А я в детстве один гулял. Куда исчезла детская самостоятельность - «Дети»
Христина 17-июн, 14:00 1 713Если верить поисковым запросам на тему "самостоятельный ребенок", то родителей больше всего волнует, чтобы ребенок научился засыпать самостоятельно (желательно в год или раньше) и "самостоятельно кушать ложкой". От дальнейших же проявлений самостоятельности — самому готовить несложные блюда, убирать за собой, самостоятельно ходить на занятия и в магазин — мы своих детей все чаще оберегаем. Хотя с ностальгией вспоминаем детство "с ключом на шее". Психолог Анна Быкова, известная как "ленивая мама", объясняет, куда делись самостоятельные дети.
"Скажите, это вы ленивая мама?" — весьма неожиданно было получить такой вопрос в социальной сети. Это что? Какая-то акция? И что отвечать? Оправдаться? Перечислить все свои навыки, умения и обязанности? А может, выслать копию трудовой книжки?
На всякий случай уточняю: "В смысле?"
И вопрос ставится уже по-другому: "Это вы автор статьи про „ленивую маму“?"
Ах, да, тогда это я...
Но изначально это была не статья. На одном из многочисленных психологических форумов была поднята тема об инфантилизме подрастающего поколения и его причинах. Если коротко, то все стенания комментаторов можно было свести к перефразированной цитате классика: "Ведь были ж дети в наше время!". После чего шли перечисления: "в пять лет бегал на молочную кухню за детским питанием для брата", "в семь лет брата из садика забирал", "в десять лет моей обязанностью было приготовить ужин для всей семьи".
Помню, я позволила себе иронично высказаться о прямой взаимосвязи между поведением детей и поведением родителей: "Если бы мамы были чуть более ленивы и не делали все за детей, то детям пришлось бы стать более самостоятельными".
Если подумать, это и в самом деле так. Ведь дети за последние десятилетия не стали реально хуже. Они не стали физически слабее и не утратили способности к труду. Однако возможностей для проявления своей способности к самостоятельным действиям у них стало меньше.
Почему? Потому что детская самостоятельность перестала быть жизненно важной потребностью для семьи, потребностью, освобождающей мамины руки и мамино время для зарабатывания на хлеб насущный. Более того, в восприятии многих родителей самостоятельность стала синонимом опасности.
А дети — они ведь не просто дети, а дети своих родителей, то есть являются частью семейной системы, где все элементы взаимосвязаны. Когда меняется поведение родителей, соответственно меняется и поведение детей.
Если все делать за ребенка, то у него не будет стимулов для развития. И наоборот, если взрослые перестают делать за ребенка то, что ему уже по силам, то ребенок начинает самостоятельно реализовывать возникающие потребности.
Где мои носки?
Несамостоятельность в отношениях "родитель — ребенок" или "муж — жена" всегда имеет под собой какую-то выгоду, скрытую потребность каждого участника системы.
— Мы живем вместе уже десять лет, и каждое утро начинается с вопроса: "Люба, где мои носки?" Это же невыносимо!
— Но вы десять лет это терпели, а что сейчас привело вас на консультацию к семейному психологу?
— У нас родился сын. Чудесный мальчик, очень сообразительный, быстро развивается. Он рано начал говорить, ему сейчас полтора года, а он уже стишки за мной повторяет! — Лицо женщины светится радостью и гордостью за сына.
— И как это связано с носками мужа?
Выражение лица и интонация снова меняются:
— Он повторяет за мужем: "Где мои носки"! Это ж какой пример он сыну подает! Это ж кто у нас вырастет?
— Понятно. Скажите, а что делаете вы, когда слышите от мужа этот вопрос?
— Я? Подаю ему носки.
— Все десять лет?
— Ну да.
— Представляете, насколько у него этот рефлекс закрепился? Причем с вашей подачи. В прямом смысле. Он спрашивает — вы подаете. Если вам хочется, чтобы муж изменил свое поведение, то прежде всего вы должны поменять свое.
— И как мне его поменять? Сказать ему: "Сам о своих носках позаботься"?
— Звучит грубовато... А если придумать более мягкий вариант?
— Носки в шкафу в спальне, на второй полке снизу, твои — слева.
— У вас всегда носки лежат на одном и том же месте?
— Да.
— Полагаю, через несколько напоминаний ваш муж запомнит, где следует искать носки.
— А с сыном как быть, чтобы этого вопроса не было?
— Аналогично. Если носки всегда будут лежать на одном и том же месте, ребенок это запомнит. Помогут простые комментарии: "А носочки у нас лежат здесь", помогут инструкции: "Носочки нужно положить на место", помогут просьбы: "Иди, принеси носочки", "Надень, пожалуйста, носочки". И надо быть готовой к тому, что носочки ребенок наденет кверху пяткой, а может, и непарные. Зато он все сделает сам.
Авторская статья
Как появилась