Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры - «Развитие ребёнка»
Young 28-дек, 16:00 1 234Психотерапевтка Наталья Ульянова написала для Мамы.ру цикл увлекательных статей о том, как разные виды игр влияют на развитие детей. Это четвёртая часть, а вот первая, вторая и третья.
Сюжетно-ролевые игры — самый сложный вид детской игры. Главные их составляющие, как понятно из названия: наличие сюжета — последовательной смены игровых событий от завязки до кульминации и окончания — и ролей, то есть моделей поведения участников, определяемых правилами игры. Если сенсорные игры знакомят малыша с миром его собственных ощущений, а предметные — с многообразием вещей вокруг, то сюжетно-ролевые игры направлены, прежде всего, на освоение социального взаимодействия, отработку навыков общения, работы в парах и группах.
Что происходит?
Зачатки ролевой игры видны уже в эпоху раннего детства: малыш может играть, например, в “чаепитие” или “дочки-матери”, предлагая плюшевым зверям воображаемую еду в кукольных тарелочках или катая пупса в маленькой коляске. В это время игра еще представляет собой подражание действиям взрослых, которые ребенок видит на примере собственной семьи, но в какой-то момент количество переходит в качество, и фокус внимания смещается с самого действия на субъект, который его выполняет — тут-то и рождается роль. В реальной жизни это происходит, например, так: малыш назначает одну из игрушек “папой”, а другую “сыном”, повязывает “папе” фартук и отправляет его на кухню готовить фирменный папин плов, а “сына” сажает за стол и “за него” стучит ложкой и кричит “есть хочу!” Первые ролевые игры, как правило, воспроизводят часто повторяющиеся сценарии взаимоотношений членов семьи или героев хорошо знакомых сказок, но постепенно репертуар действий персонажей расширяется, и к роли понемногу добавляется сюжет. Появляется завязка игры: малышу уже недостаточно распределить, кто кем будет, и он предлагает некую ситуацию, в которой оказываются герои игры: “Давай как будто ты мама, которая спешит на работу, а я твоя дочка, которая не хочет в детский сад?”
По мере развития познавательных функций: мышления, памяти, воображения — и речи сюжеты игр все больше усложняются, в них добавляются фантазийные элементы, в качестве действующих лиц появляются герои книг, комиксов и мультфильмов. В этот период часто проявляется феномен “внутренней речи”: ребенок в игре разговаривает “сам с собой”, проговаривая действия и реплики выдуманных им же персонажей и определяя последовательность смены событий.
Еще одно важное приобретение этапа сюжетно-ролевой игры — практическое освоение понятия “символ”. Речевым маркером этого новообразования является знаменитое детское “как будто”: давай играть, как будто камень — это сундук, лист подорожника — флаг, а палка — вовсе не палка, а настоящий старинный мушкет. Ребенок “заменяет” недостающие предметы тем, что попалось под руку и хоть немного напоминает нужную в игре вещь, и в то же время прекрасно отдает себе отчет, что это превращение происходит “понарошку”: когда игра заканчивается, “мушкет”, “сундук” и “флаг” без всякого сожаления летят в ближайшую канаву. Развитие символизации — важнейший шаг на пути формирования абстрактного мышления, позволяющего размышлять и исследовать предметы и явления, недоступные чувственному восприятию.
Как играть?
