Абакус вам в руки. Ментальная арифметика тренирует память, слух и наблюдательность - «Я и Дети»
Mathews 14-фев, 10:23 1 252Это одна из наиболее молодых, быстро развивающихся и перспективных методик обучения. Благодаря ей можно развить когнитивные, в первую очередь, математические способности ребенка так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления.Зачем это нужно детям?Мы знаем, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое — за логику, хотя, безусловно, все несколько сложнее. Например, за запоминание слов отвечает левое полушарие, а за образ слов — правое, так что в итоге овладение речью становится задачей для одновременной работы обоих полушарий и требует как наращивания нейронных связей, так и увеличения сложности работы мозга в целом. В ментальной арифметике все начинается с работы на абакусе. Абакус — это счеты с косточками на спицах. Передвигая косточки на абакусе двумя руками особыми движениями, мы осуществляем счет. Работая левой рукой, мы активируем правое полушарие, а при манипуляциях правой рукой — левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. Основная задача ментальной арифметики — задействовать оба полушария в процессе обучения счету. Это возможно благодаря упражнениям на абакусе для обеих рук. Ментальная арифметика помогает освоить навыки быстрого вычисления и развить аналитические способности. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их. Так, уже всего через месяц активного обучения дети с легкостью смогут решать примеры в уме намного быстрее своих сверстников, а через 3-4 месяца они смогут выполнять операции с двузначными числами так же в уме. Далее происходит обучение счету большей разрядности.
Что происходит после освоения абакуса?Уже с пробного занятия ребята знакомятся со спецификой счета на абакусе и с ментальным счетом. Это устный счет, в котором, непременно, визуализируя счеты, считают арифметические примеры. При обычном школьном освоении арифметики есть очень большая разница между операциями над числами разных разрядов: так считать однозначные значительно проще, чем двузначные или четырехзначные числа. В ментальной арифметике такого жесткого отличия нет. Это всего лишь технологии обучения, которые даже 5-летние дети осваивают с легкостью.Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. Первое, что делают дети, это осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Абакус позволяет свободно выполнять арифметические действия практически любой сложности.Вторая часть программы, как ни странно, осваивается параллельно с первой. Главная задача здесь — это переход к счету в уме. Так, после прохождения курса «Сложение и вычитание», ученики будут с легкостью применять все правила по данной теме при ментальном счете. Занятия направлены на постепенный переход от физического счета на реальном абакусе к ментальному счету на воображаемом. Левое полушарие воспринимает цифры, правое — образ косточек счетов. Так ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. Происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа — это образ абакуса в уме, а процесс вычисления ассоциируется с движением косточек счетов. По окончании полного курса дети также ментально освоят все правила умножения и деления.
Владимир Федяй, , основатель Академии развития интеллекта АМАKids&SMARTUM
В каком возрасте лучше заниматься ментальной арифметикой?В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у ребенка. Следовательно, усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Эксперты рекомендуют детям в этом возрасте изучать иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды внеклассной деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга способствует легкому и продуктивному дальнейшему обучению. Например, по окончании двух месяцев занятий дети рассказывают стихотворение, одновременно решая примеры в уме. Кстати, известны случаи, когда после занятий ментальной арифметикой у детей просыпалось чувство ритма, и они делали успехи, например, в танцах. К чему можно прийти, занимаясь ментальной арифметикой?Главные цели ментальной арифметики — это концентрация внимания, развитие памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном и системном обучении ребенок может выполнять сложные арифметические задачи в уме. Например, складывать 10-значные числа за несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи быстрее калькулятора.К сожалению, в России почти нет научных исследований в области влияния ментальной арифметикой на интеллектуальное и личностное развитие ребенка, но существует немало зарубежных трудов.Например, Майкл Франк, профессор Стэнфордского университета, проведя широкомасштабное исследование в Индии, говорит о том, что ментальные расчеты не оперируют языковой, лингвистической системой, а основываются на визуальном опыте. В частности, на способности представлять несколько групп объектов параллельно для создания воображаемых образов. Ученый вместе с коллегами давал задание испытуемым для выполнения арифметических действий, при этом мешая производить вычисления различными способами (постукивая, читая вслух книгу и т.д.). Оказалось, что ученики школ ментальной арифметики показали наиболее высокие результаты по сравнению с группой, не проходившей обучение по данной программе. Неподготовленные дети были более восприимчивы к различным помехам, тогда как дети, обученные ментальной арифметике, проявили более высокую способность к концентрации и управлению вниманием.Сама конструкция абакуса делает его не только мощным вычислительным инструментом, но и облегчает процесс визуализации (представление образа в уме). Группировка косточек в наборы цифр облегчает удерживание этих цифр в зрительной памяти так же, как мы группируем длинные телефонные номера в трехзначные или четырехзначные числа, чтобы записать и запомнить. Так как на «физическом» абакусе косточки группируются в несколько рядов, то становится легче удержать ментальный образ в голове.
