо отношусь к советской истории, а потому что это просто ошибка. Разобщенность общества всегда возникает в связи с индустриализацией, с разрушением сельской общины, и неважно, по какому типу происходит эта индустриализация – по социалистическому или по капиталистическому. Огораживание в Англии так же разрушало общество, как коллективизация и индустриализация в России в 30-х, а затем 40-х и 60-х годах. Потому что индустриальное общество требует человека-индивидуума, живущего самого по себе. Еще Карл Маркс сказал, что труд должен стать товаром, чего в традиционных обществах нет. Поэтому при всей сложности и трагичности истории нашей родины в ХХ веке, ни в коем случае не нужно все проблемы списывать на советизацию. Везде, не важно в России ли, в США, в Индии или Китае, где возникает капитализм, города индустриального типа, а потом мегаполисы, степень разобщенности резко возрастает. Даже современной деревне она высокая, но гораздо ниже, чем в современном маленьком городе, а в мегаполисе она совсем большая. И неважно, что это за мегаполис – Москва или Нью-Йорк. Даже на православном приходе, достаточно стабильном и дружном, люди, стоящие на службе, часто не знают друг друга. А соседи, живущие в одном подъезде, хорошо, если здороваются в лифте – это значит, в этом подъезде очень здоровая атмосфера. Общество действительно серьезно разобщено. Многодетность – не панацея Теперь о многодетности. Безусловно, многодетность не является панацеей в том случае, если у людей в семье, в отношениях, во внутренней жизни есть какие-то серьезные проблемы. Если люди в повседневной жизни не живут друг ради друга, а живут ради собственного эгоизма; если у них нет стремления, желания или возможности решить свои материальные проблемы базового уровня – где жить, что есть, во что одеться; – если Господь не дает родителям любви к детям, если психика родителей неустойчива, если у мужа и жены (неважно, как они строят свою семью – патриархально, равноправно или матриархально) нет сбалансированных отношений, то многодетность не только не поможет, а наоборот усугубит и приблизит гибель семьи. Конечно, многодетная семья по отношению к целому ряду внешних воздействий гораздо более уязвима, чем семья малодетная – мама, папа и один или двое несовершеннолетних детей (модель, распространенная в индустриальном обществе). Потому что в случае, например, серьезной болезни одного из детей, внимание родителей полностью переключается на решение этой проблемы, и остальные дети оказываются лишены какого бы то ни было родительского внимания. Поэтому при каких-то серьезных воздействиях многодетная семья оказывается неустойчивой. Но если проблемы базового уровня решены – семье есть, где жить, есть, что есть, – если в семье родители любят друг друга, если у них хоть сколько-то сбалансированы отношения, то тогда многодетная семья оказывается саморегулирующейся системой. И очень многие проблемы, которые в малодетной семье приходится решать специально, в многодетной семье решаются автоматически. Это закон о сложности – в сложноорганизованной системе проблемы простого уровня решаются автоматически. Поэтому, если эту сложность удастся поддерживать гармонично и сбалансированно, то в многодетной семье жить просто замечательно, и дети там счастливы, нет проблем с воспитанием, образованием, мотивацией жизни, с любовью, взаимопомощью и так далее. Целью брака, с христианской точки зрения, является любовь, а не количество детей. Дети – это плоды этой любви. Конечно, если не любящие друг друга муж и жена живут с тремя детьми на вокзале, я бы не советовал им рожать четвертого. Только если любви хватает, особенно, если Господь подкрепляет эту любовь материальными возможностями, многодетная семья – это замечательно и православно. Подготовила Мария Строганова