Хорошая новость для родителей состоит в том, что их помощь и непосредственное участие необходимы только на ранних этапах развития сюжетно-ролевой игры. Позже ребенок, во-первых, учится играть сам и иногда даже просит взрослых не мешать его полету фантазии; во-вторых — осваивает социальное взаимодействие и понемногу включается в игры со сверстниками в детском саду или на площадке. Тем не менее, взрослый остается главным модератором и примером для подражания “образцово-показательному” поведению игрока. В качестве стимулов к развитию ролевой и сюжетной игры можно использовать следующие приёмы:
- чтение по ролям — очень интересно бывает читать вслух книжки с большим количеством диалогов (а еще лучше — детские пьесы) по очереди, разными голосами, “отдавая” ребенку сперва самую простую роль, затем — всё более сложные, а потом и сразу несколько одновременно;
- разыгрывание сказок с помощью игрушек — начинать лучше с хорошо известных малышу и простых сюжетов (“Теремок”, “Репка”, “Колобок” и т.п.), постепенно вводя в действие неожиданные повороты, новых героев и т.д.; чуть позже стоит попробовать разыграть более сложные и длинные сказки;
- кукольный или теневой театр — можно устраивать целые представления с готовыми куклами или вырезанными из картона фигурками, “сценой” и “занавесом”, за которыми прячутся “кукловоды”, и снимать их на видео или просто показывать гостям, дедушкам и бабушкам и т.д.;
- игры с бытовыми сюжетами — довольно часто малыши сами инициируют игры на простые повседневные темы: поход в магазин, к врачу, занятия в школе и т.д. — родители могут включаться в них, постепенно добавляя спонтанности в привычный ход событий;
- участие в маскарадах — помимо традиционных утренников и ёлок, разного рода костюмированные вечеринки можно устраивать самим или с друзьями в парке, лесу или собственной квартире, перевоплощаясь в любимых героев не только с помощью нарядов, но и подражая их голосу и поведению;
- игры с правилами — учить детей играм, которые были популярны во времена нашего детства — от “гусей-лебедей” до “казаков-разбойников” — не только полезно, но и весьма увлекательно, особенно, если включаться в сюжетное действие наравне с юными участниками;
- сюжетное рисование — существуют разные способы использования этой техники: рисовать на одном листе нескольких персонажей, комментируя, что делает каждый из них; составлять серию рисунков с одними и теми же героями так, чтобы получилась история; создавать целые альбомы комиксов с подписями реплик в специальных “облачках” и т.д. — объединяет их чрезвычайная простота и вместе с тем необычайная польза;
- съемки мультфильмов или коротких видеосюжетов — такой вид деятельности больше подойдет для старших дошкольников, поскольку включает сразу несколько подготовительных этапов: создание сценария, разучивание ролей и репетиции или изготовление фигурок персонажей для мультфильма, съемку, монтаж и озвучивание — но и результат, сохраняющийся на долгие годы, того стоит!
Какие игрушки использовать?
Весьма вероятно, что уже к трем годам ребенка у него скопится солидный запас игрушек, половина из которых вполне успешно может использоваться и в ролевых, и в сюжетных играх. Вторая половина отыщется или создастся прямо на месте — из природных материалов или запасов не очень нужных вещей в родительской квартире.
В возрасте старше трех лет дети редко пытаются съесть или вдохнуть мелкие детали (хотя казусы иногда все же случаются), так что требования к безопасности игрушек несколько снижаются. Тем не менее, предметы, с которыми предполагается длительный контакт, не должны содержать в составе токсичные материалы, отсеки для батареек должны плотно фиксироваться, игрушки не должны иметь острых краев, и т.п. Очень яркие и очень громкие игрушки могут способствовать перевозбуждению ребенка, поэтому их использование лучше ограничивать разумными пределами.
Среди наиболее “универсальных” наборов для игр можно отметить следующие: конструкторы разных размеров и моделей, серии пальчиковых и перчаточных кукол, мягкие или моющиеся игрушки в виде разных животных; куклы-девочки и куклы-мальчики; игрушечная одежда, посуда, мебель; тематические наборы для игр в “профессии” (доктора, фокусника, строителя и т.п.); машины, мячи, спортивные аксессуары. Кроме того, в дошкольном возрасте малыши подвержены влиянию “моды” на игрушки, так что родителям детей, активно общающихся со сверстниками в садике или на кружках, скорее всего, не удастся избежать покупки фигурок мультгероев, а также прыгающих, ползающих или летающих монстров, популярных в конкретный период. В каждой семье вырабатывается собственное отношение к таким игрушкам, хотя не стоит забывать, что радость от их приобретения обычно бывает бурной, но недолгой. Впрочем, дошкольники с удивительной легкостью относятся и к замене недостающих предметов их символическими обозначениями (“Пусть вместо корзинки с пирожками у нас будет вот это ведерко”), и к неожиданным изменениям сюжета под влиянием имеющихся условий (“Игрушки-Волка у нас нет, так что пусть Красная Шапочка встретит в лесу вот этого Динозавра!”). И это действительно прекрасно.