Как обучаться ментальной арифметике?Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой не менее 4-х раз в неделю с учетом выполнения 15–20 минутного домашнего задания. Освоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук. Ментальная арифметика с каждым днем становится все популярнее не только в России, но и во всех странах мира. Поэтому такие международные олимпиады, как VF CUP, позволяют объединять и расширять международное сообщество любителей ментальной арифметики, независимо от их уровня подготовки и места проживания. Автор: Владимир Федяй, основатель Академии развития интеллекта АМАKids&SMARTUM и первой онлайн Олимпиады по ментальной арифметике VF CUP.
Это одна из наиболее молодых, быстро развивающихся и перспективных методик обучения. Благодаря ей можно развить когнитивные, в первую очередь, математические способности ребенка так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления.Зачем это нужно детям?Мы знаем, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое — за логику, хотя, безусловно, все несколько сложнее. Например, за запоминание слов отвечает левое полушарие, а за образ слов — правое, так что в итоге овладение речью становится задачей для одновременной работы обоих полушарий и требует как наращивания нейронных связей, так и увеличения сложности работы мозга в целом. В ментальной арифметике все начинается с работы на абакусе. Абакус — это счеты с косточками на спицах. Передвигая косточки на абакусе двумя руками особыми движениями, мы осуществляем счет. Работая левой рукой, мы активируем правое полушарие, а при манипуляциях правой рукой — левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. Основная задача ментальной арифметики — задействовать оба полушария в процессе обучения счету. Это возможно благодаря упражнениям на абакусе для обеих рук. Ментальная арифметика помогает освоить навыки быстрого вычисления и развить аналитические способности. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их. Так, уже всего через месяц активного обучения дети с легкостью смогут решать примеры в уме намного быстрее своих сверстников, а через 3-4 месяца они смогут выполнять операции с двузначными числами так же в уме. Далее происходит обучение счету большей разрядности. Что происходит после освоения абакуса?Уже с пробного занятия ребята знакомятся со спецификой счета на абакусе и с ментальным счетом. Это устный счет, в котором, непременно, визуализируя счеты, считают арифметические примеры. При обычном школьном освоении арифметики есть очень большая разница между операциями над числами разных разрядов: так считать однозначные значительно проще, чем двузначные или четырехзначные числа. В ментальной арифметике такого жесткого отличия нет. Это всего лишь технологии обучения, которые даже 5-летние дети осваивают с легкостью.Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. Первое, что делают дети, это осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Абакус позволяет свободно выполнять арифметические действия практически любой сложности.Вторая часть программы, как ни странно, осваивается параллельно с первой. Главная задача здесь — это переход к счету в уме. Так, после прохождения курса «Сложение и вычитание», ученики будут с легкостью применять все правила по данной теме при ментальном счете. Занятия направлены на постепенный переход от физического счета на реальном абакусе к ментальному счету на воображаемом. Левое полушарие воспринимает цифры, правое — образ косточек счетов. Так ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. Происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа — это образ абакуса в уме, а процесс вычисления ассоциируется с движением косточек счетов. По окончании полного курса дети также ментально освоят все правила умножения и деления. Владимир Федяй, основатель Академии развития интеллекта АМАKids