Играйте с радостью!
Продолжение здесь.
Психотерапевтка Наталья Ульянова написала для Мамы.ру цикл увлекательных статей о том, как разные виды игр влияют на развитие детей. Это четвёртая часть, а вот первая, вторая и третья. Сюжетно-ролевые игры — самый сложный вид детской игры. Главные их составляющие, как понятно из названия: наличие сюжета — последовательной смены игровых событий от завязки до кульминации и окончания — и ролей, то есть моделей поведения участников, определяемых правилами игры. Если сенсорные игры знакомят малыша с миром его собственных ощущений, а предметные — с многообразием вещей вокруг, то сюжетно-ролевые игры направлены, прежде всего, на освоение социального взаимодействия, отработку навыков общения, работы в парах и группах. Что происходит? Зачатки ролевой игры видны уже в эпоху раннего детства: малыш может играть, например, в “чаепитие” или “дочки-матери”, предлагая плюшевым зверям воображаемую еду в кукольных тарелочках или катая пупса в маленькой коляске. В это время игра еще представляет собой подражание действиям взрослых, которые ребенок видит на примере собственной семьи, но в какой-то момент количество переходит в качество, и фокус внимания смещается с самого действия на субъект, который его выполняет — тут-то и рождается роль . В реальной жизни это происходит, например, так: малыш назначает одну из игрушек “папой”, а другую “сыном”, повязывает “папе” фартук и отправляет его на кухню готовить фирменный папин плов, а “сына” сажает за стол и “за него” стучит ложкой и кричит “есть хочу!” Первые ролевые игры, как правило, воспроизводят часто повторяющиеся сценарии взаимоотношений членов семьи или героев хорошо знакомых сказок, но постепенно репертуар действий персонажей расширяется, и к роли понемногу добавляется сюжет . Появляется завязка игры: малышу уже недостаточно распределить, кто кем будет, и он предлагает некую ситуацию, в которой оказываются герои игры: “Давай как будто ты мама, которая спешит на работу, а я твоя дочка, которая не хочет в детский сад?” По мере развития познавательных функций : мышления, памяти, воображения — и речи сюжеты игр все больше усложняются, в них добавляются фантазийные элементы, в качестве действующих лиц появляются герои книг, комиксов и мультфильмов. В этот период часто проявляется феномен “внутренней речи”: ребенок в игре разговаривает “сам с собой”, проговаривая действия и реплики выдуманных им же персонажей и определяя последовательность смены событий. Еще одно важное приобретение этапа сюжетно-ролевой игры — практическое освоение понятия “символ”. Речевым маркером этого новообразования является знаменитое детское “как будто”: давай играть, как будто камень — это сундук, лист подорожника — флаг, а палка — вовсе не палка, а настоящий старинный мушкет. Ребенок “заменяет” недостающие предметы тем, что попалось под руку и хоть немного напоминает нужную в игре вещь, и в то же время прекрасно отдает себе отчет, что это превращение происходит “понарошку”: когда игра заканчивается, “мушкет”, “сундук” и “флаг” без всякого сожаления летят в ближайшую канаву. Развитие символизации — важнейший шаг на пути формирования абстрактного мышления, позволяющего размышлять и исследовать предметы и явления, недоступные чувственному восприятию. Как играть? Хорошая новость для родителей состоит в том, что их помощь и непосредственное участие необходимы только на ранних этапах развития сюжетно-ролевой игры. Позже ребенок, во-первых, учится играть сам и иногда даже просит взрослых не мешать его полету фантазии; во-вторых — осваивает социальное взаимодействие и понемногу включается в игры со сверстниками в детском саду или на площадке. Тем не менее, взрослый остается главным модератором и примером для подражания “образцово-показательному” поведению игрока. В качестве стимулов к развитию ролевой и сюжетной игры можно использовать следующие приёмы: чтение по ролям — очень интересно бывает читать вслух книжки с большим количеством диалогов (а еще лучше — детские пьесы) по очереди, разными голосами, “отдавая” ребенку сперва самую простую роль, затем — всё более сложные, а потом и сразу несколько одновременно; разыгрывание сказок с помощью игрушек — начинать лучше с хорошо известных малышу и простых сюжетов (“Теремок”, “Репка”, “Колобок” и т.п.), постепенно вводя в действие неожиданные повороты, новых героев и т.д.; чуть позже стоит попробовать разыграть более сложные и длинные сказки; кукольный или теневой театр — можно устраивать целые представления с готовыми куклами или вырезанными из картона фигурками, “сценой” и “занавесом”, за которыми прячутся “кукловоды”, и снимать их на видео или просто показывать гостям, дедушкам и бабушкам и т.д.; игры с бытовыми сюжетами — довольно часто малыши сами инициируют игры на простые повседневные темы: поход в магазин, к врачу, занятия в школе и т.д. — родители могут включаться в них, постепенно добавляя спонтанности в привычный ход событий; участие в маскарадах — помимо традиционных утренников и ёлок, разного рода костюмированные вечеринки можно устраивать самим или с друзьями в парке, лесу или собственной квартире, перевоплощаясь в любимых героев не только с помощью нарядов, но и подражая их голосу и поведению; игры с правилами — учить детей играм, которые были популярны во времена нашего детства — от “ гусей-лебедей ” до “ казаков-разбойников ” — не только полезно, но и весьма увлекательно, особенно, если включаться в сюжетное действие наравне с юными участниками; сюжетное рисование — существуют разные способы использования этой техники: рисовать на одном листе нескольких персонажей, комментируя, что делает каждый из них; составлять серию рисунков с одними и теми же героями так, чтобы получилась история; создавать целые альбомы комиксов с подписями реплик в специальных “облачках” и т.д. — объединяет их чрезвычайная простота и вместе с тем необычайная польза; съемки мультфильмов или коротких видеосюжетов — такой вид деятельности больше подойдет для старших дошкольников, поскольку включает сразу несколько подготовительных этапов: создание сценария, разучивание ролей и репетиции или изготовление фигурок персонажей для мультфильма, съемку, монтаж и озвучивание — но и результат, сохраняющийся на долгие годы, того стоит! Какие игрушки использовать? Весьма вероятно, что уже к трем годам ребенка у него скопится солидный запас игрушек, половина из которых вполне успешно может использоваться и в ролевых, и в сюжетных играх. Вторая половина отыщется или создастся прямо на месте — из природных материалов или запасов не очень нужных вещей в родительской квартире. В возрасте старше трех лет дети редко пытаются съесть или вдохнуть мелкие детали (хотя казусы иногда все же случаются), так что требования к безопасности игрушек несколько снижаются. Тем не менее, предметы, с которыми предполагается длительный контакт, не должны содержать в составе токсичные материалы, отсеки для батареек должны плотно фиксироваться, игрушки не должны иметь острых краев, и т.п. Очень яркие и очень громкие игрушки могут способствовать перевозбуждению ребенка, поэтому их использование лучше ограничивать разумными пределами. Среди наиболее “универсальных” наборов для игр можно отметить следующие: конструкторы разных размеров и моделей, серии пальчиковых и перчаточных кукол, мягкие или моющиеся игрушки в виде разных животных; куклы-девочки и куклы-мальчики; игрушечная одежда, посуда, мебель; тематические наборы для игр в “профессии” (доктора, фокусника, строителя и т.п.); машины, мячи, спортивные аксессуары. Кроме того, в дошкольном возрасте малыши подвержены влиянию “моды” на игрушки, так что родителям детей, активно общающихся со сверстниками в садике или на кружках, скорее всего, не удастся избежать покупки фигурок мультгероев, а также прыгающих, ползающих или летающих монстров, популярных в конкретный период. В каждой семье вырабатывается собственное отношение к таким игрушкам, хотя не стоит забывать, что радость от их приобретения обычно бывает бурной, но недолгой. Впрочем, дошкольники с удивительной легкостью относятся и к замене недостающих предметов их символическими обозначениями (“Пусть вместо корзинки с пирожками у нас будет вот это ведерко”), и к неожиданным изменениям сюжета под влиянием имеющихся условий (“Игрушки-Волка у нас нет, так что пусть Красная Шапочка встретит в лесу вот этого Динозавра!”). И это действительно прекрасно. Играйте с радостью! Продолжение здесь.